Научная разработанность идей экологического воспитания детей
На современном этапе
Афашагова А.А.
Крепнущее осознание приоритетности экологического образования - одно из важных, главных достижений современности, которое обосновывается тем, что экологическое образование выступает, во-первых, как обязательный инструмент в изменении отношений между обществом и природой, во-вторых, как необходимое средство достижения цели образования.
Природа - единственная среда жизни, источник духовных и материальных ценностей, без которых не может существовать человек. Более того, природа, ее красота и совершенство всегда были важным средством воспитания. На самой примитивной ступени развития человечества именно красота природы была первой и единственной красотой, побудившей первое, пусть даже простейшее, эстетическое чувство древнего человека, начало его творческого развития.
Но на определенном этапе развития общества начинается отчуждение человека от природы, которое усугубляется по мере его развития. Лозунги «Наши знания - наше оружие», «Мы не можем ждать милости от природы, брать их у нее - наша задача» стали основополагающими во взаимодействии с природой. Такое утилитарно-прагматическое отношение к природе привело к сегодняшнему кризисному состоянию социоприродной среды, изменение которой требует безотлагательных мер и в первую очередь педагогических.
Человек настолько освоил природную среду, что понятие «социальная среда» и «природная среда» приобрели условный характер. Поэтому в экологическом образовании стали использовать понятие «социоприродная среда» как наиболее адекватно отражающее сегодняшнее состояние окружающей среды.
Проблемы взаимоотношения человека с природой приобрели глобальный характер с середины 20-го века. Их решение видится в восстановлении нравственно-гуманного диалога человека с природой. Такое изменение возможно только при условии формирования новой гуманно-нравственной направленности отношений человека к природе, в том числе и к человеку, как объекту природы.
Приоритетным направлением решения проблемы является экологическое образование и воспитание всех слоев населения. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего и экологического образования. Эта проблема является общепланетарной и решать ее нужно в сжатые сроки.
В связи с чем разработка общих стратегий экологического образования, охраны природы, рационального природопользования, координации усилий различных стран в этой сфере стала осуществляться на уровне ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
В целом стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание глобальной сети образования, которая предусматривает постановку экологических аспектов в центре всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая вузами, подготовкой педагогов и управленческого аппарата.
Сущность и содержание экологического образования
Экологическое воспитание - это основополагающее средство воспитания личности, способной жить гармонично в социоприродной среде. Под экологическим воспитанием подразумевается непрерывный психолого-педагогический процесс воздействия на сознание человека с целью формирования у него системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.
В России научная школа экологического воспитания стала развиваться с 70-х годов прошлого века в связи с углублением экологического кризиса и выполнен ряд фундаментальных работ, посвященных теории и практике данного вопроса (А,Н, Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегна, Б.Т. Лихачев, Н.Ф. Виноградов, Н.М. Мамедов, И.Н. Цветков, А. А. Плешаков и др.).
Научные исследования авторов посвящены выявлению содержания, принципов, целей и задач экологического образования школьников.
Педагогический процесс должен соответствовать психическому развитию детей, поэтому в системе экологического воспитания начальным звеном должен быть дошкольный возраст, который является важным этапом развития личности. Бурный рост психического развития, сензитивность и наглядно-образное мышление - эффективные условия развития начал экологической культуры.
Экологическое образование детей дошкольного возраста, как новое направление воспитания, стало развиваться с 80-х годов, особенно бурное его развитие наблюдается в
90-е годы. Разрабатываются концепция и система дошкольного экологического воспитания (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, A.M. Федотова и др.). Вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие»,. «Детство», «Радуга»), в базисную программу развития ребенка «Истоки», создаются методические разработки как ученых, так и педагогов-практиков (П.Г. Саморукова, Л.М. Маневцева, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.).
За последние годы создан ряд авторских программ по экологическому обучению дошкольников. Для одних программ характерно акцентирование внимания на вопросах биоэкологии (ознакомление детей с живой и неживой природой , с некоторыми их связями, экосистемами). К нам можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юнный эколог»; Н.Н. Кондратьевой «Мы»; Ж.Л. Васякиной «Паутинка», А.В. Королевой «Экологическая дорожка» и др.
Для других программ характерна культурно-экологическая направленность. Это программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик», И.Г. Белавиной, Н.Г.Найденской «Планета - наш дом», Т.П. Поповой «Мир вокруг нас», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и др.
Третья группа программ социально-экологической направленности, в которых акцентируются вопросы социальной экологии, экономики, граждановедения. К ним можно отнести программы Н.Н. Вересова «Мы земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» («Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология» и др.
В вышеперечисленных разделах комплексных и авторских программ отражено содержание экологического воспитания детей. Следует сказать об изменениях, вносимых в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой. Прежние программы ориентировали на накопление у детей биологических знаний об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности: уметь различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности как внешний вид, поведение животных, условия произрастания различных растений, способы ухода; усвоение отдельных взаимосвязей в природе. Программы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе. Программы по экологическому воспитанию направлены на усвоение детьми в первую очередь экологических знаний, сущностью которых является всякого рода взаимосвязи и взаимозависимости, существующие между живыми и неживыми объектами природы.
Необходимо отметить подходы к отбору содержания знаний в программах экологического воспитания. Основным принципом в отборе экологических знаний является принцип научности. Он предполагает включение в содержание учебных программ основных идей и понятий естественнонаучных знаний. Сегодня происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа , которая господствовала до недавнего времени в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим взглядом на мир природы.
Какие же научные понятия являются значимыми в отборе знаний для детей дошкольного возраста. Первое - это понятие «экология». В настоящее время есть много определений экологии, но ее ведущая сущность определяется как наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи существующие между живыми организмами и средой их обитания.
Из экологических понятий для детей дошкольного возраста, который окружены в повседневной жизни отдельно взятыми живыми организмами, может быть использовано понятие «взаимосвязи» живого организма со средой обитания. Среда является источником удовлетворения посредством обмена веществ потребностей живых организмов как питательные вещества, водород, кислород. Идея живого и неживого в природе представлена через раскрытие понятия «живой организм». К живым существам отнесены растения, животные и человек. Они двигаются, дышат, питаются, чувствуют,
размножаются. Живое может существовать, если не нарушены его связи со средой обитания, если эти условия качественны и отвечают его потребностям.
Следующее важное понятие - морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; птицы, насекомые - в наземно-воздушной среде; многие животные ведут наземный образ жизни). Примерами постоянной среды обитания живых организмов могут быть лес, луг, парк, водоем, болото и т.д. Главное, центральное понятие экологии - геобиоценоз, сообщество, образованное живыми организмами и средой их обитания, в котором экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ (цепями питания), которые отражают равновесие цепей взаимосвязей и взаимозависимостей компонентов природного сообщества, когда нарушение одного звена вызывает гибель многих живых организмов.
Второй принцип, который необходимо соблюдать при отборе содержания знаний -принцип доступности. В рамках данного принципа, для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности разных возрастных групп.
Относительно экологических знаний, подлежащих возможности усвоения детьми разного возраста следует сказать, что они подобны принципу спирали, в своем восхождении повторяющий виток за витком, но имеющий как бы общий стержень. Стержнем экологических знаний, как уже отмечали, являются взаимосвязи, существующие между системами природы, содержание экологических знаний в своей основе повторяется, но на каждом возрастном этапе усложняется и углубляется.
Третий принцип - принцип прогностичности. В связи с оскуднением природных сообществ в результате антропогенной деятельности у детей должны быть знания и об непользовании природы человеком и в прагматических и не прагматических целях, этот принцип предполагает формирование у детей чувства предвидения и заботы о будущем.
Четвертый принцип гуманизации (создание такой образователно-воспитательной среды, где осуществляется творческая деятельность, взаимообогащение и диалогическое общение объектов образовательного процесса, исходит из права человека на благоприятную среду жизни, выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человека от экологических катастроф). Этот принцип предписывает обязательное отражение в содержании экологического образования нравственных и правовых нормативов.
Следующий - принцип учета в экологическом образовании национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей (касается как отбора содержания обучения и воспитания, учитывающего эти особенности, а также организации образовательного процесса, органически сочетающего лучшие традиции общечеловеческой и национальной культуры). Этот принцип реализуется в содержании обучения прежде всего через его региональный компонент.
Следующий - принцип непрерывности, вытекает из постепенности и поэтапности формирования экологической культуры личности. Следовательно, он предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам социоприродной среды на всех этапах дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского образования, в их преемственной связи и развитии.
Следующий - принцип систематичности, обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: цели, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности.
Переход к непрерывному экологическому образованию предполагает системную реализацию совокупности приведенных принципов, каждый из которых конкретизируется применительно к тем или иным уровням и направлениям экологического образования.