Система комплексной безопасности школы
Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения — совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в ЧС.
Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий является комплексная безопасность образовательного учреждения как состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера.
Безопасность образовательного учреждения достигается в процессе реализации следующих основных мер и мероприятий:
1. Организации физической охраны объекта и территории:
· контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;
· осуществление пожарного надзора;
· организация пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;
· защита персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории.
Физическая охрана осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий (ЧОП) или штатных сторожей.
2. Обеспечения инженерно-технической укрепленности:
· ограждения,
· металлические двери,
· металлические решетки и т. п.
3. Организации инженерно-технического оборудования:
· охранная сигнализация;
· тревожно-вызывная сигнализация (локальная или выведенная на "01");
· телевизионное видеонаблюдение;
· ограничение и контроль за доступом;
· пожарная сигнализация;
· радиационный и химический контроль.
4. Плановой работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:
· проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
· непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
· организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
· Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
· Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»;
· Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
· Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
· другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
Опираясь на эти документы, в школе разрабатывается пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:
· Паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения;
· Паспорт безопасности обучающихся.
· Инструкции, памятки.
5. Организации контрольно-пропускного режима.Контрольно-пропускной режим в помещение школы предусматривает комплекс специальных мер, направленных на поддержание и обеспечение установленного порядка деятельности школы и определяет порядок пропуска учащихся и сотрудников школы, граждан в административное здание.
6. Выполнения норм пожарной безопасности:
· соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
· обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, в соответствии норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
· неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
· совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
· перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
· защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
· поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
· содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами в школе по ПБ являются:
· Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений.
· Инструкция по пожарной безопасности
· Инструкция «Действия при возникновении пожара».
· План эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе.
· План-схема эвакуации учащихся при пожаре.
7. Соблюдения норм охраны труда и электробезопасности:
Комплекс мер по обеспечению безопасных условий учебного процесса должны отвечать требованиям государственного стандарта «ССБТ Общие требования к системе управления охраной труда в организации» (ГОСТ Р 12.0.006-2002). Основные требования:
· наличие журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах
· меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении
8. Плановой работы по гражданской обороне(см. выше).
9. Взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями:
· проверка объекта с составлением акта обследования антитеррористической укрепленности образовательного учреждения, а также акта на причастность к обнаружению наркотических веществ.
· беседы с администрацией, педагогическими и техническими работниками, в ходе которых разъясняют порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов, при появлении лиц, замышляющих совершение преступлений.
· работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма и т.д.
10. Правового всеобуча и формирования культуры безопасности.Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.
Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей».
Культура безопасности – это:
· знание о безопасной жизнедеятельности;
· опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
· опыт творческого решения проблем безопасности;
· ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
· опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.
11. Санитарно-эпидемиологического состояния.На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02). Выполнение требований, регламентирующих санитарно-эпидемиологическое состояние в соответствие выше приведенных нормативно-правовых документов, положено в основу работы по созданию безопасных санитарно-эпидемиологических условий в образовательном учреждении.
12. Финансово-экономического обеспечения мер и мероприятий.На выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объектов образования направляется не менее 25% денежных средств от средств на текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений (согласно статье 225 «Услуги по содержанию имущества»). Отчеты о выполнении антитеррористических мероприятий представляются в Рособразование 1 раз в полугодие - до 15 июля 2009 и 15 января 2010 года.
Приложение 1