Тест по методике обучения учащихся решению задач
Тест связан с методикой обучения учащихся решению математических задач. Вы знаете, что это одна из базовых методик, вместе с тем наиболее сложная по сравнению с другими базовыми методиками: методикой формирования понятий, методикой формирования умений и методикой изучения теорем. Тест состоит из трех частей, в каждой - серия вопросов. После каждого вопроса Вам рекомендуется записать ответ, а затем осуществить проверку и оценить свой ответ в баллах, после чего переходить к следующему вопросу.
Итак, начинаем!
1. Овладение методикой обучения учащихся решению математических задач осуществляется на задачах определенных типов. Укажите, с какими задачами был связан первый этап овладения методикой обучения учащихся решению математических задач (________________ ) ? Второй этап (______________) ? Третий этап (______________________________) ?
Проверка. 1 этап — методика обучения учащихся решению текстовых задач. 2 этап — методика обучения учащихся решению планиметрических задач. 3 этап — методика обучения учащихся решению стереометрических задач. Каждый правильный ответ — 1 балл. Максимум — 3 балла. |
Баллы: _____________
Переходим к методике обучения учащихся решению текстовых задач
2. Укажите ключевыми словами, что является главным для учителя в связи с методикой обучения учащихся решению текстовых задач.
_______________
_______________
_______________
_______________
Проверка. Есть ли в вашем списке следующие ключевые слова: этапы работы над конкретной задачей (да, нет), методы решения текстовых задач (да, нет), виды текстовых задач (да, нет). (На доске под текстовой задачей записать эти ключевые слова.) Каждое «да» — 1 балл, каждое «нет» — 0 баллов. Максимум — 3 балла. |
Баллы: _____________
3. Перечислите этапы работы над задачей.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Проверка. Анализ условия, краткая запись условия, поиск решения, оформление решения, проверка решения, исследование. Каждый правильный ответ — 1 балл, пропуск этапа — 0 баллов. Максимум — 6 баллов |
Баллы:_____________
4. Сформулируйте основные вопросы, которые задаются на этапе анализа условия текстовой задачи.
________________________________________________________________
Проверка. 1. О чем идет речь в задаче (или о каком процессе, или какого вида задача)? 2. Какие объекты участвуют в задаче (или на какие части можно разбить условие задачи, или что происходит по условию задачи)? 3. Какие величины участвуют в задаче (или какими словами можно описать происходящее в задаче)? 4. Что известно? 5. Что требуется найти? Каждый правильный ответ — 1 балл, пропуск вопроса — О баллов. Максимум — 5 баллов. |
Баллы: _____________
5.Перечислите способы краткой записи условия задачи.
Проверка. Есть ли в вашем списке следующие способы: схема условия (да, нет), таблица (да, нет), рисунок (да, нет), чертеж (да, нет). Каждый правильный ответ ,— 1 балл, пропуск способа — 0 баллов. Максимум — 4 балла. |
Баллы: ______________
6. Укажите основные методы решения текстовых задач.
Проверка. Арифметический, алгебраический Каждый правильный ответ — 1 балл, пропуск метода О баллов. Максимум — 2 балла. |
Баллы: _____________
7. Укажите методы осуществления поиска решения задач.
Проверка. Синтетический, аналитический, аналитико-синтетический. Каждый правильный ответ — 1 балл, пропуск метода О баллов. Максимум — 2 балла. |
Баллы: _____________
8. Укажите, какой вопрос учителя является ключевым при проведении поиска синтетическим методом.
Проверка. Что можно найти, зная..? Правильный ответ — 1 балл. |
Баллы: ____________
9. Укажите, какой вопрос учителя является ключевым при проведении поиска аналитическим методом
Проверка. Что нужно знать, чтобы найти..? Правильный ответ — 1 балл. |
Баллы:______________
10. Перечислите способы оформления решения текстовых задач арифметическим методом.
Проверка. Есть ли в вашем списке следующие способы: с помощью действий с пояснениями (да, нет), с помощью выражения (да, нет), с помощью вопросов с последующими действиями (да, нет). Каждое «да» — 1 балл, каждое «нет» — 0 баллов. Максимум — 3 балла. |
Баллы: ____________
11. Перечислите способы оформления решения текстовых задач алгебраическим методом.
Проверка. Есть ли в вашем списке следующие способы: подробное описание, начинающееся со слова «пусть» (да, нет), краткое, например, с помощью таблицы с обоснованием уравнения (да, нет). Каждое «да» — 1 балл, каждое «нет» — 0 баллов. Максимум —-2 балла. |
Баллы: ___________
12. Сформулируйте схему решения текстовых задан алгебраическим методом.
________________________
Проверка. 1. Выбрать условие для составления уравнения. 2. Одну из неизвестных обозначить за переменную. 3. Выразить остальные неизвестные через эту переменную. 4. Составить уравнение. 5. Решить уравнение. 6. Сделать проверку задачи. 7. Ответить на вопросы задачи. Наличие указанного этапа — 1 балл, отсутствие — 0 баллов. В случае, если выбор условия для составления уравнения стоит не на первом месте, снимается 1 балл. Максимум — 7 баллов. |
Баллы: _________
13. Какие вопросы задает учитель на этапе исследования задачи ?
Проверка. Есть ли в вашем списке следующие вопросы: есть ли другие способы решения (да, нет), что полезного из работы над задачей можно учесть в будущем (да, нет)? Каждое «да» — 1 балл, каждое «нет» — 0 баллов. Максимум — 2 балла. |
Баллы: _________
14. Перечислите, какие виды текстовых задач требуют специальной отработки.
Проверка. Есть ли в вашем списке следующие виды: задачи на движение (да, нет), задачи на работу (да, нет), задачи на части (да, нет), задачи на проценты (да, нет)? Каждое «да» — 1 балл, каждое «нет» — 0 баллов. Максимум — 4 балла. |
Баллы: _________
За текстовые задачи _____________ баллов
Максимум 45 баллов