Педагогическая риторика как учебный предмет

Педагогическая риторика как особая теоретическая и практическая дисциплина находится в настоящее время на этапе становления, и необходимые для ее разработки конкретные исследования только начинаются; однако и сейчас можно уже предложить обоснованную в данной работе структуру курса педагогической риторики, адресованного студентам педагогического университета и являющегося значимым элементом системы их профессиональной и общегуманитарной подготовки. В этой системе педагогическая риторика как учебный предмет может для студентов негуманитарных специальностей служить основой их лингвистического образования, а для студентов-гуманитариев во взаимодействии с общей риторикой выступать как дисциплина, включающая актуальную проблематику современной лингвистики и лин-гвоэтологии. Для студентов любых специальностей курс педагогической риторики представляет также возможность глубокого приобщения к культурологическим знаниям, поскольку включает историю таких существенных для мировой и отечественной культуры феноменов, как общериторический и педагогико-риторический идеал.

ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I. Педагогическая риторика как современная частная риторическая дисциплина. Общая и педагогическая риторика: объект, предмет, задачи, место в кругу других дисциплин гуманитарного круга. Теоретическое

428

и практическое значение для профессиональной и общегуманитарной подготовки педагога.

II. История отечественного риторического и педагоги-ко-риторического идеала: истоки, становление,утрата и поиски. Специфика, место в отечественной культуре.

III. Педагогическая лингвоэтология и речеведение. Речевая ситуация, ее структура. Особенности педагогической речевой ситуации, их разнообразие. Основные типы и жанры педагогической речи. Педагогический эвристический диалог. Способы диалогизации педагогического речевого общения. Грамматика речевого поведения: педагогико-риторическая стратегия, тактика, приемы, средства речевого поведения. Пространство речевого поведения и общие принципы эффективного речевого педагогического общения. Риторика похвалы, порицания, функции средств непрямого информирования и принципы их использования в различных стратегиях педагогического речевого поведения. Специфика учебного предмета и взаимодействие использующихся в нем коммуникативных кодов — вербального, символического, зрительного.

IV. Педагогический дискурс, его основные единицы и структура. Частотные и оптимальные педагогико-риторические формы реализации дискурсивных единиц. Интонация и акустика педагогической речи. Голос, жесты и мимика в педагогическом дискурсе. Методы самоанализа и самоконтроля. Основные типы нарушения понимания, способы их преодоления.

V. Основные законы и принципы современной педагогической риторики. Риторика учебного предмета, риторика урока. Подготовка педагогической речи в различных речевых ситуациях. Техника речевой импровизации. Техника активного слушания. Риторика спора и дискуссии.

VI. Риторика профессионального педагогического делового общения с родителями учеников и коллегами. Основные типы речевых ситуаций; принципы выбора оптимальной речевой стратегии и тактик.

Оглавление

Предисловие.. 3

Введение... 5

Часть I. История отечественного педагогико-риторического идеала: истоки, пути становления

Н развития... 23

Глава 1. Речевая и педагогико-риторическая культура античности и категория гармонии... 24

1.1. Досократовский период... —

1.2. Софисты, Сократ, Платон.. 35

1.3. Риторический идеал Сократа и Платона

в восприятии Цицерона. Педагогико-риторический

идеал Квинтилиана.. 78

Глава 2. Основные черты христианского

педагогико-риторического идеала... 93

2.1. Тексты Нового Завета.. —

2.2. "Лествица" Св.Иоанна...100

2.3. Традиции проповеди, обращенной к детям,

в практике современной отечественной православной

церкви...106

Глава 3. Речевая культура и педагогико-риторические принципы в Древней Руси..128

3.1. Памятники древнерусской литературы.. —

3.2. Отечественные педагогические сочинения XVII в. ...139 Глава 4. Западноевропейский педагогико-риторический идеал: тенденции к гармонизирующему диалогу...148

4.1. Средневековье... —

4.2. Возрождение..154

4.3. Эпоха Просвещения. Особенности педагогико-риторического идеала в "английской" и "французской" педагогических системах XVII—XVIII вв..171

4.4. Принципы педагогической риторики в философско-педагогических сочинениях Лейбница и Гельвеция..176

4.5. Замечания об основаниях педагогической

риторики в классической немецкой философии...180

4.6. Педагогическая риторика в некоторых педагогических системах XIX в..182

430

Глава 5. Становление отечественного • педагогико-риторического идеала Нового времени...199

5.1. Педагогико-риторические идеи и речевые • образцы в "Кратком руководстве к красноречию"

М. В. Ломоносова.. —

5.2. Педагогико-риторические рекомендации

в документах учебных заведений России и отечественных педагогических системах XVIII в...208

5.3. Нормы педагогического речевого общения и черты педагогико-риторического • идеала по некоторым документам российской системы образования первой половины XIX в..213

5.4. Риторические и педагогико-риторические

взгляды В. Г. Белинского...218

5.5. Концепция педагогической риторики

Н. И. Пирогова. Педагогико-риторические идеи

и "народная педагогика" К. Д. Ушинского...225

Глава 6. Краткий очерк философии отечественной риторики, общей и педагогической...233

Наши рекомендации