Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125, воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь) является одним из условий воспитания гражданственности и патриотизма личности. Воспитание гражданской культуры личности в дошкольном возрасте предполагает приобретение первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях.
Процесс патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования организуется с учетом следующих принципов:
гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;
культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;
постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;
комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.
Соответственно, данное направление представлено в образовательных стандартах дошкольного образования и учебной программе дошкольного образования.
Так, учебной программой дошкольного образования предусматривается формирование представлений о своей малой Родине (название города, поселка), народных и государственных праздниках, о символах белорусского государства, Беларуси, достопримечательностях родного города, села, столицы республики, своей Родины, о людях, прославивших нашу Родину: просветителях, национальных героях, Президенте Республики Беларусь, деятелях искусства, ученых, космонавтах, спортсменах и т.д.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются игровая, познавательная, художественная деятельность, общение. В качестве средства патриотического воспитания могут использоваться произведения художественной литературы: Э. Агняцвет “Зямля з блакітнымі вачамі”, Д. Бічэль-Загнетава “Радзіма”, “Белая Русь”, А. Вольскі “Радзіма”, А. Русак “Мой край”.
Содержание патриотического воспитания реализуется в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников, в основных (игра, занятие) и иных формах организации образовательного процесса.
Патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применение различных средств и методов воспитания.
В 2013 г. в соответствии с планом мероприятий по формированию в обществе культа государственных символов Республики Беларусь, утвержденным Главой Администрации Президента Республики Беларусь 13 мая 2013 г. № 10/91, необходимо обратить особое внимание на формирование системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь. В учреждениях дошкольного образования, соответственно, необходимо:
организовать проведение в старших группах (воспитанники от пяти до семи лет) занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн» и праздников в канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь;
обновить уголки государственной символики;
организовать в методических кабинетах тематические выставки “Государственная символика Республики Беларусь”;
включать в программу торжественных мероприятий, посвященных началу и окончанию учебного года, церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь педагогами и воспитанниками старшей группы;
проводить в канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь праздничные мероприятия (концерты, викторины и пр.).
Обращаем внимание на то, что формирование системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь неободимо осуществлять с учетом требований Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-3 «О государственных символах Республики Беларусь».
Государственный флаг Республики Беларусь и его изображение независимо от их размеров должны в точности соответствовать эталону Государственного флага Республики Беларусь.
Воспроизводимое изображение Государственного герба Республики Беларусь независимо от его размеров должно в точности соответствовать многоцветному, двухцветному и одноцветному эталонам Государственного герба Республики Беларусь в графическом или объемном варианте.
Государственный флаг Республики Беларусь и Государственный герб Республики Беларусь изготавливаются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Не допускается использование Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, изготовленных иным способом.
Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.
Государственный флаг Республики Беларусь, изготовленный в настольном варианте, может быть установлен в групповых помещениях, кабинетах.
Изображение Государственного флага Республики Беларусь может быть использовано в декоративных целях в качестве государственного и национального символа таким образом, чтобы при этом не было проявлено неуважение к Государственному флагу Республики Беларусь.
Не допускается размещение на Государственном флаге Республики Беларусь надписей и графических изображений независимо от способа их нанесения.
Государственный гимн Республики Беларусь должен исполняться в точном соответствии с текстом и музыкальной редакцией (нотами) согласно приложениям 2 и 3 к настоящему Закону, а также в соответствии с эталонной записью Государственного гимна Республики Беларусь.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции.
При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз.
Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;
во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;
гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
Рекомендуемые учебные издания:
1. Серия учебных наглядных пособий «Страницы родной земли»:
1.1 Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска:учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К.Г. Гракова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 26 с. ил.
1.2 Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.Н. Евдокимова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 27 с. ил.
1.3 Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.А. Горелова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 22 с.: 26 с. ил.
1.4 Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 27 с. ил.
1.5 Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.Б. Давидович. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 25 с. ил.
2. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: учебно-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, родителей / Д.Н. Дубинина. – Минск: НИО, 2012.
3. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: вучэбна-метадычны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, 2012.
4. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012.
5. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: рабочы сшытак для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012.
6. Дубініна, Дз.М. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі: у 2 ч. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2008.
7. Дубініна, Дз.М., Дубінін, Дз.У. Культура Беларусі ў казках і паданнях: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі. – Мінск: Зорны верасень, 2008.
8. Дубініна, Д.М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі / Д.М. Дубініна, А.А. Страха, Д.У. Дубінін. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2012.