Определение характеристик объема памяти
Число баллов | Характеристика памяти |
6 и меньше | Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом |
7-12 | Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться |
13-17 | Объем памяти хороший |
18-21 | Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей |
Свыше 22 | Ваша память феноменальна |
Контрольные вопросы:
1. Разработайте упражнения для развития памяти.
Практическая работа
Тема: Смысловая память.
Цель: определить объем смысловой памяти.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: набор заранее заготовленных 18 отвлеченных понятий. Примерный перечень понятий: 1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Печаль. 4. Дружба. 5. Сильное желание. 6. Радость. 7. Совместная работа. 8. Утренняя зарядка. 9. Воскресный вечер. 10. Торжественная встреча. 11. Теплый прием. 12. Книжный магазин: 13. Футбольный матч. 14. Газетный обзор. 15. Любимый урок. 16. Центральная улица. 17. Родной очаг. 18. Заграничная поездка.
Ход работы
Все психические процессы связаны между собой. Долговременная память предполагает отбор полезной информации и ее длительное сохранение с возможностью последующего воспроизведения. В этом процессе кроме непосредственного восприятия участвуют также представление, воображение, мышление.
Испытуемому дается инструкция: «Вам будет предъявлен ряд понятий. Для того чтобы их лучше запомнить, делайте на листе бумаги какие-либо зарисовки или пометки (но не слова), фиксируя таким образом те ассоциации, которые они у вас вызывают. При воспроизведении понятий вы будете пользоваться вашими пометками. Старайтесь точно воспроизводить понятие».
Экспериментатор громко и отчетливо один раз зачитывает с интервалом по времени, достаточным для того, чтобы испытуемый сделал нужные ему пометки, 18 понятий. Через 30-60 мин испытуемый, используя свои пометки, записывает все 18 понятий.
Форма отчетности
Проанализируйте количество ошибок и сравните с результатами других испытуемых.
Контрольные вопросы:
1.Раскройте теорию И.П.Павловао сигнальных системах.
2.Назовите основные познавательные процессы.
3.Дайте краткую характеристику процесса памяти.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Логическое мышление.
Цель: оценка логического мышления.
Материалы и оборудование: секундомер (или часы), лист бумаги, на котором изображены числовые ряды.
Примерный вариант числового ряда.
1) 24 21 19 18 15 13 - - 7 5) 7 16 19 5 21 16 9 - 4;
2) 1 4 9 16 - - 49 64 81 100; 6) 2 4 8 10 20 22 - - 92 94;
3) 16 17 15 18 14 19 - -; 7) 24 22 19 15 - -;
4) 1 3 6 8 16 18 - - 76 78;
Ход работы
Экспериментатор предъявляет испытуемому лист бумаги, на котором представлено 7 числовых рядов. Испытуемый в течение 5 мин должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.
Форма отчетности
Оцените полученные результаты: норма для подростка - определить за 5 мин 3 и более ряда. Сделайте вывод. Правильные ответы: 1) 12,9; 2) 25, 36; 3) 13, 20; 4) 36, 38; 5) 13; 6) 44, 46; 7) 10, 4.
Контрольные вопросы:
1. Предложите возможные варианты развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Типы высшей нервной деятельности.
Цель: определить тип высшей нервной деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Материалы и оборудование: отсутствуют.
Вопросы для повторения:
1.Перечислите основные показатели типа ВНД.
2.Дайте характеристику классификации типов ВНД у детей Н.И.Красногорского.
Ход работы
Используя метод наблюдения, составьте характеристику особенностей типа ВНД у ребёнка дошкольного возраста.
План характеристики.
1.Возраст ребёнка, продолжительность посещения дошкольного учреждения, характер адаптационного периода.
2. Общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.; активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности).
3. Контактность (желание общаться, уход от контакта, поверхностный, легкий, симптомы тревожности, тормозимости, сложность адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, страх, отсутствие потребности в общении, отгороженность.
4.Эмоциональное реагирование на поощрения и замечания (адекватное, неадекватное; положительное или равнодушное; понимание смысла и значения; повышение результативности выполнения заданий; исправление своих ошибок; необходимость более строгих мер; старание достичь результатов с помощью или без помощи взрослого)
5. Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении).
- особенности поведения на занятиях
- поведение по отношению к родителям, педагогам, братьям, сестрам, сверстникам, старшим, младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта
- действие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, рассудочность, хаос, сопротивление)
- характер игровой деятельности (активен, пассивен, эмоционален, сдержан, речевой контакт использует, отмалчивается, инициативен, ведом, конфликтен, миролюбив).
6.Работоспособность.
- скорость ориентировки на новом материале;
- общий темп и целенаправленность деятельности;
- устойчивость интереса;
- отвлекаемость, истощаемость
Форма отчетности
Определите тип высшей нервной деятельности ребёнка по классификации
Н.И.Красногорского.
Раздел 3 «Возрастные анатомо-физиологические особенности систем органов ».
Тема 3.1. Сенсорные системы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема:Рефлекторные реакции зрачка.
Цель: наблюдение за рефлекторными реакциями зрачка у человека.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: отсутствуют
Вопросы для повторения:
1.Определите значение сенсорных систем в адаптации человека к условиям окружающей среды.
2.Опишите строение зрительного анализатора.
Ход работы