Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля |
Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.
Одна из последних (но не новых) тенденций в этой области — отказ от искусственного обособления методов в группы и вычленение только тех методов, которые содержат в себе новые признаки. Многомерность методов заставляет отказаться от надуманных построений и переходить к простому перечислению методов, раскрывать особенности их применения в различных условиях.
Этот подход наименее логически уязвим, хотя и не свободен от недостатков. Дело в том, что «чистых» методов не бывает. В любом акте учебной деятельности одновременно сочетаются несколько методов. Методы взаимопроникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие учителей и учащихся. И если мы можем в данный момент сказать об использовании определенного метода, то это лишь означает, что он доминирует на определенном этапе (Ю.К. Бабанский).
Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и кон-трольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения — в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности — в этом заключается его побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-коррекционная функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса. Она изменяется от младших к средним и далее к старшим классам. Интенсивность применения одних методов возрастает, других — снижается.
Функциональный подход является основанием для создания системы методов, в которой они выступают как относи-
тельно обособленные пути и способы достижения дидактических целей. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других методов. На основе исторического наследия, существующей педагогической практики, исследований отечественных и зарубежных исследователей выделяются следующие методы обучения (см. табл.).
Методы обучения и их функции
Метод обучения | Теоретическая оценка пригодности для выполнения функций | ||||
обучающей | развивающей | воспитывающей | побуждающей | контроль-но-корр. | |
Рассказ | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
Беседа | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
Лекция | +++++ | +++++ | ++++ | ++++++ | + |
Дискуссия | +++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++++ |
Работа с книгой | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ |
Демонстрация | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
Иллюстрация | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
Видеометод | ++++ | ++++ | +++++ | +++ | +++++ |
Упражнения | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ |
Лабораторный метод | +++++ | +++++ | ++++ | +++++ | +++ |
Практический метод | +++++ | +++++ | +++++ | ++++ | +++ |
Познавательная игра | ++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++++ |
Методы программи- | |||||
рованного обучения | +++++ | +++ | +++ | ++++ | +++++ |
Обучающий контроль | ++ | ++ | ++ | +++++ | +++++ |
Ситуационный метод | ++++ | ++++++ | ++++++ | ++++++ | +++ |
Проанализируем методы обучения в связи с их пригодностью для решения конкретных учебно-воспитательных задач.
Сравнительная оценка эффективности метода (см. табл. ниже) выводилась экспертным путем. Знак (+!) означает, что метод лучше других способствует решению задачи, + или -, что метод пригоден или не пригоден для достижения цели.
16 И. П. Подласый, кн. 1