Педагогическая риторика как учебный предмет
Педагогическая риторика как особая теоретическая и практическая дисциплина находится в настоящее время на этапе становления, и необходимые для ее разработки конкретные исследования только начинаются; однако и сейчас можно уже предложить обоснованную в данной работе структуру курса педагогической риторики, адресованного студентам педагогического университета и являющегося значимым элементом системы их профессиональной и общегуманитарной подготовки. В этой системе педагогическая риторика как учебный предмет может для студентов негуманитарных специальностей служить основой их лингвистического образования, а для студентов-гуманитариев во взаимодействии с общей риторикой выступать как дисциплина, включающая актуальную проблематику современной лингвистики и лин-гвоэтологии. Для студентов любых специальностей курс педагогической риторики представляет также возможность глубокого приобщения к культурологическим знаниям, поскольку включает историю таких существенных для мировой и отечественной культуры феноменов, как общериторический и педагогико-риторический идеал.
ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I. Педагогическая риторика как современная частная риторическая дисциплина. Общая и педагогическая риторика: объект, предмет, задачи, место в кругу других дисциплин гуманитарного круга. Теоретическое
428
и практическое значение для профессиональной и общегуманитарной подготовки педагога.
II. История отечественного риторического и педагоги-ко-риторического идеала: истоки, становление,утрата и поиски. Специфика, место в отечественной культуре.
III. Педагогическая лингвоэтология и речеведение. Речевая ситуация, ее структура. Особенности педагогической речевой ситуации, их разнообразие. Основные типы и жанры педагогической речи. Педагогический эвристический диалог. Способы диалогизации педагогического речевого общения. Грамматика речевого поведения: педагогико-риторическая стратегия, тактика, приемы, средства речевого поведения. Пространство речевого поведения и общие принципы эффективного речевого педагогического общения. Риторика похвалы, порицания, функции средств непрямого информирования и принципы их использования в различных стратегиях педагогического речевого поведения. Специфика учебного предмета и взаимодействие использующихся в нем коммуникативных кодов — вербального, символического, зрительного.
IV. Педагогический дискурс, его основные единицы и структура. Частотные и оптимальные педагогико-риторические формы реализации дискурсивных единиц. Интонация и акустика педагогической речи. Голос, жесты и мимика в педагогическом дискурсе. Методы самоанализа и самоконтроля. Основные типы нарушения понимания, способы их преодоления.
V. Основные законы и принципы современной педагогической риторики. Риторика учебного предмета, риторика урока. Подготовка педагогической речи в различных речевых ситуациях. Техника речевой импровизации. Техника активного слушания. Риторика спора и дискуссии.
VI. Риторика профессионального педагогического делового общения с родителями учеников и коллегами. Основные типы речевых ситуаций; принципы выбора оптимальной речевой стратегии и тактик.
Оглавление
Предисловие.. 3
Введение... 5
Часть I. История отечественного педагогико-риторического идеала: истоки, пути становления
Н развития... 23
Глава 1. Речевая и педагогико-риторическая культура античности и категория гармонии... 24
1.1. Досократовский период... —
1.2. Софисты, Сократ, Платон.. 35
1.3. Риторический идеал Сократа и Платона
в восприятии Цицерона. Педагогико-риторический
идеал Квинтилиана.. 78
Глава 2. Основные черты христианского
педагогико-риторического идеала... 93
2.1. Тексты Нового Завета.. —
2.2. "Лествица" Св.Иоанна...100
2.3. Традиции проповеди, обращенной к детям,
в практике современной отечественной православной
церкви...106
Глава 3. Речевая культура и педагогико-риторические принципы в Древней Руси..128
3.1. Памятники древнерусской литературы.. —
3.2. Отечественные педагогические сочинения XVII в. ...139 Глава 4. Западноевропейский педагогико-риторический идеал: тенденции к гармонизирующему диалогу...148
4.1. Средневековье... —
4.2. Возрождение..154
4.3. Эпоха Просвещения. Особенности педагогико-риторического идеала в "английской" и "французской" педагогических системах XVII—XVIII вв..171
4.4. Принципы педагогической риторики в философско-педагогических сочинениях Лейбница и Гельвеция..176
4.5. Замечания об основаниях педагогической
риторики в классической немецкой философии...180
4.6. Педагогическая риторика в некоторых педагогических системах XIX в..182
430
Глава 5. Становление отечественного • педагогико-риторического идеала Нового времени...199
5.1. Педагогико-риторические идеи и речевые • образцы в "Кратком руководстве к красноречию"
М. В. Ломоносова.. —
5.2. Педагогико-риторические рекомендации
в документах учебных заведений России и отечественных педагогических системах XVIII в...208
5.3. Нормы педагогического речевого общения и черты педагогико-риторического • идеала по некоторым документам российской системы образования первой половины XIX в..213
5.4. Риторические и педагогико-риторические
взгляды В. Г. Белинского...218
5.5. Концепция педагогической риторики
Н. И. Пирогова. Педагогико-риторические идеи
и "народная педагогика" К. Д. Ушинского...225
Глава 6. Краткий очерк философии отечественной риторики, общей и педагогической...233