Области применения экспертных методов в педагогике.
Белоусова Галина 491 гр.
Эксперт [от лат. expertus - опытный]– специалист в какой-либо области, производящий исследование какого-либо объекта, явления, документа… и представляющий мотивированное заключение, и несущий за него профессиональную ответственность.
Экспертный метод- комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от экспертов информации, её анализа и обобщения с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения и управленческого действия. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа и синтеза проблемы с качественной и количественной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.
Краткое содержание экспертных областей в образовании:
-Применение экспертных оценок в ходе лицензирования дошкольных образовательных учреждений
Технология экспертной оценки при лицензировании ДОУ. Составление заключения по оценке лицензионных услуг в ДОУ.
-применение экспертных оценок в ходе аттестации дошкольных образовательных учреждений
Технология экспертной оценки при аттестации и аккредитации ДОУ. Разработка диагностических карт самоэкспертизы и рекомендаций по улучшению работы по выбранному направлению экспертизы.
-использование экспертных методов при оценки различных программ дошкольных образовательных учреждений.
Общие и региональные требования к образовательным программам. Основания для выбора парциальных программ. Разработка технологической карты и методики экспресс-диагностики для выявления уровня освоения одного из разделов программы. Определение критериев дифференцированного освоения программного содержания детьми.
-разработка технологической карты экспертизы образовательной программы.составление мотивированного заключения о целесообразности использования выбранной программы.
-использование экспертных методов при оценке качества методических пособий.
Требования к качеству методических пособий.технология экспертной оценки методических пособий.
-психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек
Требования к качеству игр и игрушек. Разработк пакета документов, необходимых для прохождения экспертизы. Требования к созданию предметно-развивающей среды.
-применение экспертных оценок в ходе экспертизы результативности педагогического и управленческого труда. Осуществление мониторинга педагогических и руководящих кадров.
-разработка рейтинг-листа профессиональных качеств.
Подготовка текста проекта экспертного заключения аттестуемого педагога и руководителя ДОУ. Разработка анкет, вопросников для педагогической экспертизы.
-применение экспертных методов при оценке результатов воспитательно-образовательной работы с детьми.
Обеспечение систематического контроля роста профессиональных умений педагогов в организации учебной деятельности.
-Разработка технологических карт для анализа педагогического мастерства.
Составление технологических карт для анализа занятий по одному из разделов учебной деятельности; для анализа педагогического мастерства педагогов по руководству разными видами повседневной детской деятельности. Разработка комплексной методики диагностики для выявления общей психологической готовности ребенка к обучению в школе. Примерные схемы и вопросы для наблюдений, формы протоколов диагностические карты. Технология анализа результатов диагностики, количественный и качественный анализ педагогических фактов и явлений.
Метод экспертных оценок - метод анализам обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно-логический анализ проблемы с последующей количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.
Решаемые проблемы могут быть условно разделены:
на проблемы, обеспеченные информацией;
проблемы, по которым наблюдается недостаток информации.
Данные методы особенно эффективны в условиях:
большой неопределенности среды, в которой функционирует исследуемый объект;
дефицита времени и в экстремальных ситуациях;
отсутствия надежной теоретической основы.
Методы экспертной оценки применяют при решении следующих задач:
составления перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;
определения наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;
определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
определения альтернативных вариантов решения задач с оценкой их предпочтительности;
альтернативного распределения ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;
альтернативных вариантов принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Процесс организации экспертизы может быть разделен на следующие этапы:
1 этап - составление руководящего документа. В нем указываются основные положения проведения экспертизы: цели; задачи по ее выполнению; состав и обязанности рабочей группы и группы экспертов; ресурсы, необходимые для обеспечения работ, и сроки выполнения работ;
2 этап - подбор рабочей и экспертной групп;
3 этап - разработка методики проведения опроса (при необходимости).
На данном этапе определяются: место и время проведения опроса; задачи; форма проведения; порядок фиксации и сбора результатов; состав необходимых документов. В зависимости от имеющегося времени на проведение экспертизы, сложности рассматриваемой проблемы, участвующих специалистов можно выделить следующие формы проведения опроси:
индивидуальный — максимально используются способности и знания каждого специалиста;
коллективный – когда можно обмениваться мнениями и на их основе скорректировать свою оценку. Но при данном методе опроса может проявиться сильное влияние авторитетов на специалистов;
личный (очный) — опрос осуществляется при непосредственном контакте, например интервьюера и эксперта;
заочный — одним из распространенных примеров данного метода опроса является пересылка анкет. Здесь нет прямого взаимодействия между интервьюером и экспертом;
устный — например, интервью;
письменный — например, заполнение анкеты;
открытый — процесс опроса и его результаты могут быть изучены другими экспертами;
скрытый — высказанные идеи и решения экспертов являются тайными;
4 этап - разработка методики обработки данных опроса. Обработка данных опроса экспертов может быть осуществлена 2 способами:
проверкой согласованности мнений экспертов (или классификацией экспертов, если нет согласованности);
усреднением мнений экспертов внутри согласованной группы;
5 этап - оформление результатов работы. Осуществляется анализ результатов, полученных в результате проведения экспертизы, на основе которого составляется отчет. После обсуждения и утверждения полученных результатов итоги проделанной работы предоставляются заказчикам экспертизы.
Используемая литература:
1.Экспертные оценки в образовании. Учебная и рабочая программы и методические материалы к ним; Челябинск-2005