Тест по методике обучения учащихся решению задач

Тест связан с методикой обучения учащихся решению матема­тических задач. Вы знаете, что это одна из базовых методик, вместе с тем наиболее сложная по сравнению с другими базовыми методи­ками: методикой формирования понятий, методикой формирова­ния умений и методикой изучения теорем. Тест состоит из трех частей, в каждой - серия вопросов. После каждого вопроса Вам рекомендуется записать ответ, а затем осуществить проверку и оценить свой ответ в баллах, после чего переходить к следующему вопросу.

Итак, начинаем!

1. Овладение методикой обучения учащихся решению математических задач осуществляется на задачах определенных типов. Укажите, с какими задачами был связан первый этап овладения методикой обучения учащихся решению математических задач (________________ ) ? Второй этап (______________) ? Третий этап (______________________________) ?

Проверка. 1 этап — методика обучения учащихся решению текстовых задач. 2 этап — методика обучения учащихся решению планиметрических задач. 3 этап — методика обучения учащихся решению стереометрических задач. Каждый правильный ответ — 1 балл. Максимум — 3 балла.

Баллы: _____________

Переходим к методике обучения учащихся решению текстовых задач

2. Укажите ключевыми словами, что является главным для учителя в связи с методикой обучения учащихся решению текстовых задач.

_______________

_______________

_______________

_______________

Проверка. Есть ли в вашем списке следующие ключевые слова: этапы работы над конкретной задачей (да, нет), методы реше­ния текстовых задач (да, нет), виды текстовых задач (да, нет). (На доске под текстовой задачей записать эти ключевые слова.) Каждое «да» — 1 балл, каждое «нет» — 0 баллов. Максимум — 3 балла.

Баллы: _____________

3. Перечислите этапы работы над задачей.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Проверка. Анализ условия, краткая запись условия, поиск решения, оформление решения, проверка решения, исследо­вание. Каждый правильный ответ — 1 балл, пропуск этапа — 0 баллов. Максимум — 6 баллов

Баллы:_____________

4. Сформулируйте основные вопросы, которые задаются на этапе анализа условия текстовой задачи.

________________________________________________________________

Проверка. 1. О чем идет речь в задаче (или о каком процессе, или какого вида задача)? 2. Какие объекты участвуют в задаче (или на какие части можно разбить условие задачи, или что происходит по условию задачи)? 3. Какие величины участвуют в задаче (или какими словами можно описать происходящее в задаче)? 4. Что известно? 5. Что требуется найти? Каждый правильный ответ — 1 балл, пропуск вопроса — О баллов. Максимум — 5 баллов.

Баллы: _____________

5.Перечислите способы краткой записи условия задачи.

Проверка. Есть ли в вашем списке следующие способы: схема условия (да, нет), таблица (да, нет), рисунок (да, нет), чертеж (да, нет). Каждый правильный ответ ,— 1 балл, пропуск способа — 0 баллов. Максимум — 4 балла.

Баллы: ______________

6. Укажите основные методы решения текстовых задач.

  Проверка. Арифметический, алгебраический Каждый правильный ответ — 1 балл, пропуск метода О баллов. Максимум — 2 балла.

Баллы: _____________

Тест по методике обучения учащихся решению задач - student2.ru 7. Укажите методы осуществления поиска решения задач.

Проверка. Синтетический, аналитический, аналитико-синтетический. Каждый правильный ответ — 1 балл, пропуск метода О баллов. Максимум — 2 балла.

Баллы: _____________

8. Укажите, какой вопрос учителя является ключевым при проведении поиска синтетическим методом.

Проверка. Что можно найти, зная..? Правильный ответ — 1 балл.

Баллы: ____________

9. Укажите, какой вопрос учителя является ключевым при проведении поиска аналитическим методом

Проверка. Что нужно знать, чтобы найти..? Правильный ответ — 1 балл.

Баллы:______________

10. Перечислите способы оформления решения текстовых задач арифметическим методом.

Проверка. Есть ли в вашем списке следующие способы: с помощью действий с пояснениями (да, нет), с помощью выражения (да, нет), с помощью вопросов с последующими действиями (да, нет). Каждое «да» — 1 балл, каждое «нет» — 0 баллов. Максимум — 3 балла.

Баллы: ____________

11. Перечислите способы оформления решения текстовых задач алгебраическим методом.

Проверка. Есть ли в вашем списке следующие способы: подробное описание, начинающееся со слова «пусть» (да, нет), краткое, например, с помощью таблицы с обоснованием урав­нения (да, нет). Каждое «да» — 1 балл, каждое «нет» — 0 баллов. Максимум —-2 балла.

Баллы: ___________

12. Сформулируйте схему решения текстовых задан алгебраическим методом.

________________________

Проверка. 1. Выбрать условие для составления уравнения. 2. Одну из неизвестных обозначить за переменную. 3. Выра­зить остальные неизвестные через эту переменную. 4. Соста­вить уравнение. 5. Решить уравнение. 6. Сделать проверку задачи. 7. Ответить на вопросы задачи. Наличие указанного этапа — 1 балл, отсутствие — 0 баллов. В случае, если выбор условия для составления уравнения стоит не на первом месте, снимается 1 балл. Максимум — 7 баллов.

Баллы: _________

13. Какие вопросы задает учитель на этапе исследования задачи ?

Проверка. Есть ли в вашем списке следующие вопросы: есть ли другие способы решения (да, нет), что полезного из работы над задачей можно учесть в будущем (да, нет)? Каждое «да» — 1 балл, каждое «нет» — 0 баллов. Максимум — 2 балла.

Баллы: _________

14. Перечислите, какие виды текстовых задач требуют специальной отработки.

Проверка. Есть ли в вашем списке следующие виды: задачи на движение (да, нет), задачи на работу (да, нет), задачи на части (да, нет), задачи на проценты (да, нет)? Каждое «да» — 1 балл, каждое «нет» — 0 баллов. Максимум — 4 балла.

Баллы: _________

За текстовые задачи _____________ баллов

Максимум 45 баллов

Наши рекомендации