Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы устного контроля и само­контроля Методы письменного контроля и самоконт­роля Методы лабораторно-практического контро­ля и самоконтроля




Ни одна из рассмотренных классификаций методов не сво­бодна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски бо­лее совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.

Одна из последних (но не новых) тенденций в этой облас­ти — отказ от искусственного обособления методов в группы и вычленение только тех методов, которые содержат в себе но­вые признаки. Многомерность методов заставляет отказаться от надуманных построений и переходить к простому перечис­лению методов, раскрывать особенности их применения в раз­личных условиях.

Этот подход наименее логически уязвим, хотя и не свобо­ден от недостатков. Дело в том, что «чистых» методов не быва­ет. В любом акте учебной деятельности одновременно сочета­ются несколько методов. Методы взаимопроникают друг в дру­га, характеризуя разностороннее взаимодействие учителей и учащихся. И если мы можем в данный момент сказать об ис­пользовании определенного метода, то это лишь означает, что он доминирует на определенном этапе (Ю.К. Бабанский).

Установлено, что методы в учебно-воспитательном процес­се выполняют следующие функции: обучающую, развиваю­щую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и кон-трольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения — в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единствен­ным стимулятором познавательной деятельности — в этом за­ключается его побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагнос­тирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него не­обходимые изменения (контрольно-коррекционная функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса. Она изме­няется от младших к средним и далее к старшим классам. Ин­тенсивность применения одних методов возрастает, других — снижается.

Функциональный подход является основанием для созда­ния системы методов, в которой они выступают как относи-

тельно обособленные пути и способы достижения дидактичес­ких целей. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других ме­тодов. На основе исторического наследия, существующей педа­гогической практики, исследований отечественных и зарубеж­ных исследователей выделяются следующие методы обучения (см. табл.).

Методы обучения и их функции

Метод обучения Теоретическая оценка пригодности для выполнения функций
обуча­ющей развива­ющей воспиты­вающей побужда­ющей контроль-но-корр.
Рассказ +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Беседа +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Лекция +++++ +++++ ++++ ++++++ +
Дискуссия +++ +++++ +++++ +++++ ++++
Работа с книгой +++++ +++++ +++++ +++++ +++++
Демонстрация +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Иллюстрация +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Видеометод ++++ ++++ +++++ +++ +++++
Упражнения +++++ +++++ +++++ +++++ +++++
Лабораторный метод +++++ +++++ ++++ +++++ +++
Практический метод +++++ +++++ +++++ ++++ +++
Познавательная игра ++++ +++++ +++++ +++++ ++++
Методы программи-          
рованного обучения +++++ +++ +++ ++++ +++++
Обучающий контроль ++ ++ ++ +++++ +++++
Ситуационный метод ++++ ++++++ ++++++ ++++++ +++

Проанализируем методы обучения в связи с их пригод­ностью для решения конкретных учебно-воспитательных задач.

Сравнительная оценка эффективности метода (см. табл. ниже) выводилась экспертным путем. Знак (+!) означает, что метод лучше других способствует решению задачи, + или -, что метод пригоден или не пригоден для достижения цели.

16 И. П. Подласый, кн. 1

Наши рекомендации