Какие виды сообществ детей и взрослых могут развиваться в разных образовательных системах?

Педагогически организованные сообщества могут развиваться на базе школ, в том числе частных, учреждений дополнительного образования, детско-юношеских лагерей различных профилей. Представленные в статье виды сообществ детей и взрослых выделены на основе опроса учащихся школ и анализа практики работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реально существующих в них групп-объединений.

Сообщества детей и взрослых в современной школе условно можно назвать так: общешкольное сообщество, учебно-познавательное сообщество класса, научное сообщество детей и взрослых, сообщество классных друзей, сообщества по интересам (например, сообщество любителей собак; сообщество увлеченных музыкой; сообщество поклонников театра и др.), сообщество группы продленного дня, сообщество участников детского движения, сообщество - разновозрастное общественное объединение (отряд), сообщество семейный школьный клуб.

В учреждениях дополнительного образования это могут быть сообщество творческого ансамбля, сообщество студии, сообщество клуба, сообщество лаборатории, сообщество кружковцев.

В детско-юношеских лагерях - это уже названные сообщества, которые продолжают действовать в период каникул, и сообщества, которые организованы только на каникулярное время - любителей спорта, сообщество юных экологов, сообщество туристов, сообщество отдыхающих и др. Этот перечень остается открытым.

К названным сообществам можно добавить сообщества вне целенаправленного постоянного педагогического влияния. Это сообщество моей улицы, сообщество моего двора, виртуальное сообщество (например, сообщество Интернета) и др.

Виды сообществ различаются по разным параметрам: по объективно существующей базе (основе) создания; по степени обязательности-добровольности участия в них; ценностно-смысловой направленности их участников; целям, содержанию, формам деятельности и общения, способам организации жизнедеятельности; а также по возможностям для освоения и обогащения детьми и взрослыми их опыта созидательной жизни - развития их творческой индивидуальности.

Краткая характеристика некоторых сообществ детей и взрослых.

Общешкольное сообщество. Общешкольное сообщество - это объединение всех детей и взрослых, педагогически организованно включенных в образовательный процесс. Однако это не простая сумма всех сообществ школы. Это наиболее сложная по структуре и содержанию жизнедеятельности сообщество. Осознание причастности школьников и педагогов к общешкольному сообществу, к его ценностям, целям, чувство “Мы” здесь возникает у его участников в разных ситуациях. Это может быть, когда в коллективную жизнедеятельность (повседневные дела и общение, праздники, проекты, акции) включены все без исключения школьники и педагоги. Но может быть и так: круг участников ограничивается определенной группой участников, например: ступенью образования (1-3, 5-7, 8-9, 10-11 кл.), учащимися конкретной параллели (первоклассники, пятиклассники и т.п.), содружеством школьников (скажем, 3 - 5 - 9 кл.), желающими - группой добровольцев. Ценностно-смысловая направленность участников сообщества у каждого из них индивидуальна по содержанию. Вместе с тем она соотносится с ценностями образовательной программы школы. Одной из особенностей общешкольного сообщества является то, что цели, содержание, формы деятельности и общения, способы организации его жизнедеятельности определяются, входящими в различные органы школьного самоуправления представителями разных сообществ детей и взрослых школы. Непосредственные взаимосвязи между сообществами являются временными, ситуативными. Общешкольное сообщество значительно раздвигает пространство освоения и обогащения детьми и взрослыми опыта созидательной жизни - создает новые условия для развития их творческой индивидуальности.

Учебно-познавательное сообщество класса. Этот тип сообщества наиболее распространен. Ведь все школьники - учащиеся того или иного класса. Однако это не означает, что каждый класс автоматически можно назвать учебно-познавательным сообществом. Часто одноклассники достаточно разобщены. Почти никак не перекликаются, не взаимосвязаны их ценности, цели. Учащиеся действуют “рядом”, а не сообща. Большинство ориентировано только на личные достижения, в том числе в познавательной деятельности. Познавательное сообщество может возникнуть (“вырасти”) на основе любого класса. Ценностно-смысловая направленность участников сообщества определяется непосредственно ими самими. Эти ценности соотносятся впоследствии с ценностями образовательной программы. Временное пространство жизнедеятельности такого сообщества составляют урок (обязателен для всех) и внеклассная работа, связанная с учебно-познавательной деятельностью (вариативна в зависимости от индивидуальных особенностей ученика). Содержание жизнедеятельности сообщества на уроке во многом определяется учебной программой. Чаще всего уроки проводятся не традиционно, а в форме коллективных творческих уроков, дискуссий, как групповая работа. В сообществе могут быть свой учебный совет или совет урока, общественные консультанты по разным образовательным областям, ассистенты-лаборанты учителя. Обязательна взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, которая отличается многообразием. В зависимости от возраста учащихся используются разные формы деятельности: экскурсии, викторины, познавательные игры, интеллектуальный клуб, научно-исследовательские группы, связь в вузами и др. Уроки и внеклассная работа строятся по законам коллективной творческой учебно-познавательной деятельности. Максимально используются возможности для освоения и обогащения детьми и взрослыми опыта созидательной жизни - развития их творческой индивидуальности прежде всего в учебно-познавательной деятельности, а также других видах деятельности, с нею связанных.

Сообщество класса - сообщество одноклассников и их друзей. Сообщество классных друзей образуется на основе группы учащихся класса. Оно может совпадать с учебно-познавательным сообществом. Но возможно, что не все ребята в классе захотят больше времени проводить вместе после уроков. Сообщество классных друзей возникает абсолютно на добровольных началах. В основе его - определенное ценностно-смысловое единство его участников. Эти ценности соотносятся впоследствии с ценностями всего класса (познавательного сообщества класса), ценностями образовательной программы. Программа коллективной жизнедеятельности сообщества создается самими ее участниками. В содержании ее и споры, и встречи, и различные коллективные творческие дела, и “коммунарские лагерные сборы”, и повседневные смешные истории, и разные ситуации. Каждому члену сообщества обеспечена активная инициативная позиция в совместной жизнедеятельности от выбора ценностей, выдвижения целей и задач, определения средств их решения до реализации задуманного и анализа-оценки исполненного. Перед каждым открывается возможность для освоения и обогащения своего опыта созидательной жизни в повседневной школьной жизни. Учащиеся обретают опыт самостоятельного творческого конструирования и реализации программы своей жизнедеятельности.

Сообщества вне целенаправленного постоянного педагогического влияния. При организации созидательных сообществ детей и взрослых в школе необходимо учитывать, что многие школьники причастны к разным видам сообществ вне постоянного педагогического влияния. Среди них наиболее распространенными являются сообщество моего двора, сообщество моей улицы, виртуальное сообщество - сообщество Интернета, сообщество поклонников футбольной команды "Зенит", сообщество фанатов поп-звезды и др. В них на исключительно добровольной основе объединяются дети и взрослые, живущие в одном дворе или на одной улице, общающиеся через Интернет, болеющие за любимую команду спортсменов и т.д. Ценностно-смысловую направленность сообщества определяют самими его участники. При этом ценности не всегда могут быть гуманистическими. Специальной долгосрочной программы жизнедеятельности чаще всего нет; содержание деятельности возникает “по жизни”. Причем она не обязательно направлена на созидание. Влияние взрослых, старших лидеров, может носить не только позитивный характер. Нередко подростки, молодые люди предоставлены сами себе и ведут асоциальный образ жизни. Задача классного руководителя, социального педагога - владеть информацией о том, в какие сообщества вне образовательных учреждений входят школьники; продумать, как узнать о ценностно-смысловой направленности, содержании жизнедеятельности сообщества, взаимоотношениях в нем, социальной позиции конкретного подростка; определить возможные варианты взаимодействия с внешкольными сообществами, способы оказания педагогического влияния на их жизнедеятельность; найти пути переориентации школьников, входящих в асоциальные группы, оказания им помощи во включении в жизнедеятельность созидательных сообществ детей и взрослых. Следует подчеркнуть, что педагог не должен "бороться" с участием школьников в сообществах вне образовательных учреждений (подчеркнем: если они асоциальны, то требуется особые педагогические действия). Потенциал этих сообществ для освоения и обогащения опыта созидательной жизни ребенка - еще не изучен. Но очевидно, что именно здесь подросток проявляет себя наиболее свободно, независимо, самостоятельно. Здесь он вне педагогической поддержки выбирает содержание и формы созидательной жизни. Именно здесь вне контроля педагогов (взрослых) проявляются педагогические результаты освоения школьником опыта созидательной жизни в рамках образовательной программы на разных этапах общего образования.

Виды сообществ различаются по разным параметрам: по объективно существующей базе (основе) создания; по степени обязательности-добровольности участия в них; ценностно-смысловой направленности их участников; целям, содержанию, формам деятельности и общения, способам организации жизнедеятельности; а также по возможностям для освоения и обогащения детьми и взрослыми их опыта созидательной жизни - развития их творческой индивидуальности. Остальные параметры требуют дополнительного изучения.

Обеспечение права ребенка на выбор сообщества детей и взрослых. Каждый ребенок по своему желанию имеет право входить в разные сообщества детей и взрослых. По мере взросления спектр сообществ может как расширяться, так и сужаться. С одной стороны, возрастают творческие возможности ребенка к многообразной деятельности, расширяются его коммуникативные умения. С другой стороны, он самоопределяется и начинает реализовывать себя, как правило, в какой-то одной сфере. Педагог не должен препятствовать участию школьника в деятельности того или иного сообщества. Более того, педагогу следует информировать воспитанника о действующих сообществах, потенциальным членом которых тот может стать. Помочь ребенку в выборе сообществ, наиболее адекватных его индивидуальным особенностям, интересам, “зоне его ближайшего развития” – важнейшая педагогическая задача. Результатом создания в образовательном учреждении многообразия сообществ детей и взрослых является обеспечение права ребенка на свободный их выбор. Вследствие этого у каждого школьника складывается индивидуальная траектория освоения и обогащения своего опыта созидательной жизни - созидания своей и коллективной жизни. Он развивается как созидательная личность в наиболее благоприятных для этого условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Р.У. Как созидать вместе… Книга для педагога об организации созидательной жизни школьников. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.

2. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006..

3. Богданова Р.У. Гуманитарные ориентиры исследования творческой индивидуальности человека (педагогический аспект): Научно-методические материалы. - СПб: ООО «Книжный дом», 2008.

4. Богданова Р.У Педагог - воспитатель в сообществе детей и взрослых: проблемы социального взаимодействия. Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2014. № 1. С. 39-41.

Наши рекомендации