Категории, используемые теорией обучения
Исторические этапы развития дидактики
I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании, основной источник знаний: восприятие, авторитарное руководство обучением.
II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX в.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний, личностный подход, психологическое управление
III Этап – постсовременный – курикулум (вторая половина XX в.), акцент на деятельности преподавание – учение – оценка знаний – основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная. В основе – педагогика сотрудничества, с учётом требований времени, личностного развития и творчества.
2. Соотношение понятий «педагогика» и «дидактика»
. педагогика и дидактика — перекрещивающиеся (родственные) понятия;
. педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;
. «дидактика» — более широкое по объему понятие, чем «педагогика»;
. педагогика и дидактика являются отдельными самостоятельными дисциплинами.
Традиционным является подход, в соответствии с которым дидактика рассматривается, как часть педагогики. Однозначного подхода к определению взаимосвязи педагогики и дидактики в настоящее время не выработано, что связано с различным толкованием самого термина «дидактика».
Дидактика, как особый педагогический способ теоретического понимания мира, является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства.
Объект, предмет, задачи, функции, противоречия дидактики.
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.
Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.
Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.
Основные задачи дидактики:
1) разработка проблем - чему учить, как учить, кого учить;
2) изучать закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
4) развивать у учащихся познавательные психические процессы и творческие способности;
5) разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении;
Дидактика выполняет следующие функции:
1) обучающая - передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;
2) развивающая - формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;
3) воспитательная - связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.
Движущими силами обучения являются противоречия - столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения:
а) противоречия между интересом учащихся и учебным предметом;
б) противоречие между преподаванием и учением;
в) противоречие между уровнем прежних знаний и новыми знаниями;
противоречия между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, т.е. мотивом учения и практически усвоенных знаний.
Категории, используемые теорией обучения.