Особенности духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников
Разработка Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, позволило педагогу заговорить о духовно-нравственном воспитании как о приоритетной цели в образовании. Духовно-нравственное формирование личности ребенка начинается в семье и продолжается в школе. При этом особая роль в данном вопросе отводится духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников. Возраст, психологические особенности, умственное (интеллектуальное) развитие младшего школьника диктуют особый подход в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Школа должна выработать стратегию духовно-нравственного воспитания младших школьников, которая будет учитывать многие аспекты.
В первую очередь, школа определяет для себя общую Концепцию духовно-нравственного формирования личности школьника, а также программу воспитания и социализации. Концепция формулирует цели и задачи, систему базовых национальных ценностей, определяет ведущие формы и методы духовно-нравственного развития. Программа, разрабатываемая на основе Концепции, должна учитывать культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демографические и иные особенности региона, запросы младших школьников и их родителей.
Учебно-воспитательный процесс, выстраиваемый классным руководителем начальной школы на основании Закона «Об образовании» и отечественного и зарубежного педагогического опыта, ориентирован на формирование нравственных качеств у ребенка и его первичную социализацию.
Образовательная деятельность классного руководителя в начальной школе непременно должна фокусироваться на развитии ценностного отношения ребенка к таким основным нравственным категориям, как семья, общество, труд, окружающий мир, искусство, творчество, культура, здоровье, поскольку именно в этом возрасте он начинает более осознанно, чем в дошкольном возрасте, формировать ценностную картину мира. Вышеперечисленные нравственные категории являются базовыми национальными ценностями и реализуются через содержание воспитания в школе с помощью:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений литературы и искусства для младших школьников;
- периодической литературы;
- средств массовой информации;
- культурологических основ традиционных российских религий;
- фольклора народов России;
- историю страны и семьи;
- жизненного опыта родителей;
- этических норм.
Таким образом, наиболее важные духовно-нравственные ценности начинают формироваться у младшего школьника посредством различных форм деятельности (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной), условия для которых создают классный руководитель, родители и окружающая среда (социум, круг общения, природа).
Важная роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников отводится классному руководителю, который ясно должен представлять систему работы с детьми в начальной школе. В системе работы классного руководителя можно выделить семь этапов[67]:
1. Диагностический этап.
На этом этапе классный руководитель должен по результатам диагностирования спроектировать воспитательную систему класса совместно с детьми, учитывая их интересы, способности, пожелания; а также систему эффективного взаимодействия с родителями. Результаты диагностирования позволят выявить проблемы в воспитании и социализации каждого младшего школьника, сформулировать индивидуальную траекторию воспитания и развития, определить общую цель воспитательной системы класса. Выделяя детей с проблемами (в обучении, поведении, общении и др.), которым необходимо особое внимание, важно не упустить из вида среднестатистических, которые составляют большинство в классе. Для этого важна индивидуальная поддержка каждого ребенка, которая направлена на формирование таких качеств, как самооценка, самостоятельность, инициативность, заинтересованность, ответственность, требовательность к себе, взаимодействие с другими и др.
2. Этап индивидуально-групповой организации деятельности.
В процессе диагностики основные интересы младших школьников: чем бы они хотели заниматься или занимаются, какие кружки, клубы или секции они хотели бы посещать и т.д. На этом этапе для классного руководителя главным является не допустить появление в классе детей «изгоев». Классный руководитель должен найти в каждом ребенке достоинство и сделать его достоянием всего класса.
3. Этап ценностно-отношенческого поведения.
Совместно с детьми разрабатываются правила жизнедеятельности класса по воспитанию дисциплинированности и культуры общения. В процессе наблюдений, бесед с детьми, их родителями, создании педагогических ситуаций, а позднее и с помощью анкет выявить ценностные ориентиры учащихся к таким понятиям как семья, добро, красота, человек, природа, окружающий мир.
4. Этап процессуально-деятельностного направления работы.
Классный руководитель учит ребят самостоятельно организовывать и проводить классное собрание (3-4 класс). На начальном этапе ведущую роль берет на себя классный руководитель, а в последующем эти функции переложить на актив класса, а себе оставить роль консультанта и помощника детей. Следует привлекать школьников к участию в общешкольных делах, учить детей сопереживать за своих сверстников, радоваться за честь класса, школы, объяснять учащимся, что проявление уважения – это «утруждение себя для другого».
Необходимо разрабатывать совместно с каждым ребенком систему трудовой созидательной деятельности (что в современных условиях вызывает большие трудности): уборка своего рабочего места, дежурства по классу, по школе, уборка помещений, территории.
5. Проектировочный этап.
На данном этапе классный руководитель предлагает детям объединиться в группы по интересам для проектирования в классе коллективных творческих дел, тематических классных часов, викторин, концертов, спектаклей, кружков по изготовлению различного рода поделок, клубов совместно со взрослыми.
Классный руководитель, проектирующий воспитательные дела с младшими школьниками, должен быть компетентен в этом виде деятельности, знать главные идеи и последовательность этапов проектирования, уметь вести детей к реализации проекта и анализу своей деятельности.