Примерный конспект добукварного занятия

Обучение грамоте

Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Оглавление

От авторов. 1

Добукварный период. 2

Примерный конспект добукварного занятия. 8

Примерный конспект добукварного занятия. 10

Букварный период. Обучение чтению.. 12

Примерный конспект урока изучения нового звука и буквы. 25

Примерный конспект урока по закреплению звука и буквы Н.. 29

Примерный конспект урока дифференциации сходных звуков. 32

Примерный конспект урока повторения пройденного материала. 34

Букварный период. Обучение письму. 37

Примерный конспект урока по обучению письму. 46

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 50

Математика 5-9 классы.. 50

Математика 5-9 классы. Вариант 2. 71

От авторов

Обучение грамоте — важнейший раздел курса русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Задачи по обучению письму и чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.

Коммуникативные навыки детей получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.

Учебно-методический комплект по обучению грамоте школьников с нарушением интеллекта состоит из «Дидактического материала для занятий в добукварный период...», «Букваря», являющегося учебником для формирования первоначальных навыков чтения, и прописей (в 3 частях), которые помогают учителю сформировать каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения и навыки младших школьников. Данное пособие «Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса...» сопровождает настоящий комплект. В нем раскрываются основные концептуальные положения обучения грамоте умственно отсталых детей, современные коррекционно-развивающие образовательные тенденции и технологии, которые отражены в каждом издании единого комплекта. Все учебные издания соответствуют требованиям «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0—4 классы)» (2007 г. под ред. И. М. Бгажноковой). Букварь неоднократно апробирован в условиях обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида различных регионов страны.

Добукварный период

7 часов в неделю

Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты.

Продолжительность периода, как указано в «Программе...» под редакцией И. М. Бгажноковой, составляет два месяца, т. е. почти всю первую четверть учебного года (около 42 учебных часов). Однако учитель, определяя степень подготовленности учащихся к обучению грамоте, может сократить временной срок.

Для детей, не посещавших подготовительный класс, в добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. Новые условия в значительной степени отличаются от тех, к которым привыкли маленькие ученики в своей дошкольной жизни, им необходима помощь и поддержка. В связи с этим добукварные занятия во многом напоминают занятия в детском саду, прежде всего за счет своей игровой направленности. Доля дидактических заданий и упражнений для выработки учебных умений и навыков — письмо элементов букв, составление схемы слов, предложений и т. д. — увеличивается постепенно, хотя игровая форма занятий остается важным организационным условием образовательной среды в течение всего периода обучения учащихся грамоте.

Содержание обучения в добукварный период предполагает взаимосвязанную реализацию основных направлений работы учителя по развитию речи, подготовке первоклассников к чтению и письму. Не рекомендуется выделять в расписании отдельные уроки по указанным направлениям или по обозначенным в учебном плане предметам «Чтение» и «Письмо». Уроки должны проводиться комплексно и предусматривать решение задач, продиктованных каждым из вышеназванных направлений: нивелирование дефектов произношения, развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа, коррекцию зрительного восприятия и пространственной ориентировки и др. В расписании эти уроки можно обозначить как «Добукварные занятия». Такая организация учебного процесса позволяет обеспечить динамичность урока, смену видов деятельности детей, предусмотреть систематические тренировочные упражнения для закрепления формирующихся умений и навыков (последнее возможно только при ежедневном проведении уроков в течение учебной недели).

В соответствии с учебным планом суммарно на уроки чтения и письма в 1 классе выделяется 7 часов в неделю. При пятидневном режиме работы школы два раза в неделю на добукварные занятия приходится по 2 часа. Для обеспечения продуктивной работы учащихся на каждом из уроков подготовки к обучению чтению и письму в расписание необходимо внести промежуточные уроки. Не рекомендуется в эти дни включать в расписание уроки «Устной речи», чтобы не перегружать первоклассников речевыми упражнениями. На первом уроке, когда на этот день приходится два добукварных занятия, большее внимание необходимо уделить развитию учебных умений учащихся (сидеть за партой, слушать учителя, выполнять задания) и реализации познавательной составляющей урока (например, беседа, «запись» и «чтение» условно-графических изображений, выделение заданного звука в словах и т. д.). Второй урок желательно сделать менее интенсивным в плане активизации интеллектуальных способностей младших школьников. Здесь целесообразно использовать игровые или тренировочные упражнения (выполнение графических заданий, конструирование фигур по образцу, драматизация сказок, дидактические игры и др.).

Пособие для занятий данного контингента детей в добукварный период представлено в виде папки с нескрепленными между собой листами. Такая подача учебного материала и его структура на страницах пособия оптимальна при организации обучения детей в этот период. Данный выбор обусловлен несколькими аспектами:

• формат пособия позволяет разместить картинный материал достаточного размера для более полноценного его восприятия первоклассниками и выделить необходимое пространство для графических действий учеников;

• листы в пособии не скреплены, что позволяет на каждом уроке обеспечить эффект «чистой тетради» — не фиксировать внимание учащихся на прежних неудачах;

• задания с листов пособия могут быть скопированы и предложены ученикам повторно, после обучения, в качестве тренировочных упражнений.

Рабочие тетради в добукварный период могут быть заменены отдельными листами А4 с заданиями, заранее подготовленными учителем. Все выполненные работы, сшитые вместе в отдельную папку, останутся для первоклассников красочной памятью о первых школьных неделях. Эта папка может быть проиллюстрирована школьными фотографиями, рисунками ученика.

«Дидактический материал...» не призван обеспечить заданиями каждый учебный час первой четверти. Учитель, используя дополнительные наглядные, раздаточные пособия, рабочие тетради (блокноты, альбомы), организует закрепление наиболее сложного для учащихся учебного материала.

На каждом листе «Дидактического материала...» размещены два вида заданий — для устной и письменной работы школьников в классе под руководством учителя. На обороте страниц для учителя даны указания.

Работа в пособии начинается с устных заданий. Все задания и упражнения на начальных страницах (1—4) дидактического материала имеют диагностическую направленность. Организуя рассматривание картинок, беседы по их содержанию, предлагая школьникам выполнение графических заданий, учитель выясняет актуальный уровень речевого развития детей, степень сформированности у них представлений о цвете, форме и величине предметов, а также графомоторных навыков и графических умений: правильно держать карандаш, проводить линии заданной формы по контуру и по собственному замыслу. Уже при выполнении этих заданий первоклассникам должна оказываться дифференцированная помощь: кто-то выполняет задание, дорисовывая картинку по собственному замыслу, кто-то делает это, ориентируясь на образец учителя, а кто-то — по нарисованному учителем контуру.

Результаты наблюдения, которое обычно проводится учителем в первую учебную неделю, чрезвычайно важны для определения сроков добукварного периода, распределения содержания программного материала по часам, осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к первоклассникам.

Далее в пособии размещаются материалы, направленные на развитие слухового восприятия, предшествующие работе по формированию фонематического слуха и навыков звукового анализа. Первым этапом работы по данному направлению является развитие «грубых» слуховых дифференцировок. В «Дидактическом материале...» этому этапу соответствуют упражнения на различение звуков окружающей действительности, имитацию голосов и звуков, издаваемых животными. Учитель может организовать игры с музыкальными игрушками, предметами, издающими характерные звуки (тиканье часов, шуршание бумаги, стук по столу и др.), поиграть с детьми в игры «Угадай, что звучит», «Узнай по звуку» и т. п.

Несколько позже начнется работа по формированию первоначальных умений в области звукового анализа. Так как выделение звука как минимальной единицы речевого потока самая сложная задача для детей с нарушением интеллекта, работа по этому направлению начинается с формирования у учащихся представлений вначале о слове, предложении и лишь потом о слоге и звуке. Такая последовательность предъявления школьникам речевых единиц объясняется необходимостью на первых этапах знакомить детей с единицами речи, имеющими самостоятельное смысловое значение (слово, предложение), и только потом — со слогом и звуком, которые нельзя представить в виде картинки, реального предмета или ситуации. Очень важно уже в добукварный период уделить внимание дифференциации представлений о предмете и слове, его обозначающем. В связи с этим большое значение придается работе с условно-графическими изображениями изучаемых языковых единиц. В «Дидактическом материале...», «Букваре» и прописях использована единообразная система символов, видоизменяющихся по мере овладения учащимися новыми знаниями. Работа с символическими изображениями проводится в различных формах: с вырезанными полосками на парте; символами, «записанными» на страницах пособия; рисованием символов первоклассниками в соответствии с заданиями (в этом случае на странице «Дидактического материала...» предусмотрено поле для работы ребенка).

Решая задачу по формированию простейших операций звукового анализа у детей данной категории, необходимо, чтобы у них сложилось четкое представление о слове. Задача первого урока — научить школьников выделять слова, произнесенные учителем, соотносить их с соответствующими предметами, самостоятельно называть предметы, демонстрируемые учителем, повторять слова, сказанные другим учеником, подбирать слова, обозначающие тот или иной предмет. Деятельность педагога может быть организована следующим образом: учитель произносит слово и просит показать соответствующий предмет, затем еще раз уточняет: «Какое слово ты сейчас сказал? Повтори его». Эта работа проводится с опорой на реальные предметы, поэтому не может быть отражена в пособии. Она проводится учителем устно. Работа с графическим символом по данной теме начинается со второго урока. Условно-графическое изображение слова — бумажная полоска, меловая черта, линия черного цвета в «Дидактическом материале...». Первоклассники учатся «читать» слова, ориентируясь на картинку и полоску под ней. Сами «подписывают» картинки, называют предметы на ситуационных картинках и «записывают» соответствующие слова. В течение всего времени обучения необходимо обращать внимание детей на то, где нарисован предмет и где «написано» слово, его обозначающее.

Например, на с. 19 учащиеся после беседы по теме «Домашние животные» подбирают слова, обозначающие взрослого животного и его детеныша, в соответствии с символами, «записанными» под картинкой (две полоски). Далее проводится работа по составлению предложений по картине и схеме. Таким образом, в процессе систематического обучения у первоклассников дифференцируются представления о слове и предложении.

В системе работы над словом большое значение имеют упражнения на развитие фонематического слуха учащихся, формирование у них умения различать на слух слова, различающиеся одним звуком. Для этого в пособие включены задания «Раз, два, три — покажи и повтори», в ходе которых учащиеся показывают на картинке предмет, названный учителем, и повторяют соответствующее слово.

Знакомство учащихся с предложением — следующий этап работы по формированию первоначальных умений в области звукового анализа. Он также начинается с устных заданий: составляются предложения о наблюдаемых действиях (Таня рисует. Володя пишет). Далее вводится условное изображение предложения — длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце. Первоклассники учатся «читать» предложения, «записанные» под картинками, составлять предложения по картинке и «записывать» их. В ходе выполнения практических заданий по этой теме необходимо учить детей произносить предложения с интонацией законченности. Это важно для развития устной речи учащихся, для формирования ее выразительности.

После того как у учащихся будет сформировано представление о предложении, их внимание обращается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно-графическом изображении. Черные короткие полоски под схемой предложения — слова, входящие в данное предложение. Ученики составляют предложения из двух слов по картинке, затем «читают» их по условно-графической записи. Впоследствии для анализа, «записи» и «чтения» предлагаются предложения из трех слов. «Запись» таких предложений является наиболее сложной для детей. Сначала первоклассники составляют предложения по картинкам, соотносят их со схемой и «читают» условно-графическую запись, расположенную на страницах пособия. Постепенно задание усложняется — учащиеся должны сами «записать» схему после устного составления предложения и его анализа.

В конце добукварного периода, когда у первоклассников сформированы практические представления о предложении и слове как разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта на месте первого слова и точка в конце сохраняются, как и в предыдущем варианте схемы. Этот условный знак предложения использован и в «Букваре».

Один из наиболее сложных этапов в формировании простейших операций звукового анализа — упражнения в делении слов на слоги. Сложность этого этапа связана прежде всего с тем, что слог не имеет смыслового значения, поэтому его выделение не может опираться на практические упражнения с реальными предметами, с наблюдениями за действиями, как это было при изучении слова и предложения. Тем не менее в «Дидактическом материале...» предлагаются упражнения, выполнение которых позволит максимально связать деление слов на слоги с реальной ситуацией, где такое деление является естественным и возникает непроизвольно. Эта ситуация отражена в иллюстрации «Спортивные соревнования». Организуя беседу по картинке, учитель просит дать имена соревнующимся детям, состоящие из 2 слогов. После этого необходимо обратить внимание учащихся на других изображенных детей: «Что делают они? Как они болеют за спортсменов?» Первоклассникам предлагается поболеть за соревнующихся детей, при этом естественным будет скандированное произнесение их имен, т. е. первоклассники устно разделят слова на слоги. В качестве тренировочного задания на этом уроке может быть произнесение по слогам своего имени, имен одноклассников. После практических упражнений следует сконцентрировать внимание детей на схемах слов, которые разделены вертикальными полосками — это обозначение слогов. Необходимо помнить, что термин «слог» в добукварный период не используется, первоклассники говорят «часть слова». В связи с этим для понимания механизма деления слов на слоги можно предложить детям разорвать на части полоску, обозначающую слово, т. е. наглядно как бы поделить слово на части.

Характер упражнений на закрепление представлений о слоге тот же, что при изучении предыдущих тем: деление слов на слоги и условно-графическая фиксация слова в послоговой разбивке, «подписывание» картинок словами с последующим делением их на части вертикальной чертой.

Заключительным этапом в системе формирования простейших операций звукового анализа является знакомство первоклассников с речевым звуком, тренировочные упражнения в выделении первого звука в слове, фиксации его условно-графическим изображением в схеме слова. В качестве условного обозначения звука в пособии использованы квадраты без цветового наполнения. В «Букваре» схема звука получит развитие — схемы согласных звуков «наполнятся» синим цветом, а схемы гласных — красным.

Работа со звуком в добукварный период предполагает выделение только первого звука в слове. Для выделения предлагаются звуки [а, у, о, м, с, н]. Таким образом, на каждом уроке в центре внимания оказывается один звук. Устный звуковой анализ подкрепляется упражнениями в «чтении» схемы слова с зафиксированным первым звуком или заданиями «записать» слово и первый звук в нем. Упражнения проводятся с опорой на картинный материал. Сначала это предметные картинки, а затем ситуационные, где выделить предметы, названия которых начинаются с заданного звука, сложнее.

Второй вид заданий, представленных в «Дидактическом материале...», направлен на развитие психомоторных способностей первоклассников, на подготовку их к письму. Неотъемлемой частью работы по данному направлению является развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия. Достаточный уровень сформированности этих навыков поможет первоклассникам лучше различать графические образы букв, понимать картинки и т. д. В пособии предлагаются задания по данному направлению на составление композиций из геометрических фигур, цветных полосок.

Дальнейшая работа в пособии ориентирует на поэтапное совершенствование мелкой моторики кистей рук детей, что является непосредственной подготовкой к письму букв. Началом этого направления работы являются упражнения в рисовании фигур по шаблону. Постепенно задания усложняются: школьникам предлагается серия более сложных заданий на воспроизведение композиций из геометрических фигур с использованием шаблона, но с самостоятельным дорисовыванием элементов композиции (верхнего кубика башенки; волн, по которым плывет кораблик), с обведением контуров простых по конфигурации фигур (репка, бусы, кузов машины и т. д.).

Большое количество заданий на рисование в строке бордюров из геометрических фигур и линий различных направлений готовит первоклассников к работе на листе тетради, в рабочей строке. Параллельно с ними предлагаются различные варианты воспроизведения комбинаций из цветных полосок, штриховка, рисование фигур по начальным точкам.

Последние листы пособия ориентируют учителя на подготовку первоклассников к работе в тетради (в прописи), к письму рукописных букв. Это рисование в строке элементов букв, похожих на знакомые предметы, письмо элементов букв в бордюрах, печатание знакомых образов букв.

Примерный конспект добукварного занятия.

Тема: Различение неречевых звуков окружающей действительности.

Задачи

Образовательные:

— учить различать звуки окружающей действительности;

— выявлять представления детей об основных цветах и закреплять имеющиеся у них знания;

— определять состояние графических умений и продолжать работу над их совершенствованием.

Коррекционно-развивающие:

— развивать подвижность органов артикуляционного аппарата учащихся;

— корригировать и развивать фонематический слух школьников;

— работать над развитием мелкой моторики кистей рук.

Воспитательные:

— учить формам вежливого обращения друг к другу.

Оборудование: музыкальные игрушки (барабан, дудочка, бубен), цветные карандаши, листы «Дидактического материала...» на каждого ученика.

Ход урока

1. Организация начала урока

Учитель приветствует каждого ученика, называя его по имени. Класс хором повторяет сказанное учителем. Это упражнение целесообразно проводить ежедневно на первом уроке. Его цель — помочь детям запомнить имена друг друга, формировать у них доброжелательное отношение к одноклассникам, учить формам вежливого обращения друг к другу.

2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

• Артикуляционная гимнастика

Выполнение упражнений по образцу учителя: «трубочка» — трубит труба; «улыбка» — играет губная гармошка; «окошко» — поем песню. Четкое артикулирование сопровождается жестами: держим воображаемую трубу, играем на воображаемой гармошке.

3. Изучение нового материала

• Упражнения на различение звучания музыкальных игрушек

Учитель привлекает внимание учеников, демонстрируя игрушки — барабан и дудочку. Дети называют эти предметы (самостоятельно или с помощью педагога). При необходимости слова повторяются хором и отдельными учениками. Учащиеся высказываются о том, как можно играть с барабаном и дудочкой, получают возможность постучать в барабан и подудеть. Издаваемые звуки получают название (барабанит, дудит).

Проведение игры «Дудит или барабанит»: один из детей становится водящим, его задача — угадать, какая игрушка звучит, при этом глаза водящего закрыты или он стоит спиной к основной команде играющих. Если дети не испытывают трудностей в различении источника звука, в игру может быть добавлен еще один инструмент — свисток. В ходе игры ученики устно составляют предложения из двух слов типа «Дудочка дудит».

• Физминутка. Игра «Оркестр»

Учитель обращает внимание детей на то, что человек тоже может издавать разные звуки. Например, можно хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать языком. Детям предлагается по-разному «позвучать».

Сообщение правила игры: оркестр звучит, пока играет музыка. Как только она стихает — все замолкают, присаживаются на корточки. В конце игры проводится минутка тишины, после которой каждый ученик рассказывает, что услышал в тишине (ехала машина, упала ручка, скрипнула парта и т. д.).

4. Закрепление изученного материала

• Работа с «Дидактическим материалом...» (с. 2)

Учитель раздает листы. Просит рассмотреть картинки, нарисованные на них. Коллективно называются все изображенные предметы. Проводится игра «Кто как голос подает». Учитель поощряет составление предложений, например: «Комар пищит», «Корова мычит» и т. д.

Педагог обращает внимание детей на недорисованную часть картинки. Выясняется, какие предметы недорисованы, какого они цвета. Учащиеся выкладывают перед собой карандаши, которые необходимы для дорисовывания изображения. Ученикам предлагается дорисовать изображения на странице. Оказывается индивидуальная помощь.

5. Подведение итогов урока

Эмоциональная оценка педагогом деятельности детей в течение урока («Наташа, ты молодец, замечательно барабанила и нарисовала очень красивое солнышко»; «Володя, твое солнышко, наверно, очень ласковое, поэтому у него так много лучей смотрят в разные стороны, но ты старался, я довольна твоей работой» и т. д.).

Примерный конспект добукварного занятия.

Тема: Выделение звука [а] в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Задачи

Образовательные:

— учить выделять первый звук в словах;

— учить подбирать слова, начинающиеся с заданного звука;

— познакомить школьников с условным изображением звука.

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематический слух учащихся;

— развивать графические умения.

Воспитательные:

— воспитывать умение работать в коллективе (отвечать по заданию учителя, слушать ответы товарищей по классу, ждать своей очереди в игре).

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные зеркала, листы «Дидактического материала...» на каждого ученика.

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Проверка посадки детей. Настрой учащихся на работу.

2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

• Артикуляционная гимнастика

Игра «Узнай звук»: учитель четко артикулирует звук [а] без голоса, обращает внимание на положение губ в момент произнесения звука. Ученики повторяют заданный артикуляционный уклад по образцу педагога, смотрят в зеркало, запоминая положение органов артикуляционного аппарата. Далее педагог артикулирует разные звуки, ученики должны хлопнуть в ладоши, увидев артикуляцию звука [а]. Далее в роли ведущего может выступить один из детей.

3. Изучение нового материала

• Выделение первого звука в словах с опорой на артикуляцию учителя

Учитель обращает внимание детей на то, что звук, который они сейчас произносили, «прячется» в словах. Педагог произносит слово «астра», утрируя первый звук (соответствующая предметная картинка выставляется на доске), и спрашивает, какой звук слышится в начале этого слова. Слово с утрированным первым звуком произносится хором. На доске составляется схема слова с обозначенным белым квадратом — первым звуком.

• Игра-соревнование «Поймай звук»

Ученикам предлагается по очереди (по цепочке, друг за другом) выделять звук [а] в словах, произносимых учителем: апельсин, абрикос, ананас, Африка и т. д. Если звук выделен правильно, ученик «поймал звук» и получает символ звука — белый квадрат.

• Физминутка «Минутка тишины»

4. Закрепление изученного материала

• Работа с «Дидактическим материалом...» (с. 33), работа над схемой звука и слова

Учитель раздает листы. Просит рассмотреть картинки, нарисованные наверху страницы, указать на них. Коллективно называются изображенные предметы. Педагог предлагает «прочитать» записи под картинками (по аналогии со схемами, выложенными на партах).

• Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашем классе мальчики и девочки...»

• Работа с «Дидактическим материалом...» (с. 33), запись условно-графических схем

Учитель обращает внимание школьников на нижний ряд картинок на листе пособия. Сообщает, что у всех изображенных детей имена начинаются со звука [а]. Коллективно подбираются имена для героя каждой картинки (Аня, Алла, Андрей), выполняется условно-графическая запись слова и звука (по образцу верхних картинок).

• Выполнение графического задания

Учитель привлекает внимание детей к изображению буквы внизу страницы. Если кто-то из учащихся называет ее, ответ одобряется (но внимание на этом не акцентируется). Выделяются элементы, из которых состоит буква, их расположение (две длинные полоски, наклонные, похоже на шалашик; одна полоска короче, похожа на перекладину (термин «горизонтальная полоска» только в речи учителя). Контур буквы обводится пальчиком, можно предложить нарисовать рядом такую же букву.

Далее предлагается рассмотреть изображения предметов рядом с буквой, назвать их (домик, ракета). Найти в этих изображениях букву, которую только что рассматривали, обвести ее цветным карандашом.

5. Подведение итогов урока

Эмоциональная оценка педагогом деятельности детей в течение урока.

Наши рекомендации