Перечень экзаменационных вопросов

Экзаменационный билет включает 3 вопроса

Вопрос

(общая психология, психология развития, дефектология, клиническая психология детей и подростков)

1. Основные характеристики темперамента, основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический.

2. Понятие характера. Характеристика типов акцентуаций: гиперактивный, возбудимый, тревожный.

3. Определение способностей, согласно Б. М. Теплову. Основные подходы к изучению способностей.

4. Многозначность понятия «внимание». Основные виды. Характеристика свойств внимания.

5. Основные виды памяти. Основные процессы (сохранение, воспроизведение, забывание) и механизмы памяти. Мнемические свойства личности. Характеристика процесса запоминания.

6. Понятие психического развития. Детерминанты, закономерности, свойства, пути и сферы развития человека.

7. Возраст и его структура. Проблема периодизации психического развития.

8. Основные показатели психического развития ребенка в период раннего детства. Пример диагностики любого из показателей.

9. Основные показатели психического развития ребенка в эпоху детства. Пример диагностики любого из показателей.

10. Основные показатели психического развития ребенка в эпоху подростничества. Пример диагностики любого из показателей.

11. Клиническая психология: предмет, объект изучения, связь со смежными дисциплинами. Морфологические и физиологические основы, проблема локализации высших психических функций.

12. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы. Основные патопсихологические и психопатологические синдромы. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем и основных психических функций и поведения в целом.

13. Психосоматические болезни, соматопсихические расстройства. Пограничные состояния.

14. Стресс и обусловленные им нарушения психических функций. Психогении, неврозы. Посттравматическое стрессовое расстройство.

15. Психология здоровья, психология больного человека. Синдром эмоционального выгорания, хронической усталости.

16. Дефектология как интегративная психолого-педагогическая наука. Предмет и разделы специальной психологии и коррекционной педагогики. Содержание категорий коррекционной педагогики: «коррекция», «компенсация», «адаптация», «интеграция».

17. Понятие дизонтогенеза. Классификация и характеристика видов дизонтогенеза. Патопсихологические параметры и основные типы дизонтогенеза.

18. Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации: общее стойкое недоразвитие и задержанное развитие.

19. Олигофрения, степени умственной отсталости. Сходства и различия умственной отсталости и ЗПР.

20. Инклюзивное и коррекционное (специальное) образование: плюсы и минусы. Виды коррекционного (специального) образования в РФ.

Вопрос

(самоопределение и профессиональная ориентация учащихся, профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности, социальная педагогика, психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса)

1. Возникновение и перспективы развития самоопределения и профориентации в современных условиях. Типологии профессионального и личностного самоопределения. Типы и уровни самоопределения.

2. Психологические особенности субъектов профессионального самоопределения.

3. Профессиональный выбор. Индивидуальная ситуация выбора профессии. Личный профессиональный план.

4. Методы и методики профориентации. Основные группы профориентационных методов.

5. Основные стратегии, формы и модели профконсультационной помощи. Общее представление о практической профконсультационной методике. Типы профконсультаций.

6. Основы организации и планирования профориентационной работы. Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами. Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи.

7. Нормы и принципы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности.

8. Этические проблемы в практической психолого-педагогической деятельности, их виды и специфика. Способы построения эффективных коммуникаций в практической психолого-педагогической деятельности различных субъектов образовательного процесса.

9. Нормативно-правовые основы психолого-педагогической деятельности: закон «Об образовании»; конвенция о правах ребенка; конституция РФ; семейный кодекс. Практические аспекты применения нормативно-правовых актов в практической психолого-педагогической деятельности.

10. Нормативно-правовые основы психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении: права, обязанности и ответственность педагога-психолога и социального педагога. Рабочая документация педагога-психолога и социального педагога образовательного учреждения.

11. Взаимодействие как научная категория. Понятия «взаимодействие» в философии и психологии. Процессы взаимодействия.

12. Развитие проблемы педагогического взаимодействия в истории педагогики.

13. Методы доверительного взаимодействия в обыденных и экcтpемaльных cитуaциях, характеристика методов: кpитики, побуждения, увaжения, убеждений, оcуждения, понимaния, довеpия, конфликтных cитуaций.

14. Особенности психолого-педагогического взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса: «ученик – учитель», «учитель – родители – учащиеся», «учитель – учитель», «учитель – специалист (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог)», «учитель - администратор».

15. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия: в дошкольных учреждениях; в общеобразовательных учреждениях; в специализированных образовательных учреждениях (гимназия, лицей, кадетский корпус и т.п.); в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детских домах; в образовательных учреждениях предпрофильной и профильной подготовки (колледж, техникум, училище и т.п.).

16. Социализация как одна из основных категорий социальной педагогики: понятие социализации, и ее возрастные периоды. Характерные особенности социализации детства, юности, зрелости, старости. Фазы, факторы и принципы социализации.

17. Методика и технология взаимодействия социального педагога с инвалидами и их семьями. Условия, необходимые при осуществлении социально-педагогического сопровождения. Модели воспитания и обучения инвалидов.

18. Технология социально-педагогической защиты прав ребёнка. Основные этапы оформления опеки, попечительства; усыновления. Возможности социального педагога по защите имущественных прав несовершеннолетних.

19. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми группы риска. Категории детей, относящиеся к группе риска. Основные направления деятельности социального педагога по профилактике наркомании среди детей группы риска.

20. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности. Система ценностей, специальные способности, личностные качества социального педагога. Должностные обязанности и основные сферы профессиональной деятельности социального педагога.

Вопрос

(экспериментальная психология, социальная психология, качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований, психолого-педагогическая диагностика)

1. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.

2. Общение как взаимодействие. Место взаимодействия в структуре общения.

3. Общение как восприятие людьми друг друга. Механизмы идентификации и рефлексии в процессе общения.

4. Малая группа, ее основные параметры и социометрическая структура. Классификация малых групп.

5. Методы социально-психологического исследования личности и малых групп.

6. Социальный интеллект. Социальная компетентность

7. Общая характеристика экспериментального метода. Понятие эксперимента. Место эксперимента в системе методов психологии.

8. Признаки экспериментального исследования. Зависимая и независимая переменные, контроль, наблюдение, психологическое измерение, манипуляция, экспериментальный план, экспериментальная гипотеза.

9. Виды психологического эксперимента и их характеристика.

10. Выдающиеся психологические эксперименты. Эксперименты Дж. Уотсона, Ф. Скиннера, С. Аша, С. Милгрема, Ф. Зимбардо, Ж.Пиаже, К. Левина, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурии и др.

11. Этапы экспериментального исследования. Факторы, влияющие на результаты экспериментального исследования.

12. Качественные и количественные методы исследований: критерии, предпосылки и особенности их применения. Функции качественных и количественных методов психолого-педагогических исследований.

13. Специфика наблюдения как метода исследования в психологии и педагогике. Классификации видов наблюдения, ошибки, единицы и категории наблюдения.

14. Современные представления об эксперименте, определение, виды, особенности проведения. Отличительные особенности естественного и лабораторного эксперимента. Квазиэксперимент: социальный, генетический, кросскультурный эксперимент, патопсихологический эксперимент, лонгитюдный метод, формирующий эксперимент.

15. Контент-анализ как номотетическая процедура идиографического метода. Описание, общие принципы, возможные области применения.

16. Слабоструктурированное интервью. Этапы, правила проведения и анализа интервью. Исследование жизненных рассказов. Особенности метода.

17. Определение понятия психодиагностики как области науки и практической сферы. Основные понятия психодиагностики: диагностические признаки и диагностические категории. Классификация психодиагностических процедур. Понятие нормы и интерпретации результатов. Репрезентативность результатов. Стандартизация результатов.

18. Надежность, валидность, достоверность и дискриминативность тестов.

19. Общая характеристика личностных методик (16 РF Кеттелл, ММИЛ, ТАТ, Роршах). Особенности исследования функциональных состояний личности (САН, Расстановка чисел). Тесты интеллекта (КОТ, тест Амтхауэра, тест Векслера). Методики диагностики самосознания и ценностных ориентаций (МИЦО Рокич, Дембо-Рубинштейн, методика самоописания в десяти предложениях). Диагностика индивидуально – типологических особенностей личности: тесты на темперамент и черты характера. Особенности составления психологического портрета.

20. Общая характеристика проективных методик (тест Розенцвейга, «Рисунок несуществующего животного», «Незаконченные предложения», тест Люшера).

Все три вопроса билета направлены на выявление теоретической подготовки студентов в области психологии и педагогики.

Выявление практической подготовки студентов в области психологии и педагогики осуществляется в процессе защиты ВКР.

Наши рекомендации