Признание приоритетности образования;
Структура Образования в России.
1. Ответы для ИГА по предмету «Основы педагогики»
Основные принципы, цели, задачи Образования. Структура Образования в России.
Определение понятия «Образование» - это целенаправленная, поэтапная, системная, научная передача ЗУНов следующему поколению: в области Науки, Техники, Культуры, Медицины, Этики, Эстетики, Духовной практики, (религии) и т.д.С целью(цель образования) - сохранения, выживания, развития нации (народов) и государства..
Образование (Система образования)– это ЛИЦО Государства, лицо его экономики, нравственного, морального и культурного развития его народа и всей нации.
Настоящая (действующая) Система образования всегда определяет ближайшее и перспективное будущеежизни и экономики любой страны.
1. Образование – это основная категория Педагогической науки. Термин ввёл в 1780 году основоположник теории Обучения – Иоганн Генрих Песталоцци.
Понятие Образование - рассматривалось в широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека.
Понятие Образование – также рассматривантся в узком практическом значении – как факт получения документа - Аттестата, Свидетельства, или Диплома на определённую Квалификацию, или конкретные ЗУНы.
Образование - это процесс и результат обучения, связанный с усвоением:
Ø знаний, умений и навыков ,
Ø формированием мировоззрения ,
Ø нравственных качеств личности,
Ø развитием творческих сил и способностей каждого ученика.
Принципы Образования
Из «Закон об Образовании РФ»Принят Государственной Думой21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации26 декабря 2012 год
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей,включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Под содержанием образования следует понимать:
1) системунаучныхзнаний, практических умений и навыков;
2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;
3) часть общественного и культурного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Расшифровка ЗУНов -
1. Знание – это понимание, способность анализировать, воспроизвести и применить на практике определенные элементы общественного опыта, выраженные в понятиях, категориях, законах, фактах, теориях.Знания – это уверенное понимание, владение информацией.
2. Умение – это уверенное воспроизведение Знаний. Самостоятельное их применение на практике. (Например: разбор пьесы дома), способность применить на практике полученные в процессе обучения знания. Знания и умения являются составной частью навыков;
3. Навык – это Автоматическое (условный Рефлекс), рефлекторное использование Знаний и Умений в повседневной жизни, деятельности, в концертной практике, это составной компонент умения, доведенный до совершенства, это приемы контроля и регулирования этой деятельности. (например: выступление на сцене, игра выученной пьесы и т.д)
4. Отношение – это способность к оценке и эмоциональному восприятию опыта других поколений.
5. Творческая деятельность – высшая форма человеческой активности и самовыражения (Сочинение, аранжировка, исполнительская деятельность).
II. Цели Образования -
1. - Это создание, развитие, закрепление устойчивых Знаний, Умений, Навыков. (Расшифровать)
2. – Это Воспитание Гармонически развитой, нравственной Личности человека, способной принести пользу своему народу, обществу, семье.
3. – Это Реализация способностей Личности, её творческих и научных талантов.
4. – Это Развитие навыков Самовоспитания, Самообучения, Самообразования личности на протяжение всей жизни.
5. – Реализация Философии Самосовершенствования на основе гуманитарной Этики. Как Учителя, так и Ученика (гуманизм, сочувствие и помощь слабым, труд во имя облагораживания себя и среды обитания, равенство, демократизм, и т.д)
III. Задачи Образования(для индивидуума и государства)
-диагностика и Развитие творческих задатков и способностей человека;
- получение профессиональныхЗУНов,
- создание мотивации для самосовершенствования человека.
- создание новых трудовых кадров,
- совершенствование нравственных, духовных, культурных ценностей человека и общества.
1. Создание у ученика мотивации к обучению, тяги к Знаниям.
2. Создание Эффективной учебной Среды. (педагогические кадры, воспитатели, персонал);
3. Создание новейших и научных Средств обучения. (инструменты, технич. оснащённость, кабинеты, и т.д.)
4. Создание демократичной коммуникативной среды для общения между Учителем-Учеником-Родителями-Директором-Технич. персоналом на основе уважения, доброжелательности.
5. Стратегическое Планирование развития ученика (конечные ЗУНы)
6. Диагностика ученика, его способностей и возможностей.
7. Развитие и Подготовка Ученика к Следующей ступени обучения (СПО, ВУЗ, Академия и т.д.)
8. Практическое применение полученных ЗУНов в условиях реальной деятельности. (Конкурсы, Фестивали, Деловые игры, Экскурсии, Экспедиции, Отчётные концерты, и т.д.)
IV. Как Системный Процесс – Образование включает в себя 2 составляющих его категории (Функции):
- Обучение– получение ЗУН-ов в области науки, техники, медицины, экономики, Искусства, Культуры, творчества, общественного Права, природы, космоса, в выбранной профессии, в области экономических и юридических основ современного общества и государства.
- Воспитание– получение ЗУН-ов в области гигиены, физического развития, семейного и общественного поведения, нравственности, этики, эстетики, коммуникации, мировоззрения, идеологии, философии;
V. Как Системный Процесс – Образование включает в себя 3 составляющих его, стороны (3 юридичкских лица):
1. Объект – это Ученик. Объект для воздействия. Защищён международной конвенцией «О правах ребёнка»
2. Субъект – это Учитель, осуществляет Воздействие на Объект. Подчиняется Закону «Об образовании» от 2012г; Защищён Трудовым Кодексом РФ.
3. Родители – Юридически ответственные лица за здоровье и готовность ребёнка к обучению. (Семейный кодекс РФ)
VI. Как Системный Процесс – Образование регулируется:
1. - Конституцией РФ
2. -Законом РФ «Об Образовании», и подзаконными актами министерства образования РФ, Комитетами культуры области,
3. - ФГОС-ами – Федеральными Государственными Образовательными стандартами
4. - Уставом учебного заведения (организации)
5. - Учебным Планом учебного заведения, строящимся на Основе ФГОСов, и
6. - ПООПами – Примерн. Основными Образовательными Программами каждого предмета;
Государственный образовательный стандарт (ФГОС) (введён в Закон об Образовании в 1992г.)
В федеральном законодательстве это понятие трактуется следующим образом:«Государственный стандарт общего образования –это система норм и требований, определяющая 4 норматива:
1. обязательный минимумсодержания основных образовательных программ общего образования,
2. максимальный объемучебной нагрузки обучающихся,
3. уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также
4. основные требования к обеспечению образовательного процесса».
Система образования в Российской Федерации – это совокупность
1. образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
2. сеть реализующих их образовательных учреждений;
3. органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
На основании государственного образовательного стандарта (ФГОС):
1) разрабатываются базисный учебный план, образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений и программы по учебным предметам;
2) производится объективная и единая оценка деятельности учащихся во всех учреждениях страны;
3) определяется объем финансирования образовательных услуг, реализуемых учебным заведением;
4) определяется уровень оснащенности образовательных учреждений (средства обучения);
5) устанавливается эквивалентность документации об образовании,
6) происходит лицензирование учебного заведения и его аккредитация.
В состав стандартаобщего образования входит три компонента:
федеральный компонент,
региональный компонент и
компонент образовательного учреждения (организации).
1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ.
2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями.
3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов.
Базовыми для реализации государственного образовательного стандарта являются следующие концептуальные положения.
1. Личностный подход к обучению (учёт индивидуальных особенностей ученика)
2. Деятельностная направленность в обучении (обязательный курс Практики по профилирующим предметам),
3. Межпредметность. Выявление связей предметов, сопоставление ЗУНов по различным областям знаний).
4. Воспитательный и развивающий потенциал. (Обучая – воспитывать, Воспитывая – обучать)
5. Профильность. Учёт особенностей специализаций (Учёт региональных, областных производств).
6. Формирование информационной культуры. (Самообразование, самообучение, создание мотиваций к обучению)
VII. Образование реализуется через ПООПы:
1. Примерные Основные Образовательные программы (ПООП)– это документ, определяющий содержание образования (ЗУНы) всех уровней и направленности.
Примерная основная образовательная программа – это учебно-методическая документация, состоящая из:
1. - примерный учебный план,
2. - примерный календарный учебный график,
3. - примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, определяющие рекомендуемые объем (в часах) и содержание (в ЗУНах) каждой квалификации и специализации;
4. - планируемые результаты освоения образовательной программы,
5. - примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затратоказания государственных услуг по реализации образовательной программы; (из Закона об образовании)
В Российской Федерации образовательные программы (ПООП) бывают двух типов:
Общеобразовательные;
Профессиональные.
3) предпрофессиональные(в области искусств, в области дополнительного образования и обучения)
Ø К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Ø К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.
Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
VIII. Образование реализуется через систему и иерархию Национальных Учебных Заведений:
Т.е. Структуру заведений, их соподчинённость по Уровням ЗУНов: