Обучение умственно отсталых детей становится возможным (1895—1917)
На рубеже XIX—XX вв. в стране формируются профессиональные сообщества сурдопедагогов и тифлопедагогов, происходит консолидация сторонников обучения глухих и слепых, проводятся съезды по проблемам обучения детей-инвалидов. Их участники считают необходимым расширить сеть специальных учебных заведений, создать для «малоуспешных детей» вспомогательные школы или классы, для малышей специальные детские сады, доступные «и для бедного класса населения». Инициатива организации обучения детей с отклонениями умственного развития в России исходила не от государства, как это было в Германии, и не от родителей, как это случилось в Англии, а на манер Франции — со стороны врачей, педагогов, общественных деятелей, озабоченных положением «ненормальных» детей.
Грандиозные планы делегатов съезда 1895—1896 гг. на практике начнут понемногу реализовываться через двенадцать лет — в 1908 г. Санкт-Петербург и Москва решатся на обучение умственно отсталых детей. Латентный период оказался долгим из-за того, что сперва дело тормозилось традиционной неторопливостью ответственных чиновников, потом наступил военно-политический кризис, проигранная Русско-японская война ослабила экономику, а революция 1905 г. напугала правительство. Благотворительные общества вошли в полосу финансовых затруднений, государство же в очередной раз ужесточило внутреннюю политику, в силу чего частные инициативы в сфере образования стали почти невозможными. Сроки рождения вспомогательной школы отодвинулись, ее появление становится реальным только благодаря реформе народного образования, предпринятой незадолго до начала Первой мировой войны. Перейти от мечтаний к делу подвижникам удастся после принятия Государственной думой проекта введения всеобщего начального обучения (1908), рассчитанного на 10 лет. Итак, своим рождением российская вспомогательная школа, как и немецкая, обязана государственному решению ввести всеобуч!
Хронологическое сопоставление дат открытия первых светских приютов для детей-инвалидов, детских отделений в психиатрических больницах, вспомогательных классов и школ в западноевропейских странах-лидерах и в России окажется не в пользу последней. Тем не менее, у нас нет оснований возлагать в том вину исключительно на царское правительство и Министерство народного просвещения. Вплоть до начала XX столетия российское общество оставалось не готовым к организации учреждений социального призрения, тем более учебных заведений для умственно отсталых детей.
На Руси люди с интеллектуальными нарушениями испокон веку занимали особую социальную нишу, нищелюбивое население вело себя по отношению к ним достаточно терпимо, власти же обходили их своим вниманием. Открытие сумасшедших домов в Новгороде (1776), Петербурге (1779) и Москве (1785) даже формально нельзя считать началом государственной заботы о людях, страдающих психическими заболеваниями или тяжелыми формами умственной отсталости. И новгородский долгауз, и столичные больницы для душевнобольных (Обуховская в Петербурге, Преображенская в Москве) являлись скорее карательными, нежели лечебными учреждениями. По пониманию задач «домов скорби» российская администрация XVIII в. оставалась на уровне западных королевских судов XV—XVI столетий. Ни Церковь, ни престол, ни городская власть, ни родители, ни специалисты (юристы, врачи, педагоги) до второй половины XIX столетия не имели поводов размышлять об умственно отсталых детях. Необходимость создания особых условий для обучения «малоуспешных» детей в России, как и на родине вспомогательной школы в Пруссии, первым почувствовало военное ведомство.
Реформа системы подведомственных учебных заведений (1863) сделала очевидным для Военного министерства неспособность ряда учащихся военных гимназий усвоить предложенную программу. Действующие нормативы не позволяли Главному управлению военными учебными заведениями (ГУВУЗ) отчислять малоспособных воспитанников, но также не разрешали долго держать их в обычных классах. В 1865 г. в структуре военных гимназий между III и IV классом создаются так называемые «промежуточные» или «повторительные» классы. Предполагалось, что в ходе дополнительного года обучения воспитанники ликвидируют пробелы в знаниях и через год смогут войти в «общий поток». Напомним, в Германии в 1859—1850 гг. также предпринималась попытка создать для малоуспешных детей «добавочные» классы, но там быстро убедились в их малой продуктивности и навсегда отказались от подобной идеи. Неэффективность и дороговизну повторительных классов осознало и ГУВУЗ, вследствие чего приняло решение (1867) переводить малоуспешных учеников военных гимназий в учебные заведения более низкого уровня — в военные начальные школы. Согласно ведомственному циркуляру, они служили «для воспитания тех детей, которые по малоуспешности, болезни и дурным чертам характера затрудняют собою обыкновенные учебные заведения и могут быть вредны для своих товарищей». В военных начальных школах — военных прогимназиях (с 1868 г.) — и программа была легче, и содержание воспитанников обходилось казне дешевле.
Открыла список военно-учебных заведений (с 4-летним элементарным курсом) «для менее способных учащихся» прогимназия города Вольска (Саратовская губерния), со временем их станет 11. Прогимназия «удерживала воспитанников в своих стенах, пока не была достигнута основная цель умственного развития и нравственного исправления». По мнению военных, учебные заведения более низкого уровня сыграли отведенную им роль. Например, в реляциях о судьбах выпускников Вольской прогимназии сообщается, что многие стали «прекрасными людьми, а некоторые показали себя героями, как офицеры армии в войне с Турцией в 1877—1878 гг.».
Скорость, с которой принимались решения о создании прогимназий, и успешность их деятельности во многом определялись личностью начальника ГУВУЗа генерала Н. В. Исакова , при чьем деятельном участии и происходила реформа военно-учебных заведений. Этот прогрессивный русский деятель в области просвещения разделял идеи К. Д. Ушинского о народном образовании и руководствовался ими при организации упомянутых прогимназий.
«Чтобы избежать поспешности и ошибок при переводе детей из военных гимназий в прогимназии, Управление военными учебными заведениями разработало в этом деле строгий порядок. Перевод допускался лишь после того, как по отношению к ученику были испытаны все педагогические меры. Для тех детей, которые развивались с задержкой, был установлен продолжительный срок пребывания в гимназии. В первом классе военной гимназии ученик мог находиться повторно три-четыре года, во втором — три года, в четвертом — два года. Только после такого длительного повторного обучения ученика в классах гимназии его могли из нее отчислить. Если родители настаивали на продолжении обучения сына, его переводили в военную прогимназию. <...> В военных прогимназиях был установлен четырехлетний срок обучения. Общеобразовательная подготовка чередовалась с трудовой. Воспитанников обучали столярному, слесарному делу, садоводству, огородничеству. Много внимания уделялось физическому воспитанию, которое должно было содействовать развитию организма ребенка, его познавательных возможностей».
Генерал-реформатор военного образования, безусловно, хорошо знал все, что делалось в этой сфере в Пруссии и других немецких землях. Некоторые отечественные авторы называют военные прогимназии первыми вспомогательными школами России, X. С. Замский не разделяет общего мнения. «Военные прогимназии, — пишет авторитетный исследователь, — не были специально предназначены для обучения малоспособных, часто вместо малоспособных сюда из гимназии переводили недисциплинированных» [12, с. 219]. Мы разделяем мнение X. С. Замского и также не видим оснований отождествлять прогимназии со вспомогательными школами. Вместе с тем не вызывает сомнения, что, просуществуй прогимназии дольше, тем паче под надзором Н. В. Исакова, Россия, подобно Пруссии, могла бы пойти по пути открытия вспомогательных классов под совместным патронатом Министерства народного просвещения и Военного министерства. К сожалению, этого не произошло, на убийство императора Александра II правительство ответило контрреформой образования.
Прогимназии вернулись к статусу военных начальных училищ и более не имели возможности заниматься воспитанием малоспособных детей. Государственный интерес к их обучению угас, едва разгоревшись, а потому не получила развитие инициатива Е. Н. Шостак, стараниями которой в 70-е гг. XIX в. при Николаевском сиротском доме (Петербург) открылось реальное отделение для малоспособных учениц. Здесь предлагался сокращенный (упрощенный) курс обучения, по выходе из заведения выпускницы получали места прислуги, домашних учительниц танцев и гимнастики. По принципу комплектования классов и по образовательной программе реальное отделение скорее походило на военную прогимназию, чем на классическую вспомогательную школу. Опыт реального отделения Николаевского сиротского дома, как и опыт прогимназий, остался невостребованным.
Православная церковь, в отличие от протестантской или католической, не имела возможности и желания заниматься устройством приютов для умственно отсталых. Немногочисленные городские больницы и сумасшедшие дома слабоумных детей не принимали. В 1885 г. Г. И. Россолимо попытался получить информацию о численности глубоко умственно отсталых, находящихся в приютах или больницах: «Больницы, к которым мы обращались, и общие приюты или ничего нам не ответили, или сообщили, что идиотов у себя не держат». Призрение и воспитание слабоумных могло заботить исключительно филантропов-западников. Долгое время в империи существовало лишь одно профильное учреждение — частное платное лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов, открытое доктором Фридрихом Платцем в собственном доме в Риге. Он же, как мы помним, более четверти века (1847—1864 гг.) успешно занимался обучением глухих детей. После смерти уникального врача-сурдопедагога учреждение возглавила его вдова — Тереза Платц. Под ее руководством маленькое частное заведение значительно расширилось и преобразовалось в популярный пансион для эпилептиков и слабоумных. Отдадим должное энергии и подвижничеству супругов Платц, но не возьмем на себя смелость считать модельное рижское лечебно-педагогическое заведение феноменом российской культуры.
Продолжает список интересующих нас благотворительных учреждений Евангелический приют во имя Эммануила для одержимых падучей болезнью и слабоумных детей, основанный пастором петербургского собора Святого Петра Александром Ферманом на средства потомственного почетного гражданина Ф. В. Вальца. Сначала приют размещался в наемном доме, затем переехал в стоявшие на краю елового леса деревянные здания в Удельной. В момент своего рождения приют принял 20 детей из протестантских семей, к началу XX в. он расширился и располагал, по одним данным, шестьюдесятью, по другим — сотней мест. Неподалеку от приюта (пригород Петербурга, станция Удельная) при Александровской больнице решением столичных властей открывается отделение для идиотов на 50 коек (1885), которое из-за отсутствия средств и незаинтересованности горожан вскоре закрылось.
Зная историю возникновения зарубежных благотворительных и лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых детей, мы вправе ожидать, что и в России их рождение сопряжено с некими исключительными обстоятельствами. Мы не раз уже видели, что при стечении определенных событий политической, экономической, культурной или религиозной жизни страны усилия исключительной личности производят эффект взрыва. В такие моменты подвижник-одиночка, словно античный титан, способен разрушить вековые стереотипы отношения к инвалидам, вызвать прогрессивные перемены в сознании просвещенной части общества. Безусловно, речь идет о счастливом совпадении усилий подвижника и назревшей культурно-исторической ситуации. Вместе с тем судьба энтузиаста, как правило, напоминает судьбы легендарных титанов, за яркой победой и всеобщим признанием неминуемо следует отторжение и забвение. Возможно, это цена за дар опережать свое время.
Настоящая русская история призрения слабоумных детей начинается с уникального события — внезапного исцеления от эпилепсии подростка Коли Грачева и беспримерного подвижничества его старшей сестры Екатерины.
Сын петербургского биржевого маклера К. П. Грачева рос ребенком слабым, впечатлительным и болезненным. До пяти лет мальчик не ходил. Сестра, бывшая на десять лет старше Коли, тяжело переживала болезнь брата, а после смерти родителей (1886) взяла на себя его опеку. В одиннадцать лет мальчика удалось поместить в диагностическое отделение частного заведения доктора И. В. Маляревского. Профессор поставил пациенту диагноз истерико-эпилепсия, но помочь ничем не смог. Екатерина делала все, что было в ее силах, ухаживала за братом как сиделка, искала лекарства, врачей, больницы, но вскоре убедилась, что чудесных снадобий нет, а дети, подобные ее брату, никому не нужны. Тем временем мальчик угасал, припадки учащались, наступил паралич ног и рук, речь стала неразборчивой, исход казался близким и предсказуемым.
«В ночь с 3 на 4 декабря ребенку стало особенно худо, припадок длился более пяти часов, и к рассвету изнуренный муками подросток в яви увидал Богородицу, святителя Николая и ангелов. Матерь Божья обратилась к мальчику с научением: «Николай, поезжай в часовню, шестого декабря ты исцелишься, но ранее никому не говори».
Наутро подросток попросил сестру отвезти его в указанный день, а то был его день ангела, в названную часовню, но был так слаб, что сестра долго не соглашалась, предлагая пригласить священника на дом. Коля же был настойчив в своей просьбе и добился ее исполнения. Расслабленного мальчика с трудом одели, кое-как доставили до нужной часовни, где старшая сестра на руках едва дотащила его до чудотворной иконы и положила перед ней на пол. Ни ходить, ни стоять мальчик не мог. При чтении Евангелия он пришел в сознание, а после того, как его поднесли к чудотворной иконе, смог встать на ноги, осенил себя крестным знаменем и отчетливо произнес: «Нет, Катя, я могу стоять!» Трепет объял присутствующих...».
Не станем пересказывать необычную историю, она детально описана в «Церковных ведомостях» в № 4 за 1891 г. Молва об удивительном событии разнеслась не только по столице, но и по многим городам и весям православной империи. Священный синод провел специальное заседание, в ходе которого Е. К. Грачева клятвенно заверила церковных иерархов в правдивости случившегося. Синод отреагировал на чудо согласно церковным канонам: в комнате, где мальчик пережил видение, решили установить иконостас, а на месте дома Грачевых, переданного Екатериной Константиновной церкви (1890), выстроить храм Во имя Царицы Небесной. Отроку же рекомендовали принять постриг и посвятить жизнь Богу. Достоверно известно, что Николай вскоре после своего чудесного исцеления принял монашество и в чине иеромонаха Сергиевой пустыни через некоторое время стал настоятелем упомянутого храма Во имя Царицы Небесной. Случившееся с братом Екатерина Константиновна восприняла как данное ей свыше знамение. Измученная безрезультатными поисками учреждений, где предположительно могли бы помочь брату, потрясенная его удивительным исцелением, она решает посвятить свою жизнь самым тяжелым умственно отсталым детям. Грачева становится волонтером Императорского человеколюбивого общества и занимается выявлением детей, нуждающихся в призрении. Во время одного из посещений петербургских трущоб Екатерина Константиновна нашла слабоумную сироту, которую не смогла определить ни в одно столичное учреждение. Пройдя несколько раз по замкнутому кругу, подвижница решила устроить девочку в собственной небольшой квартирке, сохранившейся в купленном церковью родительском доме. Его новый владелец — архимандрит Игнатий, узнав о мытарствах Екатерины Константиновны со слабоумной сиротой, высказался в пользу создания особого приюта для подобных детей и предложил тридцатичетырехлетней женщине заняться «новым в России делом». 5 сентября 1894 г. Грачева запишет в дневник:«Архимандрит Игнатий дал для начала 150 р. От соседней квартиры велел присоединить к моей одну комнату». Так благодаря энергии глубоко верующей петербурженки Грачевой и поддержке архимандрита Игнатия в российской столице было положено начало попечению об умственно отсталых. Синод благословил доброе деяние и принял решение (1894) учредить церковный приют для детей-идиотов и припадочных по адресу: Санкт-Петербург, Петербургская сторона, Большая Белозерская улица, дом 1.
Грачева покупает одежду, еду, игрушки и начинает в своей квартире выхаживать двух девочек — Таню и Шуру, а уже в декабре 1895 г. состоялось торжественное открытие приюта. Через полтора года тяжелой работы Екатерина Константиновна приходит к выводу, что нельзя сводить помощь исключительно к уходу, она свято верит в то, что воспитанников, несмотря на тяжесть недуга, можно и нужно обучать, но предстояло понять, чему их учить и как. Методом проб и ошибок Грачева создает программу воспитания и обучения, придумывает пособия для занятий и собственноручно изготавливает их.
Чудесное исцеление Коли Грачева и беззаветное подвижничество во благо больных детей его верующей сестры Екатерины привело к неожиданным последствиям. За кратчайший срок сложилась некая структура, объединившая приют, благотворительное общество, школу для отсталых и припадочных детей (1898) и, наконец, созданное по благословению митрополита Антония попечительство — Братство во имя Царицы Небесной (1900). Стараниями братства в дополнение к столичному приюту открываются сельскохозяйственная колония в Райволо, приют при психиатрической больнице в селе Сапогово Курской губернии, детские приюты в Москве и Вятке. Впервые Русская православная церковь занялась деятельной благотворительностью в поддержку слабоумных, на исходе XIX столетия она демонстрирует пастве свое новое понимание ответственности за слабоумных детей. Убеждены: избегни страна потрясений, что выпадут на ее долю в первую треть XX столетия, Россия в короткий срок догнала бы Западную Европу в деле организации церковного и светского призрения умственно отсталых детей.
В мае 1898 г. Екатерина Константиновна приглашает в приют нескольких городских учительниц и в их присутствии устраивает детям экзамен. Увиденное поразило гостей, до того не веривших даже в минимальные успехи подопечных Грачевой. Еще в 1896 г. неутомимой подвижнице удалось организовать квалифицированную медицинскую помощь, воспитанниц регулярно осматривал доктор Э. А. Гизе, который в случае тяжелых заболеваний приезжал дважды в день, а при необходимости и среди ночи. Летом его подменял доктор В. П. Осипов. Консультантом приюта становится видный российский невролог, психиатр и психолог В. М. Бехтерев. В 1897 г. приют посещает только что возвратившийся из Германии и переполненный замыслами реформирования учебно-методической работы Мариинского училища глухонемых А. Ф. Остроградский. Сурдопедагог заинтересовался педагогическими поисками благотворительницы и вскоре также начинает сотрудничать с нею, он ставит детям звуки, учит Грачеву работе с глухими.
В июле 1897 г. Екатерина Константиновна получает в подарок французскую книжку о судьбе слепоглухонемой девушки, сумевшей не просто овладеть грамотой, но и получить университетское образование. Воодушевившись, Грачева решает посетить петербургское учебное заведение для слепых и ознакомиться с трудами по тифлопедагогике. Сурдопедагогические учебники ею уже проштудированы, в Мариинском училище она частый гость. Успех подопечных на упомянутых показательных «экзаменах» 1898 г. натолкнул Грачеву на мысль о необходимости организации школы для отстающих и припадочных детей. «Первых исключают, — пишет она в своем дневнике, — вторых не принимают в школы. Но двое высказали мнение, что такую школу открыть нельзя, потому что в ней не будет учеников — «кто захочет поместить своего ученика в школу для дураков?» Но мне очень нравится эта идея. Есть ли такие школы за границей?».
Практическое решение вопроса осложняло отсутствие подготовленного персонала, способного старательно учить детей, зная о том, что результаты будут минимальными, а дни жизни некоторых воспитанников сочтены. Кто-то из окружения подсказывает: «Сестры милосердия не вполне подходят для вашего дела: они любят ухаживать за такими больными, которые поправляются, видеть плоды своих трудов, а у вас неизлечимо больные, да и работа грязная, много неопрятных». Следует совет обратиться в монастырь, ибо «есть у нас великая непочатая сила — пора монашество привлечь к деятельной любви». Екатерина Константиновна принимает совет и тотчас обращается за помощью в Вышневолоцкий женский монастырь. Через две недели из монастыря в приют прибывают восемь послушниц, и мечта становится явью. В августе 1898 г. учебное заведение, чье рождение в России представлялось фантазией, открывается.
За девять последующих лет через три его класса прошло 134 ребенка в возрасте от 9 до 12 лет. Заведение обретает известность, Петербургская городская дума устанавливает ему ежегодную субсидию в 1000 р. — деньги по тем временам немалые. В мае 1899 г. школе жертвуется земля в Полюстрово, с тем чтобы воспитанники обрели летнюю дачу, и в августе детей привозят на праздник ее закладки. Еще через два года (1901) на Белозерской улице по соседству со старым приютом начинается строительство нового четырехэтажного здания. При его постройке и оснащении используются самые современные технические решения и новейшее оборудование. Кухня, прачечная, гладильня, баня, душевые, а также служебные помещения и спальни для сестер (по новомодной американской системе) размещают на верхнем этаже. Третий этаж отводится под школу, второй — под так называемое фребелевское отделение (там собраны воспитанники, умеющие говорить и не представляющие социальной опасности). Первый этаж занял лазарет для наиболее беспомощных или беспокойных детей, способных причинить вред себе и окружающим.
В местечке Райволо под Петербургом в 1903 г. организовали сельскохозяйственную колонию (также новостройку) для более взрослых, ставшую важным звеном в системе социально-педагогических учреждений для умственно отсталых. Подростков из городского приюта поместили в оазис оптимального общественного быта, где они могли не просто работать на земле, но и жить в особой атмосфере сельской коммуны. Погружаясь в проблему все глубже и глубже, Грачева постепенно осознавала ее масштаб, без устали преодолевая трудности, возникавшие одна за другой. Многие финансовые, организационные и хозяйственные вопросы удавалось успешно решать, но по мере роста сети филиалов все очевиднее становилась проблема кадров. В 1900 г. Грачева организует курсы
для сестер-нянь, первый выпуск состоялся в июне 1902 г. По его завершении волонтеры из числа монастырских послушниц разъехались по филиалам приюта.
Родители больных детей и персонал множащихся заведений братства испытывают нехватку литературы, необходимой для самообразования. Социальный запрос побуждает Грачеву написать и издать свою первую книгу — «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков» (1902). Ощутив недостаток профессиональных знаний, Екатерина Константиновна отправляется в Швецию (1903), много к тому времени преуспевшую в деле организации социального призрения и специального обучения. Россиянка поразилась, как много сделано в Скандинавии для детей-инвалидов и как мало для идиотов. В поисках желанных моделей она отправляется в тогдашнюю мекку психиатрической службы — Францию (1906). Не ограничиваясь визитами в специальные учреждения, Грачева несколько месяцев стажируется как воспитатель и даже дежурит в клинике Бурневиля. Одним из итогов ознакомительных поездок становятся книга «Приюты-школы для детей-идиотов и эпилептиков в Швеции, Франции и Германии» (1909), чуть раньше выходит «Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами» (1907).
В 1903 г. по рекомендации В. М. Бехтерева на должность врача в приют на Белозерской зачислен молодой доктор А. С. Грибоедов, который налаживает ведение медицинской документации. В одиночку Грачевой становится все труднее справляться с растущим кругом обязанностей: то она помогает открывать филиалы в Курской губернии, Москве, Вятке, Переславле-Залесском4, то стажируется за рубежом, то пишет и издает книги, то готовит работы детей к международной выставке, то решает проблемы с персоналом. Растет число сотрудников, среди которых далеко не все разделяют чувства благотворительницы. Приведем лишь одну дневниковую запись: «Очень мне грустно, что младшие служащие совсем не берегут инвентарь, все чаще слышу: «Это казенное, чего беречь, новое должны купить». Более же всего Грачеву печалило, как много вокруг детей, нуждающихся в помощи специалистов, и как мало для них в России сделано.
Проследим хронологию первых частных инициатив в деле организации специализированных лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых детей (см. табл. 9).
Таблица 9 Развитие сети благотворительных учреждений для глубоко умственно отсталых детей в Российской империи (1854—1907)
№ П П№ п/п | Год основания | Название учреждения | Населенный пункт | Организатор | ||
Лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов | Рига | Доктор Ф. Платц | ||||
Евангелический приют для одержимых падучей болезнью и слабоумных детей | Петербург | Пастор А. В. Ферман | ||||
Врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых, психически больных, эпилептиков, лиц с нарушениями поведения | Петербург | Профессор И. В. Маляревский | ||||
Отделение для идиотов (на 50 коек) при городской больнице | Станция Удельная | — | ||||
Приют для детей-идиотов и эпилептиков | Петербург | Архимандрит Игнатий, Е. К. Грачева | ||||
Школа для слабоумных и эпилептиков (закрыта в 1907 г.) | Петербург | Е. К. Грачева | ||||
Дача при приюте для детей-идиотов и эпилептиков | Полюстрово | Е. К. Грачева, Братство во имя Царицы Небесной | ||||
Приют Братства во имя Царицы Небесной для слабоумных и эпилептиков (на 50 детей) | Райволо | Е. К. Грачева, Братство во имя Царицы Небесной | ||||
Приют Братства во имя Царицы Небесной для слабоумных и эпилептиков (на 30 детей) | Село Сапогово (Курская губерния) | Братство во имя Царицы Небесной, Курское губернское земство | ||||
Приют-колония для идиотов «Общества призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов» (Мариинский приют) | Петербург | Консультант— профессор П. И. Ковалевский | ||||
Приют для слабоумных (в 1907 г. переподчинен Братству во имя Царицы Небесной) | Вятка | Основатели — купец А. И. Швецов с супругой | ||||
Врачебно-педагогический институт для умственно недоразвитых, отсталых и нервных детей | Киев | О. И. и Е. И. Сикорские | ||||
Приют Братства во имя Царицы Небесной для слабоумных и эпилептиков (убежище Св. Марии) | Москва | Братство во имя Царицы Небесной, консультант — Г. И. Россолимо | ||||
Приют Братства во имя Царицы Небесной для слабоумных и эпилептиков | Вятка | Братство во имя Царицы Небесной | ||||
Созданные усилиями Братства во имя Царицы Небесной, прежде всего неуемной энергией Грачевой, заведения для глубоко умственно отсталых детей могут быть равно отнесены и к церковно-благотворительным, поскольку задумывались и действовали в статусе приютов, и к лечебно-педагогическим. Медицинская составляющая этих учреждений, особенно в Петербурге и Москве, выглядела весьма солидно. В 1903 г. Грачева добивается открытия при приюте на улице Белозерской амбулатории, которая исполняла функции диагностического центра и в известной мере комиссии по комплектованию учреждений братства. Амбулатория, где прием вели профессор В. М. Бехтерев и доктор А. С. Грибоедов, оказывала бесплатную медицинскую помощь «нервнобольным детям» Петербурга. Накануне Первой мировой войны амбулатория превращается в ведущий в стране центр медицинского, психологического и педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.
Е. К. Грачева обладала удивительным даром привлекать к работе с умственно отсталыми детьми лучших отечественных специалистов, о ее петербургском окружении мы уже знаем, в Москве же с Екатериной Константиновной сотрудничали психиатр В. А. Гиляровский, сурдопедагог Ф. А. Рау, воспитанников приютов консультировал известный оториноларинголог М. В. Богданов-Березовский.
Подвижница не могла обделить вниманием ни одного из однажды встреченных несчастных детей, а потому, когда к ней попала слепоглухонемая девочка, взялась обучать и ее. Так Екатерина Константиновна стала пионером нового для России направления специального обучения, ее брошюра «Первый отчет учреждения для слепоглухонемых в Германии (в Нововесте) за 1906—1907 гг.» открыла список отечественных публикаций по проблеме слепоглухонемоты.
Накануне войны в заведениях Братства во имя Царицы Небесной воспитывалось около 500 человек. Подавляющая часть из них не могла оценить заботу, которую обрела благодаря Грачевой, но почти все дети знали ее в лицо и доверительно называли тетей Катей.
В наши дни имя выдающейся соотечественницы не очень известно. Впрочем, к мирской славе монашествующая подвижница никогда и не стремилась, стараясь даже на публикуемых ею книгах не проставлять имени. Будучи человеком верующим, Екатерина Константиновна, вероятно, не считала значимым упоминание авторства на обложке. Что ж, мирская слава минула Грачеву, современники о «тете Кате» и учреждениях братства заговорили лишь недавно. После 1917 г. упоминания о христианских добродеяниях попали под цензурный запрет, советская власть отделит школу от церкви, упразднит благотворительность и филантропию. «С 1925 г., — запишет Е. К. Грачева в своем дневнике, — многих перевели в Собес. Кого можно — на работу. Увы, не все удержались на работе и тоже попали в Собес. Некоторых взяли родные. В 1929 г. 55-й детдом, как назывался в последнее время приют на Мариинской, был соединен с 54-м детдомом — бывшим Эммануи- ловским приютом. Большой каменный дом был взят под школу нормальных детей, а наших перевели в старые три дома 155-й школы».
Несмотря на все невзгоды трагических лет Первой мировой войны, революций, гражданской войны, разрухи, иных социальных потрясений, Грачева не нарушила однажды данного обета, не предала детей. В 1932 г. выйдет ее последняя прижизненная публикация «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка». Предисловие к книге, обобщившей тридцатипятилетний опыт педагогической работы Е. К. Грачевой с глубоко умственно отсталыми детьми, напишет Л. С. Выготский. Являясь ярым противником «филантропически-инвалидного» воспитания, Л. С. Выготский тем не менее по достоинству оценил практический опыт Грачевой и возглавляемых ею учреждений: «Опыт, отраженный в настоящей книге Е. К. Грачевой, занимает переходное положение между одним и другим периодом в развитии этой области педагогики. С одной стороны, он уходит корнями в эпоху классиков, восходит к системе Э. Сегена и других основоположников воспитания глубоко умственно отсталых детей. С другой стороны, этот опыт врастает в нашу эпоху. <...> Центральное значение книги Е. К. Грачевой мы видим прежде всего в том, что она красноречивым языком фактов, тщательно подбираемых в течение почти полувека, опровергает пессимистическую минималистскую теорию и выдвигает идею педагогического оптимизма по отношению к глубоко умственно отсталым детям, притом оптимизма реального, проверенного практикой, выдержавшего научную критику».
Глубоко религиозная и изначально не приемлющая естественно-научного взгляда на природу несостоятельности ребенка-инвалида, Екатерина Константиновна Грачева сыграла важную роль в изменении отношения россиян к умственно отсталым детям. Воспитанная в канонах православной этики, Е. К. Грачева за короткий срок сумела от милосердия (готовности делать добро) перейти к попечению (деятельной заботе, опеке) тех детей, от коих другие открещивались. Взявшись за воспитание умственно отсталых детей, Екатерина Константиновна остро ощутила недостаток в знаниях и смогла приобрести их.
Вклад Е. К. Грачевой в становление отечественной системы специального образования ничуть не меньше, чем вклад уже известных нам пионеров обучения глухих и слепых — В. Гаюи, Г. А. Гурцова, В. Флёри, И. К. Арнольда, К. К. Грота, Генриха фон Дикгофа и А. А. Адлер. Упомянутые первопроходцы в силу их принадлежности к западной культуре ассоциировались в России в. с «верхами» («просвещением», «цивилизацией»). Е. К. Грачева, вне зависимости от сословной принадлежности и образования, по исповедуемой ею системе ценностей плоть от плоти «народа» («низов», «почвы»), потому и в историю отечественной дефектологии она вошла под именем, данным детьми, — тетя Катя. (Трудно себе представить, чтобы кто-то назвал Гаюи дядей Валей или Флери дядей Витей.)
Появление Е. К. Грачевой на сцене российского специального образования не случайно. Лично ее подтолкнул на «дефектологический» путь больной брат, но, не случись данной истории, все равно кто-то похожий на Е. К. Грачеву по характеру и судьбе должен был появиться. За XIX столетие российское общество заметно изменилось, необходимость обучения «малоуспешных», «неспособных», «ненормальных», «умственно недоразвитых», «отсталых и нервных» детей к началув. начинает осознаваться российскими учеными-медиками, некоторыми педагогами и даже отдельными представителями городских управ. Среди сторонников специального обучения «психически дефективных» детей оказался известный русский криминалист, член Московской губернской земской управы профессор М. В. Духовской. По его рекомендации некая госпожа Л. И. Комарова 16 декабря 1902 г. представила вниманию комиссии при Городском благотворительном совете докладную записку «О помощи умственно отсталым детям в городских школах». Члены совета одобрили идею, содержащуюся в прошении Л. И. Комаровой, более того, ее решили поддержать. Но дальше в силу вступили бюрократические правила. Три месяца члены Благотворительного совета составляли соответствующее ходатайство в Московскую городскую думу. Наконец, 18 марта 1903 г. прошение легло на стол чиновников из московского правительства, вернее сказать, легло в стол. М. В. Духовской скончался, и без его протекции то ли по причине отсутствия интереса у думцев, то ли из-за острых политических событий российской жизни дело заволокитили. Училищной комиссии понадобилось три года, дабы подготовить проект об устройстве «центральной вспомогательной школы на 50 человек». Работу над документом поручили особой подкомиссии из нескольких врачей московских училищ, состоящих при Городской управе. По их замыслу, уникальному учебному заведению предстояло выступить в роли «школы образцовой во всех отношениях, дабы на ней могли знакомиться с правильной постановкой дела будущие руководители последующих школ, число которых будет постоянно возрастать». «Правильный» проект отклонила финансовая комиссия, правда, реакцию чиновников нельзя назвать неожиданной. В Германии между первым официальным докладом по аналогичному вопросу и дозволением городских властей открыть вспомогательный класс прошло 18 лет.
В июне 1908 г., т. е. через 12 лет после поступления просьбы, московская Городская управа разрешает в 3-м Ольгинском Пятницком женском начальном училище открыть вспомогательный класс. Тогда же должность старшей учительницы занимает М. П. Постовская. Прекрасно образованный педагог (можно сказать, педагог-дефектолог) легко выделила из числа учениц начальной школы девочек, имеющих стойкие трудности в обучении, в том числе умственно отсталых. По мнению наставницы, подобных детей следовало вывести в особый класс и учить по специальной программе. Как оценить уровень развития ребенка? Как лучше организовать обучение тех, кому общая программа явно не по силам? Эти и подобные вопросы широко образованная учительница регулярно обсуждала со многими известными в Москве специалистами, прежде всего со своим братом врачом-психиатром Н. П. Постовским.
Идею М. П. и Н. П. Постовских о создании вспомогательных классов на манер тех, что уже действовали в Германии, поддержала попечительница училища Е. С. Петухова. Елена Сергеевна имела иные (филантропические) основания для подобного решения, но, будучи человеком хорошо образованным и либерально настроенным, она не только одобрила замысел новаторов, но приложила немало сил и стараний, дабы убедить городское начальство в необходимости открыть вспомогательные классы. Поначалу влиятельная дама даже при поддержке члена Московского городского общественного управления (МГОУ), заведующего училищным отделом Г. А. Пузыревского не могла добиться от Городской думы положительного решения. На титульном листе ее докладной записки «О необходимости образования вспомогательного класса для недоразвитых и отсталых детей при начальной городской школе» (1903) чиновничья рука оставила пометку: «Мысль заслуживает внимания, но к осуществлению несвоевременна». Учитель, ежедневно входящий в класс, попечитель, заботящийся о каждом из опекаемых воспитанников, и чиновник по-разному осознавали своевременность педагогических новаций. Докладная записка Е. С. Петуховой, как и ранее упоминавшееся ходатайство Московского благотворительного совета, легла под сукно. Заметим, реакция бюрократов из городских управ Лейпцига и Москвы одинакова: и там и здесь инициативы филантропов, отдельных педагогов наталкивались на отказ финансистов, убежденных в ненужности трат на обучение умственно отсталых. Как и в Германии, в России, точнее, в ее столичных городах представители исполнительной власти станут сговорчивее после правительственного решения о введении обязательного начального обучения. Повторное обращение Е. С. Петуховой в Городскую думу (1908) окажется успешным, из несвоевременного прожект превратился в актуальный. С 7 октября 1908 г. начинается отсчет истории вспомогательной школы в Москве и России. Одновременно городские власти разрешают доктору В. П. Кащенко открыть частный санаторий-школу для дефективных детей. Еще через год в Москве открывается вспомогательный класс для девочек при 1-м Смоленском женском начальном училище и второй класс при Ольгинском Пятницком училище.
Проследим появление в Российской империи классов и школ для умственно отсталых детей с момента принятия Государственной думой решения о введении обязательного начального обучения (см. табл. 10).
Хронологическое сравнение России, обладавшей мизерным количеством вспомогательных классов и школ, например, с Германией, где в 1910/11 учебном году в 454 вспомогательных школах училось 35 ООО учащихся, кого угодно повергнет в уныние. Россия выглядит как страна-аутсайдер специального образования. Однако при сопоставлении уровня, с которого империя стартовала в октябре 1908 г., и уровня охвата школьным образованием умственно отсталых детей, которого она достигла по прошествии всего восьми (в том числе трех военных) лет, картина вовсе не выглядит безнадежной.
К 70-м гг. XIX в. в Первопрестольном граде имелось пять начальных училищ, где обучалось менее 350 учащихся, к 1900 г. число начальных школ возросло до 150, а количество учащихся — до 20 000. Обучением постепенно охватывается все больше детей обоего пола, включая «малоуспешных детей» из бедных и неблагополучных семей, что потребовало открытия вспомогательных классов. Первый такой класс появляется в 1908 г., к началу 1911/12 учебного года их уже 22 (340 учеников), а к 1916/17 учебному году, несмотря на трудности военного времени, число классов возрастет до 51, а учащихся — почти до 800 человек.
Итак, к началу XX в. в монархической России сложились необходимые социально-культурные предпосылки организации практики обучения умственно отсталых детей, с момента принятия правительством решения о введении всеобщего начального обучения (1908) начинает стремительно развиваться сеть вспомогательных классов и школ. Динамика развития специальных лечебно-педагогических учреждений в период с 1908 по 1917 г. свидетельствует о том, что Россия твердо встала на путь создания сети для обучения детей с умственной отсталостью.
Таблица 10
Развитие сети вспомогательных классов и школ для умственно отсталых детей (1908—1917)
№ п/п | Год откры тия | Тип учреждения | Город | Организатор | |||
Школа-интернат для умственно отсталых детей (11 учеников) (частная) | Петербург | А. Н. Владимирский, Л. Г. Оршанский | |||||
Медико-педагогический институт (частный) | Киев | О. И. и Е. И. Сикорские | |||||
Городской приют для неуспевающих учащихся начальной школы (закрыт в 1909 г. из-за отсутствия средств) | Петербург | Петербургская городская дума | |||||
Вспомогательный класс (20 учениц) при Ольгинском Пятницком 3-м женском начальном училище (первый в России) | Москва | МГОУ (по представлению попечительницы Е. С. Петуховой) | |||||
Санаторий-школа для дефективных детей (частный) | Москва | В. П. Кащенко | |||||
Вспомогательный класс (15 учениц) при 1-м Смоленском женском начальном училище. Московское 1-е Смоленское женское начальное училище преобразуется во вспомогательное училище (первая в России вспомогательная школа). В нем наряду с обычными классами действуют «повторительные» классы для малоуспешных и один вспомогательный для умственно отсталых девочек | Москва | МГОУ | |||||
Вспомогательная школа- интернат (частная) | Н. Новгород | Г. Я. Трошин | |||||
Учебное заведение с пансионом для отсталых детей (частное) | Москва | Г-жа Соколова | |||||
Вспомогательный класс при Ольгинском Пятницком 3-м женском начальном училище (второй после открытого в 1908 г.) | Москва | МГОУ | |||||
1911/12 учебный год | В Москве действует 17 вспомогательных классов (260 учащихся), из которых 10 классов объединены в 3 вспомогательных училища | Москва | МГОУ | ||||
Вспомогательная школа при Психоневрологическом институте (закрыта в 1915 г.) | Петербург | А. Ф. Лазурский | |||||
Вспомогательный класс при городском Пушкинском училище | Харьков | Харьковское ГОУ | |||||
Дошкольное отделение при Смоленском вспомогательном училище | Москва | МГОУ | |||||
Школа-интернат (20 учащихся) доктора Г. Я. Трошина получает официальный статус | Н, Новгород | Новгородское ГОУ | |||||
Вспомогательная школа-пансион (частная) | Петербург | А. Н. Граборов | |||||
В Москве действует 11 вспомогательных школ (42 класса) и 9 вспомогательных классов при обычных школах. Всего 796 учащихся | Москва | МГОУ | |||||
Вспомогательная школа | Вологда | Е. А. Мальцева | |||||
Институт детской психологии и невропатологии | Москва | Г. И. Россолимо | |||||
Вспомогательная школа-пансион А. Н. Граборова переходит в ведение Психоневрологической академии | Петербург | Руководитель профессор В. М. Бехтерев | |||||