Характеристика Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации
Уголовно-исполнительный кодекс РФ, принятый 18 декабря 1996 г., существенно отличается от Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г. по многим позициям.
В УИК впервые в данной отрасли законодательства урегулировано исполнение всех видов наказании. Структурно он соответствует классификации наказаний, принятой новым УК РФ, в нем более четко определен предмет правового регулирования и из него исключены институты и нормы, которые регулируют общественные отношения, не входящие в сферу исполнения наказания.
В УИК по-новому определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, впервые сформулирована система принципов этой отрасли законодательства, детально урегулирован как общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к различным видам наказаний.
Уголовно-исполнительный кодекс закрепил систему контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, всесторонне урегулировал контроль органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления, ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, общественный контроль.
Система исполнения отдельных видов наказании урегулирована по единой схеме:
- порядок и условия исполнения конкретного вида наказания;
- обязанности и права осужденных;
- обязанности и права администрации учреждении и органов, исполняющих наказание;
- применение средств исправления осужденных и меры обеспечения их реализации.
Такая четкая структура правового регулирования позволяет летко ориентироваться субъектам и участникам правоотношении правоприменительной деятельности.
При исполнении наказании в виде лишения свободы, как наиболее строгих наказании, внедрена трехступенчатая, а в воспитательных колониях — четырехступенчатая система отбывания наказании (обычные, облегченные, строгие условия содержания), что позволяет избежать нежелательных переводов осужденных из одного вида режима в другой.
Впервые на уровне закона урегулировано исполнение всех видов наказании в отношении военнослужащих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса обеспечить применение средств исправления и воинского воспитания.
Перечисленные законы, как действующие, так и подлежащие принятию, образуют отрасль уголовно-исполнительного законодательства в узком смысле слова.
Под отраслью уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле понимается вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету уголовно-исполнительного права.
Впервые в законодательстве, регулирующем исполнение уголовных наказании, выделены в самостоятельные категории цели и задачи данной отрасли права. Согласно ч.1 ст. 1 УИК, целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК профилактических мер (охрана и надзор за осужденными — ч. 1 ст. 92, оперативно-розыскные мероприятия - ст. 84, применение мер поощрения и взыскания - ст. 113, 115), а также проведения с ними воспитательной работы.
Общее предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, достаточно строгие условия отбывания наказания, ограничения прав и свобод осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан и удерживать их от совершения преступлений.
В ч. 2 ст. 1 УИК достаточно четко и конкретно сформулированы задачи уголовно-исполнительного законодательства. Они охватывают наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного права и включают в себя: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
4. Группу подзаконных нормативных правовых актов можно разделить на две категории: постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты.
К числу первых следует отнести Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утверждено Правительством РФ 16 июня 1997 г.), в котором определены задачи этих органов по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и права; Положение о дисциплинарной воинской части (утверждено Правительством РФ 4 июня 1997 г.), в котором определены задачи и функции указанных воинских подразделений. Кроме того, подлежат принятию положения об арестных домах и исправительных центрах.
УИК передал Правительству РФ полномочия принять нормативные правовые акты, устанавливающие минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы (ч. 3 ст. 99 УИК), перечень технических средств надзора и контроля за осужденными и порядок их использования (ч. 3 ст. 83 УИК), форму одежды осужденных к лишению свободы (ч. 4 ст. 82 УИК).
Ко второй группе относятся ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, издаваемые единолично или совместно с другими министерствами и ведомствами: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены Министерством внутренних дел РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой РФ 30 июня 1997 г.). Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (утверждены Министерством Обороны РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой РФ 27 июля 1997 г.).
Министерство внутренних дел принимает целый ряд актов, касающихся различных сторон процесса исполнения наказаний. Так, Приказ МВД от 22 сентября 1992 года регламентирует меры по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, которая осуществляется также и в местах лишения свободы.
Совместными актами Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения определяет порядок оказания медицинской помощи осужденным в местах лишения свободы.
К особой группе источников уголовно-исполнительного права следует отнести международные договоры, заключенные или признанные Российской Федерацией. К ним относятся в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданский и политических правах (1966г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975г.), Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.), Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (1990 г.) и другие.
Отнесение международно-правовых актов к источникам уголовно-исполнительного права базируется на положении Конституции Российской Федерации о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, применяются правила международного договора.
Если уголовно-исполнительное законодательство противоречит международным договорам, ратифицированным Российской Федерацией, уголовно-исполнительное законодательство приводится в соответствие с указанными международными договорами.
В соответствии с нормами и принципами международного права уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основывается на недопущении пыток и других бесчеловечных или унижающих видов обращения с осужденными.
Среди вышеперечисленных международно-правовых актов особо следует отметить Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. Это стандарт, модель исполнения указанных видов наказания, которая должна лежать в основе национальной уголовно-исполнительной системы.
Уголовно исполнительное законодательство Российской Федерации по возможности максимально учитывает рекомендации указанных актов в соответствии с экономическими и социальными возможностями нашего государства в современных условиях.