Репродуктивный уровень

1.Дефектология - это наука:

а) об особенностях развития детей, имеющих психофизические
нарушения и закономерностях их обучения и воспитания;

б) об обучении и воспитании детей, страдающих интеллектуаль­
ной недостаточностью;

в) о дефектах функций опорно-двигательного аппарата детей
раннего возраста.

2. В советской дефектологии термин «коррекция» («педагогиче­
ская коррекция») впервые был применен:

а) Л.С Выготским; б) В.П. Кащенко; в) А.Р. Лурия.

3. Компенсация функций - это:

а) процесс, направленный на преодоление или ослабление не­
достатков психофизического развития и отклонений в поведении
детей;

б) восполнение или замещение функций, недоразвитых, нару­
шенных или утраченных вследствие нарушений развития, перене­
сенных заболеваний и травм;

в) приспособление человека как личности к существованию в
обществе в соответствии с требованиями этого общества и собствен­
ными потребностями, мотивами и интересами;

г) применение комплекса мер медицинского, социального, об­
разовательного и профессионального характера, направленных n;i
включение ребенка с О ПФР в социальную среду.

Репродуктивный уровень - student2.ru Репродуктивный уровень - student2.ru ОСНОВНЫЕ ПЕРСОНАЛИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Бине Альфред (1857-1912)- французский психолог, изучав­ший вопросы интеллектуальной недостаточности, обосновал прин­ципы работы с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития.

Бобла Иван Матвеевич- белорусский исследователь истории становления дефектологии и специального образования в Белару­си, проблем обучения языку детей с нарушениями слуха и интел­лекта. Автор учебников и учебных пособий по русскому/белорус­скому языкам для учащихся вспомогательной школы.

Брайль Луи (1809-1852)- французский тифлопедагог, потеряв­ший зрение в трехлетнем возрасте. Автор изобретения, изменивше­го систему обучения слепых. Основанная на комбинациях нгести-точия, его система рельефного письма охватывает буквенные, мате­матические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.

Боскис Рахиль Марковна- советский исследователь особенно­стей развития детей с нарушением слуха. Полученные результаты легли в основу педагогической классификации детей с нарушени­ем слуха, критериями которой являются: 1) степень поражения слуховой функции, 2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции, 3) время возникновения нарушения слуха.

Власова Татьяна Александровна (1905-1986)- советский де-фектолог, исследователь проблем дифференцированного обучения и носпитапия различных категорий детей с особенностями психо­физического развития.

Выготский Лев Семенович (1896-1934)- русский советский психолог, исследователь проблем детской дефективности. Вы­делил самое важное и существенное в «природе дефективности» и показал социальную значимость помощи детям с особенностя­ми психофизического развития; определил ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявил, систематизировал и увязал их с общими закономерностями раз­вития личности и общества; сформулировал основные теоретиче­ские предпосылки для перестройки работы в области аномально­го детства («связать педагогику дефективного детства с общими принципами и методами социального воспитания; найти такую си­стему, в которой удалось бы органически увязать специальную пе­дагогику с педагогикой нормального детства»); выявил и сформу­лировал основные законы психического развития ребенка (закон развития высших психических функций, закон неравномерности детского развития, закон метаморфозы в детском развитии и др.); разработал и научно обосновал основы социальной реабилитации ребенка.с особенностями психофизического развития; предложил динамический подход к дефекту, разработал учение о первичности и вторичности дефекта (структуре дефекта), социальной природе вторичного дефекта; сформулировал понятие «зона ближайшего и актуального развития ребенка», выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой раз­вития и др.

Гаюи Валентин (1745-1822)- французский педагог, основопо­ложник тифлопедагогики и обучения незрячих, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря ему не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформи­ровалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным чле­нам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

Грачева Екатерина Константиновна (1866-1934)- русский со­ветский олигопедагог, стояла у истоков создания новых в России учреждений для умственно отсталых детей, занималась проблема­ми развития, обучения и воспитания детей с глубокой интеллекту­альной недостаточностью.

Григорьева Тамара Алексеевна- белорусский дефектолог-сурдопедагог, исследователь проблем развития логического мыш­ления у неслышащего ребенка, автор серии учебных пособий по русскому языку для детей с нарушением слуха.

Ермилова Клара Гавриловна (1929-1988)- основополож­ник научной школы белорусской дефектологии, выдающийся педагог, исследователь детской речи (особенности построения высказывания у детей с различными психофизическими наруше­ниями), отстаивающий позиции гуманизации преподавательской деятельности, ее направленности на развитие эмоциональной от­зывчивости.

Зайцева Людмила Афанасьевна- белорусский дефектолог, ис­следователь проблем логоневрозов, коррекции произносительной стороны речи, коррекционно-развивающей работы с детьми с тяже­лыми нарушениями речи.

Итар Жан (1775-1838)- французский психиатр, предпри­нявший попытку из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать личность. Попытка оказалась неудачной, но позволила определить один из путей развития ребенка с глубокой интеллек­туальной недостаточностью - тренировочные упражнения органов чувств и моторики.

Кащенко Всеволод Петрович (1870-1943)- русский советский дефектолог, создавший школу-санаторий для детей с особенностя­ми психофизического развития, которая впоследствии переросла в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии пе­дагогических наук (1943), а затем в Институт коррекционной педа­гогики Российской академии образования.

Крепелин Эмиль (1856-1926)- немецкий психиатр, объединив­ший все формы слабоумия в одну группу под общим названием «за­держка психического развития», первым стал использовать термин «олигофрения».

Лебединская Клара Всеволодовна (1925-1993)- россий­ский исследователь проблем клинико-генетического, клинико-мсихологического изучения детей с особенностями психофизиче­ского развития, создатель первой в России группы специалистов,

осуществлявших медико-психолого-педагогическую помощь детям с аутистическими расстройствами.

Левина Роза Евгеньевна (1908-1989)- выдающийся исследо­ватель детской речи, основоположник российской научной школы логопедии, автор классификации речевых нарушений на основе психолого-педагогического подхода.

Лещинская Татьяна Лаврентьевна- белорусский дефектолог-олигофренопедагог, организатор специального образования в Ре­спублике Беларусь, одна из основателей белорусской дефектологи­ческой научной школы, самоотверженный исследователь проблем обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточно­стью, в том числе с тяжелыми и (или) множественными наруше­ниями.

Монтессори Мария (1870-1952)- итальянский педагог, создав­шая ортофеническую школу для детей с интеллектуальной недоста­точностью, в которой широкое применение нашла система сенсомо-торного воспитания как основа лечебной педагогики.

Обухова Тамара Исаковна- белорусский дефектолог-сурдо-педагог, специалист по дошкольной сурдопедагогике, автор наци­ональной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Пинель Филипп (1745-1826)- французский врач-психиатр, предложивший классификацию душевных болезней, в которой ту­поумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Выделил две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.

Платер Феликс (1537-1614)- швейцарский профессор меди­цины, предложивший классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных видов нарушений интеллекта, эмоциональной сферы и физического состояния больных.

Pay Наталья Александровна (1870-1947)- русский советский сурдопедагог, организатор первого в России и Европе детского сада для глухих, внесла большой вклад в организацию и методику до­школьного воспитания неслышащих дошкольников.

Соколянский Иван Афанасьевич (1889-1960)- русский совет­ский педагог-дефектолог, специалист в области сурдо- и тифлопе­дагогики, создавший оригинальную систему обучения и воспитания слепоглухих. По его инициативе в 1923 г. в Харькове было органи­зовано единственное в мире научно-педагогическое учреждение — школа-клиника для слепоглухих детей.

Трошин Георгий Яковлевич (1874-1938)- известный русский психиатр, в своих взглядах на слабоумие исходил из того, что зако­ны развития детей как нормальных, так и с нарушенным развитием идентичны, имеют одну и ту же природу.

Эскироль Жан-Этьен-Доминик (1772-1840)- французский врач-психиатр, ученик и последователь Ф. Пинеля, ввел в обра­щение понятие «умственная отсталость» и три ее степени: дебиль-ность, имбецильность, идиотия. Создал симптоматическую класси­фикацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных.

Наши рекомендации