Тема 10. функции и основные направления деятельности классного руководителя
Квалификационная характеристика классного руководителя.Составляющие мастерства воспитателя.Методика работы классного руководителя по созданию коллектива и организации жизнедеятельности коллектива. Управление ученическим коллективом, соуправление, самоуправление в ученическом коллективе. Методика работы классного руководителя по планированию воспитательной работы в классе.
Документация классного руководителя. Взаимодействие классного руководителя с учителями, родителями, администрацией и общественностью в воспитании детей.
Методика работы классного руководителя по моделированию воспитательной системы класса и методика реализации этой модели на практике.
Классный руководитель:
• это педагог-профессионал;
• наставник и посредник между обществом и ребенком в освоении человеческой культуры;
• организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности ученического коллектива;
• создатель благоприятной развивающей среды и благополучного психологического климата в классе;
• координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка.
Изменение социальных условий, что связано с преобразованием информационного поля средствами массовой информации, возрастанием роли этнического фактора, сложившейся новой религиозной ситуацией, приобретением новых черт детскими и юношескими объединениями требует переосмысления принципов, целей, задач, содержания и методов организации воспитания в современной школе.
Классный руководитель должен формировать в себе чувство социальной ответственности за воспитание детей, полагаясь на реализацию следующих принципов:
– гуманистической направленности воспитания – предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, ориентацию на взаимодействие;
– природосообразности – основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов воспитания сообразно возрасту учащихся, на формировании ответственности за собственное развитие, за экологические последствия своих действий и поведения;
– культуросообразности – воспитание на основе общечеловеческих ценностей; на ценностях и нормах национальной культуры и религиозных традициях, не противоречащих общечеловеческим;
– эффективности социального взаимодействия – воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирование навыков социальной адаптации, самореализации;
– ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции – стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта, в свободном самоопределении в социальном окружении.
Приоритетные задачи воспитания в современных условиях выделяются в два блока. Первый связан с помощью ребенку в его мировоззренческом, нравственном, гражданском самоопределении. Особую актуальность приобретает воспитание человека демократических убеждений, толерантного, культурного. Второй блок задач вытекает из необходимости вооружить растущего человека средствами самореализации: предоставить права на самоутверждение своей личности; научить действовать, соблюдая нравственные законы, не ущемляя права других людей. Третий блок задач направлен на постановку ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.
Основные профессиональные функции классного руководителя как воспитателя следующие:
1) диагностическая, которая предполагает систематические изучение и анализ индивидуальных особенностей школьников и условий их семейного воспитания, мониторинг эффективности педагогического процесса в школе;
2) воспитательная, включающая всю многообразную работу, направленную на воспитание гуманистических отношений в классе, развитие каждого ребенка и класса в целом как воспитательного коллектива;
3) координирующая – специфическая функция классного руководителя, заключающаяся в координации всех воспитательных воздействий социума, в установлении единства педагогического влияния школы, семьи и общественности на воспитание детей;
4) коммуникативная, заключающаяся в целенаправленном формировании позитивных отношений между всеми субъектами воспитательного процесса: учащимися, учителями, родителями;
5) социальной защиты ребенка – выражается в стремлении защитить ребенка от всех неблагоприятных влияний, с которыми он сталкивается в школе, семье; свести их к минимуму.
В соответствии с этими функциями определяют (Е.А. Слепенкова и др.) следующие направления деятельности классного руководителя:
– организация учебной и внеучебной работы детей (организация жизнедеятельности классного коллектива, планирование и осуществление воспитательного процесса, работа с активом класса);
– изучение каждой личности и классного коллектива в целом, коррекция воспитательного процесса (классный руководитель диагностирует способности, интересы и потребности воспитанников);
– отслеживание и обобщение воспитательных результатов своей деятельности;
– обеспечение социальной защиты детей (классный руководитель координирует деятельность по оказанию психологической и социальной помощи детям и родителям, обращается к юристам, социальным и медицинским работникам и т.д.);
– организация работы с родителями;
– осуществление сотрудничества с учреждениями и организациями, способными помочь в решении воспитательных задач (классный руководитель контролирует занятость школьников в свободное время, направляет ребенка в различные центры и объединении, исходя из его интересов);
– оформление установленной документации по классу.
Существуют другие классификации функций и основных направлений деятельности классного руководителя. По мнению В.А. Сластенина, целесообразно выделять три уровня функций. Первый уровень – педагогические и социально-гуманитарные функции (целевые). Они направлены на помощь ребенку как в решении актуальных личностных проблем, так и на подготовку к самостоятельной жизни. Среди них – воспитание учащихся, социальная защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Второй уровень – социально-психологические функции, главной из которых является организаторская. Также важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива.
Третий уровень функций – это управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.
Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя.
К основным направлениям деятельности современного классного руководителя относят:
1. Направление «Здоровье», в рамках которого классный руководитель должен знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации, формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
2. Направление «Интеллект» предполагает помощь со стороны классного руководителя в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, уметь учиться, проявлять свои интеллектуальные умения в учебе и жизнедеятельности.
3. Направление «Общение» ориентировано на формирование коммуникативных способностей, культуры общения.
4. Направление «Нравственность» включает обучение пониманию ценности своего существования и ценности существования других людей; жизненных ценностей и правил; обучение навыкам нравственного поведения.
5. Направление «Досуг» предполагает создание условий для проявления учащимися своей индивидуальности во внеучебной деятельности.
6. Направление «Гражданин» ориентировано на формирование у учащихся знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
7. Направление «Семья» предполагает ориентацию на максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
8. Направление «Учеба» включает деятельность классного руководителя по формированию познавательных интересов учащихся, по контролю за течением и результатами учебной деятельности.
Деятельность классного руководителя ведется по четырем основным направлениям:
v ценности и нормы жизни общества;
v личность и творчество;
v образование и культура:
v взаимопонимание и общение.
Основным назначением классного руководителя является:
• создание условий для раскрытия потенциальных талантов каждого школьника, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ребенка, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
принципы деятельности классного руководителя:
• Гуманистическая направленность
• Принцип коллегиальности
• Принцип требовательности и уважения
• Принцип системности
• Принцип целесообразности и природообразности
• Принцип открытости, коммуникативности, диалогичности
• Принцип целостности и последовательности
Основные функции деятельности классного руководителя:
• Аналитическая
• Прогностическая
• Организационно-координирующая
• Коммуникативная
Критерии оценки работы классного руководителя:
Результативность:
• упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива;
• уровень зрелости классного коллектива, его ценностные ориентиры;
• общий психологический климат в классе, социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность, система взаимоотношений в коллективе;
• реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;
• участие родителей в жизни классного коллектива;
• роль и место коллектива в общешкольном коллективе;
• активная позиция классного руководителя, его участие в инновационных процессах воспитания.
Деятельность:
• анализа воспитательного плана и записей в нем;
• анализа результатов аналитико-диагностической деятельности классного руководителя;
• анализа анкетирования учащихся;
• анализа материалов собеседования с классным руководителем по должностным обязанностям;
• обобщение опыта работы на методах объединенных классных руководителей, на педсоветах, педагогических чтениях, в конкурсе «Самый классный классный»;
• анализа материалов посещения руководством учреждения воспитательных мероприятий в течение года;
• анализа участия класса в общешкольных делах.
ТЕМА 11. (ПЕДАГОГИКА; РАЗДЕЛ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ»)
ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ.
Понятия «система», «педагогическая система», «управление», «менеджмент», «педагогический менеджмент».
Специфика управления образованием. Системно-деятельностный подход к управлению образованием. Государственно – общественная система управления образованием. Государственные органы управления образованием, содержание их деятельности. Коллективные органы управления образованием, их состав и характеристика деятельности.
Понятия «функция», «функция управления». Основные функции педагогического управления (педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование, контроль) и их сущностные характеристики.
Понятия «принцип», «принцип управления». Принципы управления образовательными системами и их основные характеристики: оптимальное соотношение централизации и децентрализации в управлении; единство единоначалия и коллегиальности в управлении; рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности в управлении и др.
ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Понятия «управление».Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.
Под управлением понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации;
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.
Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.
Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.
Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, заключающиеся в способах постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях.
Управление внутри образовательного заведения представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса как изучения объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимального результата.
Его объектом являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия.
Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.
Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей.
2. Понятие «педагогический менеджмент».В работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.
В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.
Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта: совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.
Менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.
Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.
Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам, ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми. В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:
- процесс постановки и достижения, целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;
- управление бизнесом через филигранную работу с людьми;
- специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;
- умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;
- функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
- область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.
В науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».
Наиболее полное определение менеджмента, которое может быть использовано в образовании, дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер. Современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.
П. Друкер определяет и задачи менеджмента:
1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива.
2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.
3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.
4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.
Принципы педагогического менеджмента.С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:
Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.
Принцип целостного взгляда человека – очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника образовательного учреждения или ученика, а как личность.
Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям.
Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства.
Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта.
Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности.
Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных взглядов и различных точек зрения привести коллектив к согласию, перевести людей от конфронтации к сотрудничеству.
Принцип коллективного принятия решения – это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями.
Принцип целевой гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую работу руководителя с целями, в результате которой в образовательном учреждении появляется целевая целостность, т.е. такое положение, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива соответствуют общим целям образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой.
Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально обособиться в коллективе.
Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления, являясь необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения). Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов.
Принцип постоянного обновления обусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип – основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, иных изменений в образовательном учреждении.
Представленные принципы системны, - для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ним, также исполняются.
Теория педагогического менеджмента открывает перед руководителями и педагогами ПОУ неисчерпаемые резервы, так как обладает следующими его возможностями:
• позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно ориентированный подход к деятельности по достижению максимальных результатов;
• обеспечивает возможность развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося ПОУ;
• создает комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.
Тема 12. (Педагогика; раздел «Педагогические технологии»)
Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач.
Понятие педагогической технологии. Педагогическая технология как система научного знания. Понятия «технология», «педагогическая технология», «образовательная технология», «воспитательная технология».
Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Понятия «задача», «педагогическая задача», «задача-ситуация». Форма, структура и содержание задачи.
Система педагогических задач (стратегические задачи, тактические задачи, оперативные задачи; дидактические и воспитательные задачи, их особенности и характеристика) и требования к ним.
Понятие «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало наиболее эффективные и экономичные способы изготовления продукции («технология изготовления втулки», «технология плавки чугуна» и т. д.).
Понятие «педагогическая технология» прошло определенную эволюцию:
I.период (40-е — сер. 50-х г.) — термин «технология в образовании» означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе.
II.период (сер. 50-х — 60-е г.) — под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение.
III.период (70-е г.) — появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей.
IV.период (с начала 80-х г.) — создание компьютерных и информационных технологий обучения.
Понятие «педагогическая технология»:
· ориентирует на все расширяющиеся возможности технических средств в учебном процессе (его можно назвать «технология в образовании» или «технология в обучении»);
· означает технологию построения самого учебного процесса. В основе второго направления лежит идея о том, что существуют общие закономерности процесса обучения, с помощью которых можно построить единую эффективную систему обучения, обеспечивающую функции школы в отношении всех или подавляющего большинства учащихся.
Сущность понятий «педагогическая технология», «технология обучения»
Существуют различные точки зрения на возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния материала, осуществляемую в процессе производства продукции, что противоречит принципу индивидуализации учебного процесса, отсутствует единый подход к определению понятий «педагогическая технология», «технология обучения».
· Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
· Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
· Педагогическая технология - это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов).
· Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Первоначально термин «технология обучения» был связан с применением технических средств обучения. В связи с развитием программированного обучения акцент перешел на собственно технологию обучения. Прогресс информатики как науки о передаче, переработке и хранении информации, развитие средств коммуникации расширили и изменили понятие термина «технология обучения» в сторону системного анализа и проектирования процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.