Методика проведения тактико-специальных учений
Перед раскрытием порядка проведения учения преподаватель может задать вопрос « Доложите, где должен находиться в ходе учения руководитель и посредники и их действия?»
Ожидаемый ответ:
«В ходе учения руководитель учения находится вместе с руководителем формирования. Он учит управлению формированием, ведению разведки, сбору и обобщению данных обстановки, принятию решений, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ».
Посредники находятся при командирах тех формирований, к которым они назначены. В ходе учения в соответствии с частными планами они способствуют обучению командиров и личного состава формирований организации и умелому проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Используя средства имитации и вводные, посредники создают и наращивают обстановку на местах (участках) спасательных работ. При отработке каждого учебного вопроса ведут записи о действиях формирований, их выучке, недостатках и поучительных примерах.
По окончании учения посредники докладывают руководителю учения свои данные для разбора.
Заслушав ответы обучаемых, преподаватель продолжает изложение материала по вопросу.
Учения начинаются с приведения формирования в готовность. Руководители формирования проводит оповещение и сбор личного состава, при этом отрабатываются нормативные показатели, указанные в планах гражданской обороны мирного или военного времени. После этого личный состав получает табельное имущество, экипируется и выстраивается для проверки готовности к действиям. При отработке тематики мирного времени формирования из района сбора выдвигаются к местам выполнения работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, военного времени - непосредственно из района сбора в район размещения в загородной зоне.
После приведения формирований в готовность руководитель учения (посредник) вручает руководителям формирований тактическое задание, в котором указываются обстановка и задачи формирования, после чего руководителям формирований предоставляется время для уяснения полученной задачи, оценки обстановки, принятия решения и постановки задач подчиненным, а также для организации действий формирований.
Оценивая обстановку, руководитель формирования определяет характер и объем разрушений, пожаров, заражения радиоактивными или аварийно химически опасными веществами, виды предстоящих работ, их объемы и возможности формирования по их выполнению, состояние маршрутов выдвижения к участкам проведения работ, влияние местности, погоды, времени года и суток на выполнение задачи.
В решении руководитель формирования определяет замысел действий, в котором предусматривает последовательность выполнения работ, распределение сил и средств по участкам (местам) работ, где сосредоточить основные усилия, сроки выполнения работ, порядок выдвижения к участкам (местам) работ, порядок взаимодействия и управления формированием.
По прибытии в район (к месту) проведения работ руководитель формирований доводят до личного состава обстановку и ставит задачу, в которой указывает: какие виды спасательных работ провести; порядок использования техники; места погрузки пораженных, травмированных на транспорт и порядок их эвакуации; время начала и окончания работ; свое место и место заместителя.
В зависимости от характера выполняемых работ при постановке задач могут быть указаны и другие пункты. Так, например, при работе на местности, зараженной радиоактивными веществами, указывается допустимая доза радиоактивного облучения, при локализации и ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте - время нахождения на зараженной территории и т.д.
В ходе проведения спасательных работ создается обстановка приближенная к реальной.
В соответствии с замыслом учения и предназначением формирования на учении могут отрабатываться следующие вопросы:
для спасательных формирований - разборка завалов и розыск пораженных, оказание им первой медицинской помощи, вынос к местам погрузки, спасение людей из разрушенных, затопленных и горящих зданий, эвакуация из зон заражения, затопления в безопасные места и другие вопросы;
для специальных формирований - спасение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, локализация и ликвидация последствий аварии в промышленных зданиях, сооружениях, на коммунально-энергетических сетях, обеззараживание территории и другие задачи, определяемые спецификой объектов повышенной опасности для жизни людей;
для аварийно-технических формирований - отыскание и устранение аварий на коммунальных и технологических сетях.
Другие формирования на учении отрабатывают вопросы в соответствии с их предназначением.
В ходе учения между формированиями общего назначения и специальными формированиями организуется взаимодействие. При этом руководитель учения особое внимание обращает на согласование действий между формированиями по задачам, объектам работ и времени, слаженность их действий при выдвижении к местам работ, очередность выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ каждым формированием.
Для наращивания обстановки руководитель лично или через своих помощников, путем вручения вводных, доводит до обучаемых изменения в обстановке, новые данные о последствиях чрезвычайной ситуации, увеличении масштабов аварии, о выходе из строя людей, техники, об изменении радиационной (химической) обстановки.
Руководитель учения добивается от руководителя формирований осуществления маневра силами и средствами с учетом складывающейся обстановки, принятия новых решений по организации и проведению аварийно- спасательных и других неотложных работ в высоком темпе, проявления инициативы и находчивости.
При оценке действий обучаемых формирований учитываются:
· умелое ведение разведки;
· правильность и целесообразность принятых командирами формирований решений;
· своевременность организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
· поддержание взаимодействия между формированиями;
· своевременность выдвижения к месту проведения спасательных работ;
· результаты практических действий формирований;
· своевременность принятия мер по защите формирований от современных средств поражения противника.
Заканчивать учение целесообразно выводом формирования из района (с места учения) и проведением, при необходимости, санитарной обработки людей и специальной отработки техники.
По окончании учения руководитель дает указания о месте и времени сосредоточения формирований, о проверке личного состава и техники, о приведении в порядок места проведения учения, а также о месте и времени разбора учения.
Разбор является заключительной частью учения. Цель разбора состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа подвести итоги учения и определить, в какой степени достигнуты учебные цели и выполнены учебные задачи.
Разбор проводит руководитель учения.
Разбор проводится в начале с руководителями, а затем с рядовым составом формирования.
Во время разбора указываются тема и учебные цели, обстановка в которой действовали обучаемые, а затем разбираются конкретные действия командиров и личного состава формирований по этапам учения.
В конце разбора руководитель учения определяет, в какой степени достигнуты учебные цели; оценивает действия обучаемых с обязательной краткой характеристикой примеров правильных решений, а также отмечает недостатки, которые имели место; указывает, на что нужно обратить внимание в ходе дальнейшей подготовки командиров и личного состава формирований.
Общие оценки формированиям, а также индивидуальные оценки командирам и личному составу заносятся в соответствующие журналы учета подготовки формирований.
Далее преподаватель предлагает слушателям приступить к разработке плана проведения тактико-специального учения. Для чего доводит до них исходные данные, необходимые для разработки плана и определяет время на практическую работу. По завершение этой работы преподаватель проводит разбор составленных планов и подводит итоги занятия.
Й учебный вопрос: Сущность и цели комплексного учения (КУ). Подготовка КУ. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения. Критерии оценки учения. Разбор КУ.
Комплексное учение является высшей и наиболее эффективной формой подготовки объекта к проведению мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях непрекращающейся производственной деятельности от получения сигнала (команды) о введении соответствующей готовности (режима функционирования МОСЧС) до проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ.
На комплексном учении осуществляется подготовка всего работающего коллектива.
Комплексное учение завершает трехлетний период подготовки руководителей предприятий, комиссии по чрезвычайным и аварийным ситуациям, органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, эвакуационных органов, служб ГО и формирований.
Руководителем комплексного учения является, как правило, начальник гражданской обороны объекта.
Для подготовки и проведения учения назначаются заместители и помощники руководителя, создается штаб руководства (его функции, как правило, выполняет орган управления по делам ГОЧС) или группа управления.
Работа руководителя, его заместителей, помощников, посредников и штаба руководства при подготовке комплексного учения во многом идентична деятельности по подготовке командно-штабного и тактико-специального учений.
Количество заместителей, помощников руководителя учения и посредников должно быть таким, чтобы иметь возможность обучать орган управления по делам ГОЧС, комиссию по чрезвычайным и аварийным ситуациям, эвакокомиссию, каждую службу ГО, все основные формирования, а также все структурные подразделения и осуществлять контроль за их действиями.
Они обязаны:
принимать участие в разработке плана проведения учения; составлять частные планы своей работы;
знать замысел и план проведения учения;
грамотно проводить розыгрыш действий участников учения, добиваясь своевременной и полной отработки учебных вопросов;
анализировать действия обучаемых и готовить материалы разбора.
Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения.
Подготовка к проведению комплексного учения проводится лично руководителем учения. Начинается она с разработки приказа, который доводится до исполнителей не позднее, чем за 2 месяца до начала учения.
Осуществляется подготовка учения в соответствии с календарным планом, который разрабатывается штабом руководства (группой управления), утверждается руководителем учения и не позднее, чем за полтора месяца до начала учения доводится до исполнителей.
Весь комплекс работ по подготовке учения должен базироваться на мероприятиях «Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на мирное время» и «Плана гражданской обороны», опираться на производственную базу объекта, учитывать специфику производства, местные и другие особенности.
Готовясь к учению, руководитель лично обучает заместителей, помощников, штаб руководства (группу управления) и посредников. Каждый из них обязан знать основные положения нормативных и правовых документов, относящихся к теме учения, главные мероприятия «Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Плана гражданской обороны объекта», тему и цель учения, свои обязанности при отработке учебных вопросов.
Непосредственно перед учением со всеми его участниками изучаются меры безопасности, особенно на участках проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
На основании указаний руководителя для проведения учения разрабатываются следующие документы:
план проведения учения;
план исследований по вопросам устойчивости работы объекта (если оно предусматривается на учении);
организационные указания (оформляются в форме приказа);
частные планы заместителей, помощников руководителя учения и посредников;
инструкция по мерам безопасности.
Прежде чем окончательно завершить работу над планом учения проводится рекогносцировка района учений, уточняются отдельные элементы местности, состояние коммунально-энергетических сетей, подъездных путей, мест хранения АХОВ и других обладающих повышенной опасностью веществ и материалов.
На рекогносцировку привлекаются заместители, помощники руководителя, штаб руководства (группа управления), посредники. В ходе нее окончательно уточняются те вопросы, которые вызывали сомнение и требовали уточнения. Особое внимание уделяется тем местам, (цехам, установкам, сооружениям), где предусматривается проведение аварийно-спасательных работ.
План проведения учения – основной учебно-методический документ, определяющий ход учения и последовательность отработки учебных вопросов по этапам. Он разрабатывается текстуально с приложением карт (схем) и обычно включает:
- исходные данные;
- состав участников учения;
- замысел учения;
- этапы учения;
- ход учения;
- время окончания учения, мероприятия, выполняемые после общего сигнала «Отбой»;
- время, место и порядок проведения разборов учения.
План разрабатывается штабом руководства и утверждается руководителем учения не позднее, чем за месяц до его начала.
Дополнительно к плану проведения учения для облегчения руководства может разрабатываться график проведения учения .
План исследований по вопросам устойчивости работы объекта разрабатывается заместителем руководителя учения по исследованиям совместно со штабом руководства на основе программ исследований и утверждается руководителем учения.
Частные планы разрабатывают заместители, помощники руководителя и посредники текстуально или в виде схем. Во всех случаях в них должны быть указаны:
- тема учения, учебные цели для конкретных категорий обучаемых; состав каждой категории обучаемых;
- общая обстановка;
- этапы учения, их продолжительность и отрабатываемые учебные вопросы на каждом из них;
- состав формирований, количество работников, привлекаемых к тому или другому этапу учений;
- организация связи, пункты управления.
Исходя из плана проведения учения, в частных планах излагается: ход учения; обстановка, на фоне которой отрабатываются учебные вопросы; время, планируемое для этого; порядок и способы наращивания обстановки; целесообразные (ожидаемые решения командиров и действия различных категорий обучаемых).
План материально-технического обеспечения
Разрабатывается заместителем руководителя учения по материально-техническому обеспечению совместно с соответствующими службами. В нем предусматривается создание таких условий, которые обеспечили бы полную и глубокую отработку всех учебных вопросов учения.
Материально- техническое обеспечение учения осуществляется соответствующими службами и формированиями.
План медицинского обеспечения разрабатывается медицинской службой или медицинским работником.
В нем предусматриваются все мероприятия по оказанию медицинской помощи участникам учения, выделяемые для этого силы и средства и указываются лица, ответственные за каждое мероприятие.
План организации связи разрабатывается штабом руководства совместно со службой оповещения и связи в виде схем радио и проводной связи, оповещения и графика работы подвижных средств связи с необходимыми расчетами сил и средств.
К плану связи прилагаются таблица с радиоданными, позывные должностных лиц, таблица сигналов и другие рабочие документы.
План имитации включает мероприятия, обеспечивающие создание сложной и поучительной обстановки, максимально приближенной к имевшей место или наиболее вероятной для данного района (объекта) чрезвычайной ситуации. Он разрабатывается помощником руководителя учения по имитации совместно с соответствующими службами текстуально.
В плане имитации указывается:
- вид, характер и время имитации;
- силы и средства, выделяемые для выполнения имитационных работ;
- ответственные исполнители;
- средства связи и сигналы управления имитацией;
- меры по охране средств имитации и обеспечению безопасности.
В целях обеспечения общего порядка и соблюдения необходимых мер безопасности, в ходе учения штабом руководства совместно со службой охраны общественного порядка разрабатывается план комендантской службы.
Комендантская служба организуется на всей территории района учения, на сборных эвакуационных пунктах, маршрутах рассредоточения, эвакуации и экстренного отселения, в районах размещения формирований, на участках проведения АСДНР и в других местах, где будут действовать участники учения. Управляет комендантской службой руководитель учения.
Комплексное учение обычно начинается с вручения распоряжения (сообщения) о приведении гражданской обороны и объектовой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствующую степень готовности или режим функционирования. С его получением вводятся в действие «План гражданской обороны» или «План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время» Немедленно организуются оповещение и сбор руководителей предприятия и личного состава формирований.
Путем вручения вводных до обучаемых доводится обстановка, на фоне которой будет проводиться учение. Она должна быть правдоподобной, соответствовать ходу учения, основным положениям плана ГО на мирное или военное время.
Доведение учебной обстановки до всех категорий обучаемых в части, их касающейся, должно находиться под постоянным контролем штаба руководства учением и посредников.
Заместители, помощники руководителя учения, посредники, в это время находятся в местах приема сигналов, контролируют действия дежурного персонала, прохождение сигналов оповещения и сбора участников учения.
Рассмотрим методику проведения комплексного учения применительно к теме: «Действия руководящего, командно-начальствующего состава, комиссии по чрезвычайным и аварийным ситуациям, органа управления по делам ГОЧС, служб ГО, эвакокомиссии, невоенизированных формирований и работников объекта при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации»
На первом этапе учения, например: «Действия при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации» отрабатываются вопросы, связанные с организацией и проведением оповещения всех категорий обучаемых об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, введении режима повышенной готовности.
При этом, если угроза возникновения чрезвычайной ситуации имеется на самом объекте, то вводная об обстановке вручается ответственным лицам, находящимся непосредственно в месте чрезвычайной ситуации или аварии, вблизи ее возникновения (начальнику цеха, смены и т.д.), чтобы проследить порядок прохождения информации и докладов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации снизу и доверху.
В других случаях вводную вручают от имени старших начальников, начальников ГО соседних объектов дежурному (диспетчеру), на которого возложены обязанности по приему данных обстановки и оповещению в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации.
Руководитель учения, его заместители, помощники, посредники контролируют действия дежурного (диспетчера), руководящего состава, органа управления по делам ГОЧС, комиссии по чрезвычайным и аварийным ситуациям, эвакокомиссии, служб ГО объекта, командиров формирований, начальников цехов, смен, структурных подразделений, инженерно-технических работников по организации проведения и проведению мероприятий, отраженных в плане, «Действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время», при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на объекте или на территории, прилегающей к нему.
Руководство учением обучает все органы управления объекта организованным и быстрым действиям: по оповещению руководящего состава, работников объекта, населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; порядку проведения мероприятий по предупреждению или снижению воздействия чрезвычайной ситуации; приведению в готовность сил, имеющихся защитных сооружений для укрытия в них работников предприятия (учреждения, организации); подготовке к выдаче работникам средств индивидуальной защиты; приведению в готовность автотранспорта и загородной зоны для эвакуации или отселения людей; проведению мероприятий по медицинской и противоэпидемиологической защите работников предприятия (учреждения, организации); проведению мероприятий по подготовке к безаварийной остановке производства.
В этот период руководство учением изучает работу по организации надежного управления проведением мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, надежность связи с территориальным органом управления по делам ГОЧС, соседями, вышестоящим ведомством, пунктами временного размещения и длительного проживания работников предприятия
(учреждения, организации) эвакокомиссией города и эвакоприемной комиссией сельского района, сборным эвакопунктом. Руководство учением изучает также способность соответствующих служб решать вопросы жизнеобеспечения эвакуированного населения.
Руководитель учения лично проверяет правильность расчетов и оптимальность принятых обучаемыми решений. В порядке заключения отработки вопросов первого этапа учения проводится заслушивание обучаемых. Проводится оно на их рабочих местах. Заслушиваются доклады соответствующих начальников (командиров) о сложившейся обстановке, прогнозе ее развития, принятых решениях, об отданных распоряжениях, о проводимых или проведенных практических мероприятиях, о действии сил и других вопросах организации и проведении мероприятий на первом этапе учения.
Кроме того, руководитель учения детально разбирает методы работы своих заместителей, помощников, штаба руководства и посредников. Дает оценку их работе по воздействию на ход учения, оценивает работу посредников присутствия руководства, посредников на местах практических работ. Указывает также насколько оперативно принимались меры по исправлению вскрываемых недостатков.
После разбора с обучаемыми и составом руководства учением результатов отработки вопросов первого этапа учения руководитель доводит обстановку до начальника гражданской обороны объекта, на фоне которой будут отрабатываться вопросы второго этапа учения, например, «Действия при возникновении чрезвычайной ситуации» и дает указание на проведение с формированиями тактико-специальных учений на фоне созданной обстановки.
Действия руководящего состава объекта на втором этапе должны начинаться с оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации и введении режима «чрезвычайной ситуации».
Руководство учением, посредники на втором этапе учения осуществляют контроль за организацией практического выполнения «Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», то есть, за порядком оповещения руководящего состава, органов управления, работников предприятия (учреждения, организации), населения о возникновении чрезвычайной ситуации; организацией разведки в очаге чрезвычайной ситуации и оценкой обстановки; приведением в готовность и развертыванием сил и средств, привлекаемых к АСДНР; за проведением неотложных мероприятий по повышению устойчивости работы предприятия (учреждения, организации) в условиях чрезвычайной ситуации; организацией защиты работников, путем укрытия в защитных сооружениях, проведением экстренного отселения в пункты временного размещения или длительного проживания.
При этом особое внимание уделяется действиям и работе комиссии по чрезвычайным ситуациям объекта. Как комиссия оценивает возможные масштабы чрезвычайной ситуации, прогнозирует ее последствия, осуществляет экстренные меры по защите работников объекта в районе чрезвычайной ситуации, и его размещения в безопасных местах, организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы и проводит мероприятия по ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации.
Оцениваются действия оперативной группы комиссии по чрезвычайным и аварийным ситуациям по выработке ею предложений по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, защите работников объекта и окружающей среды.
Так как действия комиссии по чрезвычайным ситуациям объекта должны отрабатываться в условиях сложной обстановки, руководство учением и посредники путем объявления дополнительных вводных усложняют обстановку. Это может быть расширение зоны чрезвычайной ситуации, возникновение вторичных очагов поражения и т.д.
Руководство и посредники изучают и оценивают работу органа управления по делам ГОЧС объекта, председателя комиссии по чрезвычайным и аварийным ситуациям его заместителей, членов комиссии и командиров формирований.
Анализируют отдаваемые командирами формирований распоряжения и указания, присутствуют при постановке ими задач, определяют их соответствие обстановке, контролируют своевременность доведения распоряжений до подчиненных. Руководитель учения лично или через своих помощников и посредников проверяют готовность к практическим действиям привлеченных на учение формирований.
Руководство учением следит, чтобы одновременно со спасательными работами велись неотложные работы на коммунально-энергетических сетях и другие мероприятия для создания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Руководство должно следить за тем, чтобы учебные вопросы отрабатывались полностью. Поэтому в ходе учения основные решения председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям, начальника органа по делам ГОЧС, председателя эвакокомиссии заслушиваются и утверждаются руководителем учения, а решения начальников служб, командиров формирований – заместителями, помощниками, посредниками. Обращается внимание на целесообразность принимаемых решений, их соответствие сложившейся обстановке, наличию сил и средств, реальности сроков выполнения поставленных задач, умение проводить принятое решение в жизнь, организовывать взаимодействие между силами и
средствами, своими и прибывшими на усиление.
На практике это может решаться следующим образом. Например, руководитель учения, находясь вместе с председателем эвакокомиссии, изучает работу, документы по планированию эвакомероприятий, план рассредоточения и эвакуации работников объекта и членов их семей, списки работников объекта, распределение их по видам транспорта, по маршрутам пешей эвакуации.
Изучает организацию всех видов обеспечения и управления эвакомероприятиями с учетом обстановки, на фоне которой проходит учение, определяет степень согласования эвакомероприятий между объектом в городе и эвакоприемной комиссией в сельской местности, куда предусматривается экстренное отселение или эвакуация работников объекта.
При проведении учения с сельскохозяйственными объектами руководство учения и посредники создают обстановку и отрабатывают экстренную эвакуацию населения, сельскохозяйственных животных, вывоз сельскохозяйственной продукции и других материальных ценностей.
По вопросам эвакуации могут быть заслушаны:
- председатель эвакокомиссии;
- начальник сборного эвакопункта;
- начальник органа по делам ГОЧС объекта;
- ответственный (старший) автоколонны (пешей колонны);
- начальники заинтересованных служб ГО.
На этом этапе учения руководитель, его заместители, помощники и посредники на фоне созданной обстановки обеспечивают отработку других специальных задач и мероприятий и главным образом, со службами ГО объекта: медицинской, противопожарной, материально-технического снабжения.
Мероприятия по повышению устойчивости работы объекта на данном этапе учения по многим позициям должны отрабатываться практически. Для проверки эффективности проводимых мероприятий по устойчивости, объявляются соответствующие вводные, например, о возникновении очагов поражения в результате производственных аварий: выбросе аварийно химически опасного вещества, возникновении пожаров на складах горючего; выходе из строя объектов энергетики, водо- и газоснабжения, ценного оборудования, отдельных цехов, запасов сырья, топлива и т.д.
Перед тем, как перейти к отработке вопросов, следующего этапа, руководитель учения (по его поручению заместители и помощники) может заслушать всех должностных лиц, участвующих в учении или отдельных из них, командиров
формирований.
Методика отработки вопросов на следующих этапах, если они планируются или по другим темам учения, аналогична рассмотренной на первом и втором этапах, учения.
После отработки всех намеченных учебных вопросов практические действия обучаемых по команде руководителя учения заканчиваются, техника возвращается на свои места, а учению объявляется отбой.
Для оценки степени готовности, эффективности выполнения задач, активности работы на учениях органов управления, служб и формирований могут быть использованы оправдавшие себя на практике основные качественные и количественные показатели.
Критерии оценки.
Оценка | Требования |
“с решением учебных задач в ходе учения (тренировки) справился” | Разработанные формализованные документы обеспечивают сокращение времени для оформления приказов, распоряжений, решений, донесений, расчетов; функциональные обязанности в объеме занимаемой должности знает, выполнял уверено и в полном объеме; складывающаяся обстановка оценивалась правильно; в соответствии с обстановкой и приведенными расчетами своевременно вырабатывал целесообразные решения и предложения по решению; документы исполнены своевременно с высокой штабной культурой, донесения в соответствии с требованиями и в установленные сроки; отдаваемые приказы, распоряжения, указания обеспечили своевременное и полное выполнение поставленных задач. |
“с решением учебных задач в ходе учения (тренировки) справился с трудом” | Разработанные формализованные документы обеспечивают сокращение времени для оформления приказов, распоряжений, решений, донесений, расчетов; функциональные обязанности знает; складывающаяся обстановка оценивалась не всегда правильно, выработанные решения и предложения по решению были целесообразными и подкреплялись соответствующими расчетами, но имели отдельные недостатки; документы исполнялись не в полном объеме с нарушениями установленных сроков и имели отдельные недостатки в оформлении; расчеты проводились с отдельными недостатками и не полностью обеспечивали своевременность и целесообразность принимаемых решений; донесения отрабатывались по установленной форме с незначительным опозданием; отдаваемые приказы, распоряжения, указания не в полной мере обеспечивали своевременное и полное выполнение поставленных задач. |
“с решением учебных задач в ходе учения (тренировки) не справился” | Разработанные формализованные документы не обеспечивают сокращение времени для оформления приказов, распоряжений, решений, донесений, расчетов; функциональные обязанности знает; складывающаяся обстановка оценивалась не всегда правильно, предложения и решения принимались с опозданием не всегда целесообразные и без учета возможностей, имеющихся сил и средств, расчетами не подтверждались; документы исполнялись не в полном объеме с нарушением установленных сроков и имели недостатки в оформлении; донесения отрабатывались без учета существующих требований, представлялись с опозданием; ошибки, допущенные при планировании и управлении подчиненными силами и средствами, могли привести к срыву отдельных задач. |
Итоговая оценка органу управления выставляется:
“отлично” – если обучаемые органы управления показали высокую слаженность в работе, качественно оформили все документы и участников учения, в ходе учения принимались целесообразные решения, уверенно и непрерывно осуществляли управление, что обеспечило своевременное и в полном объеме выполнение подчиненными силами поставленных задач;
“хорошо” – если обучаемые органы управления показали хорошую слаженность в работе; при разработке документов и подготовки участников учения были допущены не значительные недоработки, принимаемые решения отвечали сложившейся обстановке, в управление подчиненными силами имели место отдельные перебои, которые не оказали существенного влияния на отработку учебных вопросов и выполнения поставленных задач;
“удовлетворительно” – если обучаемые органы управления работали недостаточно слаженно, принимаемые решения не всегда отвечали сложившейся обстановке, в управлении допускались значительные перебои, которые вместе с тем не привели к срыву выполнения подчиненными силами поставленных задач.
“неудовлетворительно” – если обучаемые органы управления работали неорганизованно, документы и участники учения подготовлены плохо, принимаемые решения не отвечали слоившейся обстановке, в связи, с чем было сорвано выполнение подчиненными силами поставленных задач, учебные вопросы отработаны не полностью.
Комплексные учения и тренировки оценивается:
№ п/п | Основные показатели (мероприятия) | Отлично | Хорошо | Удовлетворит. | ||
1. | Количество участвующих: - формирований - рабочих, служащих | 90% 70% | 80% 60% | 65% 50% | ||
2. | Оповещение и сбор руководящего и командно-начальствующего состава в назначенное место | Точно по плану | Позже плана на 10% | Позже плана на 15% | ||
3. | Приведение в готовность: - пункта управления - защитных сооружений - формирований | Точно по плану По плану По плану | Позже плана на 10% Позже на 10% Позже на 15% | Позже плана на 15% Позже на 15% Позже на 20% | ||
4. | Укомплектованность форми-рований, привлекаемых на учения: - личным составом - техникой и имуществом | 90% 90% | 75% 65% | 65% 60% | ||
5. | Выполнение мероприятий по повышению устойчивости, предусмотренных на время учения | 100% | 80% | 60% | ||
6. | Проведение аварийно- | Нормативы выполнены всеми формированиями | ||||
спасательных и других неотложных работ | из них: 50% - отл. | из них: 60% - отл. и хор. 30% - уд. | из них: 75% получили положит. оценки | |||
7. | Управление | Органы упр. показали орга-низованность, слаженность. Случаев потери упр. не было | Органы упр. задачи выполняли своевре-менно. Были отде-льные недостатки | Органы упр. в основном справи-лись. Не было дол-жной организован-ности. Имели место сбои | ||
8. | Оповещение рабочих и служащих | Информация доведена до 100% рабочих и служащих в сроки, предусмотренные планом | Информацию получили не все и с опозданием | |||
9. | Связь | Действовала бесперебойно, обеспечи-вая надежное управление | Имелись перебои в связи по обеспече-нию управления | |||
Примечание:
1. Кроме того, при анализе работы участников учения должны быть приняты во внимание:
- общая организованность;
- правильность и целесообразность принятых решений;
- полнота и качество имевшихся и разработанных во время учения документов;
- своевременность доведения решений и четкость их выполнения;
- организация и поддержание взаимодействия;
- соблюдение мер безопасности.
2. Общая оценка выставляется:
- “отлично”, если 50 и более % показателей получили отличные оценки, не менее 25% “хорошо” и нет удовлетворительных оценок;
- “хорошо”, если не менее 50% выполнено с оценками “отлично” и “хорошо”, а остальные – “удовлетворительно”;
- “удовлетворительно”, если не менее 65% выполнено с положительной оценкой.
3. При отсутствии или низком качестве разработанных документов, неорганизованности в работе служб и формирований общая оценка снижается на один балл.
Разбор учения
Подготовку к разбору начинают, как правило, до начала учения одновременно с разработкой материалов учения и продолжают в ходе его проведения. Для объективной оценки работы и действий обучаемых на учении следует исходить из требований руководящих документов.
За основу разбора принимаются выводы руководителя учения, его заместителей, помощников, посредников и штаба руководства.
Излагаемые в разборе теоретические положения по наиболее важным или новым вопросам организации и ведения ГО на объекте, а также анализ организации и хода учения должны являться основой для дальнейшего совершенствования гражданской обороны объекта.
Й учебный вопрос: Сущность и цели объектовых тренировок. Подготовка объектовой тренировки. Руководство тренировкой. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения объектовой тренировки.
Объектовые тренировки являются наиболее совершенной формой подготовки предприятий, учреждений, организаций с числом работающих менее 300 человек и учебных заведений к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
В отличие от комплексного учения на объектовой тренировке выполняются только отдельные практические мероприятия, предусмотренные «Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС» и «Планом гражданской обороны».
Основное внимание в ходе объектовой тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Объектовые тренировки проводятся как самостоятельно, под руководством начальника ГО объекта, так и в составе нескольких объектов, входящих в объединение (акционерное общество, управление, трест, компания, товарищество) по единому плану.
Определяя тему и продолжительность объектовой тренировки, необходимо исходить из того, чтобы обеспечить глубокую и всестороннюю отработку всех учебных вопросов и проверить на практике реальность выполнения мероприятий, определенных планами на мирное и военное время.
К участию в объектовой тренировке привлекаются: руководители предприятия, формирования ГО; работники объекта (в учебных заведениях–руководящий, преподавательский состав, формирования, студенты, учащиеся, рабочие и служащие).
Подготовка объектовой тренировки
Подготовка и проведение объектовой тренировки осуществляется лично начальником ГО объекта на основании приказа на проведение объектовой тренировки, который доводится до исполнителей не позднее, чем за полтора месяца до начала тренировки.
На основании указаний начальника ГО объекта-руководителя тренировки начальником органа управления по делам ГОЧС разрабатываются План и график проведения тренировки по гражданской обороне.
План проведения объектовой тренировки утверждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не позднее, чем за месяц до ее начала.
На основе плана проведения тренировки заместители, помощники руководителя тренировки, начальники основных производственных подразделений, посредники разрабатывают частные планы. Они составляются в произвольной форме текстуально или графически и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки и мероприятия по их всестороннему обеспечению. Частные планы утверждаются руководителем тренировки. Командиры формирований составляют планы проведения тактико-специальных учений и также представляют их на утверждение.
Накануне объектовой тренировки с заместителями руководителя тренировки, помощниками, посредниками, начальниками основных производственных подразделений, командирами формирований проводится инструкторско-методическое занятие, в ходе которого уточняется порядок проведения тренировки, объем и последовательность выполнения мероприятий, согласовываются вопросы материально-технического обеспечения и организации взаимодействия. Руководителем такого занятия является начальник гражданской обороны объекта.
Проведение объектовой тренировки
Объектовая тренировка проводится на территории предприятия, организации учреждения.
Производственная, служебная и учебная деятельность при проведении объектовой тренировки не прекращаются, а отработка учебных вопросов, требующих привлечения максимально-возможного количества людей (например, действий по сигналам оповещения ГО, эвакуация и др.), проводится в наиболее удобное для объекта время при условии максимального сокращения потерь рабочего времени. Личный состав формирований ГО привлекается для выполнения только тех практических мероприятий, которые определены планами ГО объекта.
В ходе объектовой тренировки должны отрабатываться практические мероприятия, определенные «Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и «Планом гражданской обороны»
Однако есть такие практические мероприятия, которые должны выполняться в ходе почти всех тренировок – это действия по сигналам оповещения, выдача и пользование средствами индивидуальной защиты, повышение устойчивости работы объекта, оказание само- и взаимопомощи, частичная санитарная обработка.
По окончании объектовой тренировки начальник гражданской обороны проводит разбор, в котором анализирует действия обучаемых, обращает внимание на недостатки, определяет пути и сроки их устранения. При необходимости по результатам объектовой тренировки вносятся изменения в «План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и «План гражданской обороны».
О результатах тренировки (не позднее 10 дней со времени ее проведения) направляется доклад в соответствующий орган управления по делам ГОЧС города (района) и в установленном порядке в вышестоящий ведомственный орган управления.
Й учебный вопрос: Сущность и цели проведения “Дня защиты детей” в учреждениях среднего общего и профессионального образования. Планирование и подготовка. Разработка учебно-методических документов.