Концептуальные подходы к воспитанию: авторитарное, свободное, гуманистическое воспитание. Закономерности и принципы воспитания
1). Воспитание - это процесс формирования личности,при котором воспитатели и воспитанники вступают в отношения между собой. По стилю отношений различают следующие теории воспитания:
А) - авторитарное воспитание (полное подчинение требованиямпедагога, подавление, управление, представитель- И.Ф.Гербарт, методы - угроза, надзор, запрещение, приказание); Основная роль в обучении отводилась учителю и таким методам преподавания, которые предусматривали систематическую передачу учащимся знаний. Деятельность ученика состояла в углублении и осмысливании получаемых от учителя знаний. Передаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения, чему Иоганн Фридрих Гербарт придавал особое значение.
Активным в такой школе являлся учитель, ученики же должны были «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей». Большая роль в обучении отводилась внешнему порядку, дисциплине, в частности, таким средствам управления, как надзор, приказание, запрещение, наказания, в том числе и телесные, а также умениям учителя занять ребенка.
В) - свободное воспитание (выдвинул Ж.Ж.Руссо, он призывал уважать в ребенке растущего человека, стимулировать его естественное развитие)Возникло как протест авторитарному в эпоху Возрождения. Л.Н.Толстой(1829-1910) придерживался концепции свободного воспитания. Создал в Ясной поляне частную школу для крестьянских детей, в основе которой лежал опыт естественного взаимодействия детей и педагогов, превращающий школу в лабораторию жизни.
Толстой отрицал заранее установленные программы, твердое учебное расписание, требовал, чтобы содержание учебных занятий в школе определялось интересами и потребностями детей. Считал, что невозможно заранее знать сущность образования, ставил под сомнение необходимость педагогики как науки, знающей, каким образом следует воспитывать человека; ему принадлежит фраза: «воспитание портит, а не исправляет людей».
Основная задача школы, по Толстому, чтобы дети учились хорошо и охотно. «Единственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобода» — такой вывод сделал Л. Н. Толстой на основе анализа истории развития педагогики и философии.
В Яснополянской школе (1862 г.) в трех классах занималось около 40 детей. Четверо учителей вели в общей сложности 12 предметов:
1) чтение механическое и постепенное;2) писание;3) каллиграфия;4) грамматика;5) священная история;6) русская история;7) рисование;8) черчение;9) пение;10) математика;11) беседы из естественных наук;12) закон божий. Для развития своей дидактической системы Л. Н. Толстой подготовил комплекс учебных книг с методическими указаниями для учителя под названием «Азбука».
В) -современное воспитании (гуманистическое)(опыт лучших учителей и педагогов ориентировали педагогов на гуманизациювоспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления). Представители:В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко,Ш.А.Амонашвили. Цель: гармоничное развитие личности, предполагающий гуманный характер отношений между участниками пед. Процесса. Развитие личности в гуманистическом воспитании – это гармония самости и социумности. Самость-отражение внутреннего плана развития личности, характеризует глубину индивидуальности личности. Социумность- отражение внешнего плана развития личности, прежде всего социализированной.
2). Закономерности процесса воспитания - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями.
Отдельными сторонами воспитательногопроцесса являются:
а) воспитательные отношения (хотите воспитывать-добивайтесь расположения воспитанника);
б) соответствие целей и действий по ее достижению (деятельность должна соответствовать целям),
в) воспитание исамовоспитание (переход целей воспитания в цели самой личности);
г) эффективность процессов развития и обучения;
д) квалифицированные действия педагога;
е) интенсивность воздействия на «внутреннюю среду».
3). Принципы воспитания (Подласый Иван Павлович)
1.Личностный подход- опора на личностные качества (организация совместной деятельности-качества личности проявляются в деятельности, организация совместной деятельности способствует укреплению качеств личности),
2.Сочетание личной и общественной направленности-воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни (организация деятельности педагога требует подчинения задач воспитания требованиям общества, государственной стратегии, формирование социально необходимого типа личности),
3.Связь воспитания с жизнью, трудом-формирование личности человека в прямой зависимости от жизни и практики (понимание роли труда в жизни общества, бережное отношение к общественному достоянию, сочетание личных интересови общественных),
4.Опора на положительное в воспитании (выявление положительного в человеке, при опоре на хорошее, развивать другие недостаточно сформированные качества личности),
5. Единство воспитательных воздействий (единство требований школы, семьи, общественности).
6. Гуманизация воспитания (гуманное отношение к воспитаннику, уважениеего прав, свобод, ненасильное формирование требуемых качеств, отказ от телесных иунижающих достоинство личности наказаний),
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия,
1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д.
классному коллективу
2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье.
3. В практике нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с позицией семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.
4. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время, что обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности.
В воспитательной работе нужно опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения
5. Способ достижения единства воспитательных воздействий — координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитателям не надо жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию социальными и государственными службами, людьми.
Таким образом, принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика направляет воспитательный процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и общественной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, трудом; опоры на положительное в воспитании; единства воспитательных воздействий.
Вывод: Учет закономерностей, соблюдениепринципов воспитания обеспечат эффективное развитие личности.
25. Понятие внеучебной воспитательной работы, ее цели и задачи, содержание вне-учебной воспитательной работы. Требования к организации внеучебной воспитательной работы.
1.Понятие внеурочной воспитательной работы
Внеклассная воспитательная работа(ВВР)- это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. ВВР имеет большие возможности:
- способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка,
обогащает личный опыт ребенка,
способствуетразвитию удетей интереса к различным видам деятельности,
дети учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом.
Цель ВВРнаправлена на достижение цели воспитания - усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Задачи ВВР:
- формирование уребенка положительной «Я-концетщии» (уверенность в доброжелательном отношении к нему других людей, чувство собственной значимости).
формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия,
формирование у детей потребности в продуктивной,социально-одобряемой деятельности,
- формирование нравственного, эмоционального,волевого компонентов мировоззрения детей,
- развитие познавательного интереса.
4.Содержание ВВРпредставляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые реализованныев опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни - наука, искусство, литература, техника.
Специфика содержания ВВР характеризуется:
-преобладанием эмоционального аспекта над информационным,
-определяющее значение имеет практическая сторона знаний.
Содержание ВВР складываетсяиз:
-познавательной деятельности (формирует познавательный интерес, мотивация - «Что', Где'. Когда»).
- досуговой (развлекательной) деятельности (организация полноценного отдыха, создание положительных эмоций - дискотека, вечер),
- оздоровительно-спортивной(полноценное физическое развитие, сохранение здоровья, эстафеты...),
- трудовой деятельности (бытовой, ручной, общественный труд - субботники, кружок),
--творческой деятельности (развитие склонностей, интересов — конкурсы, обсуждение....)
Содержание ВВР зависит:
- от традиций и особенностей школы,
- возраста учащихся,
- индивидуальныхособенностей детей,
- особенностей самого учителя.
Поэтому содержание ВВР в школах различно.
5.Требованияк организации ВВР:
при организации и проведении ВВР обязательна постановка цели,
перед началом необходимо определить ожидаемые результаты,
необходим- оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке,
педагог должен обладать высокими личностными качествами,
педагог должен быть в постоянном педагогическом поиске.
Вывод: ВВР способствует раскрытию творческих способностей воспитанников.