Форма записи анализа урока

ОТЧЕТ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

студента 3 курса физико-математического факультета

направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование

профиль_________________________________

группы_______________________________________

_____________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Общая оценка за педагогическую практику___________________

_______________/_________________________________________________

подпись ФИО руководителя практики от выпускающей кафедры, должность, ученое звание

Дата _________________

Йошкар–Ола

ДНЕВНИК

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

студента 3 курса физико-математического факультета

_____________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Общие сведения

Установочная конференция «__»__________20___ г. _______ауд.

Сроки прохождения практики c «__»_________20___ г. по «__»_________20__ г.

Заключительная конференция«__»__________20___ г. _______ауд.

Образовательное учреждение ……………………………………….

Директор …………………………………………………………..…

Учитель по предмету ……………………………………………….

Классный руководитель ……………………………………………………….

Расписание уроков _____ класса

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
  ………… ………… ………… ………………………………… ……………   …………. …………. ………… …………. …………. …………. ………….   …………. ………… …………. ………… …………. ……….… ………….   ………….. ………….. …………. ………….. …………. …………. ………….   ………….. ………….. …………. ………… ……….……………. ………….   ………….. …………. …………………… …………. …………. ………….

Расписание звонков в образовательном учреждении

Дни_______________ Дни_______________ Дни_______________
  0. ……………….. ……………… ………………. ……………… ……………….. ………………. …………………   0. ……….………….. 1. ………………….. 2. …………………. 3. …………………. 4…………………….. 5…………………… 6……………………   0. ……….………….. 1. …………………… 2. ………………….. 3. ……………………. 4……………………… 5…………………….. 6………………………
 

Список _________класса

№ п/п Фамилия Имя Отчество
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

УТВЕРЖДАЮ:

учитель ……………………………. …. Дата………… (подпись)

классный руководитель ………………. Дата………… (подпись)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

Неделя: с ____________по _______________

Дата Учебная и внеклассная работа по предмету Воспитательная работа
Пн    
Вт    
Ср    
Чт    
Пт    
Сб    

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Учебная работа по _____________________

(предмет)

Тема урока Класс Дата Оценка Подпись учителя
         
         

Общая оценка за учебную работу по ___________ _____________(оценка, подпись учителя)

(предмет)

Внеклассная работа по _____________________

(предмет)

Название мероприятия Класс Дата Оценка Подпись учителя
         
         

Оценка за внекласснуюработу __________________(оценка, подпись учителя)

Работа по кабинету ______________________________

1_______

2_______

Самостоятельная работа в период практики

Название самооценка
   
   
   

Оценка за самостоятельную работу ________________________________________

(оценка, подпись руководителя практики)

Приложение 1

Анализ урока

Самую большую сложность у студентов вызывает анализ урока.

При посещении студентом урока учителя или уроков других студентов необходимо вести записи и проводить анализ урока. Запись урока зависит от цели его посещения и может быть различной: от полной до выборочной и краткой. Полную запись следует делать в тех случаях, когда знакомишься с работой нового учителя, изучаешь его опыт, знакомишься с организацией работы учащихся на уроке. Если же целью посещения является наблюдение какой-либо одной стороны урока, например, изучение организации самостоятельной работы учащихся, индивидуальный подход к учащимся, организация повторения или нетрадиционных уроков, в этих случаях необходимо фиксировать то, что вас особенно заинтересовало и имеет отношение к изучаемому вопросу. Другие компоненты урока могут быть зафиксированы кратко, чтобы сделать выводы о деятельности учителя и учащихся на уроке. Форма записи не может быть универсальной, но должна вносить существенные выводы для наблюдаемого. Наблюдая за ходом урока необходимо, прежде всего, свое внимание сосредоточить за деятельностью учащихся, а затем – за деятельностью учителя. Это позволяет достаточно объективно оценить эффективность урока с точки зрения развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности, развития творческого мышления. По ходу наблюдения следует в отдельной графе отмечать все положительное, отметить увиденные недостатки, сделать выводы и внести предложения.

Форма записи анализа урока

Таблица 2

Этапы урока. Время. Деятельность учителя Деятельность учащихся Положительное на уроке Недостатки Выводы и предложения
1. 2. 3. 4. 5.
         

Запись по этой форме удобнее всего делать на отдельном развернутом листе тетради. После того, как записан ход урока, необходимо провести наиболее ответственную часть работы – его анализ. Анализируя урок, необходимо выделять главное и наиболее принципиальное, избегать категоричности суждений, соблюдая должный педагогический такт и обосновывая оценочные выводы. Анализ урока должен быть обоснованным, корректным и квалифицированным.

Комплексный анализ урока требует от студента проявления следующих умений:

o анализировать цели урока, выделять дидактическую диагностируемую и цели развития и воспитания личности учащихся;

o определять тип урока, его значение в системе других уроков;

o анализировать по этапам содержание урока, их хронометраж;

o взаимосвязь этапов урока;

o согласование содержания с целями урока;

o анализировать методы преподавания на каждом этапе урока;

o формы и методы организации познавательной деятельности учащихся;

o анализировать связи форм организации познавательной деятельности учащихся с методами обучения, содержанием и поставленными в ходе урока целями;

o применение ТСО и дидактических заданий;

o анализировать реальный результат каждого этапа урока и урока в целом;

o делать научно обоснованные выводы.

При анализе своего урока студент должен высказать собственное мнение о нем. В этом случае удобно воспользоваться следующими вопросами:

1. Какие дидактические диагностируемые цели ставились в ходе подготовки к уроку и как они решались на уроке?

2. Как решались воспитательные и развивающие задачи урока?

3. Какие методы преподавания и обучения использовались на уроке? Какова их педагогическая целесообразность?

4. Каков характер деятельности студента (учителя) и учащихся в подсистеме бинарных методов?

5. Какими приемами и методами, на каком этапе урока проводилась актуализация ранее полученных знаний с целью подготовки учащихся к восприятию и усвоению новых знаний?

6. Каков объем и характер (репродуктивный, поисковый, творческий) самостоятельных работ учащихся на каждом этапе урока?

7. Каковы приемы повышения познавательного интереса учащихся, воспитания мотивов обучения?

8. Каковы способы формирования общеучебных умений учащихся: выделять главное, планировать и контролировать свою деятельность?

9. Каковы методы и приемы развития познавательных умений: формулировать проблему, выдвигать предположения, обосновывать гипотезу, применять знания в новой ситуации, проверять правильность решений?

10. Каковы методы и приемы развития логического мышления: анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, доказательства?

11. Как просматриваются в ходе урока межпредметные связи, используются задачи и тексты с производственным содержанием, связь с жизнью?

12. Используются ли на уроке различные источники информации?

13. В сочетание с какими приемами и методами была использована наглядность?

14. Как отражена в проекте урока деятельность учителя и учащихся, индивидуальная работа с учащимися на основании учета недостатков в их знаниях и как она была реализована в ходе урока?

15. Какова структура урока и ее педагогическая целесообразность?

16. Каково содержание домашнего задания, его объем и характер, подготовленность учащихся к его выполнению?

17. Какова общая оценка урока, насколько успешно были реализованы поставленные цели и решены педагогические задачи? Какие приращения в знаниях и умениях получили школьники? Конкретные выводы по уроку.

Критерии оценки урока студента-практиканта(заполняется учителем)

Критерии оценки 0-2 балла
1. Подготовительный этап  
1.1. Теоретическая подготовка студента-практиканта (владение содержательной стороной урока)  
1.2. Самостоятельность и инициатива при выборе форм, методов, приемов, средств обучения, определение цели урока и в целом написании конспекта урока  
1.3. Проявление творческого начала студента-практиканта  
2. Проведение урока  
2.1. Содержательный аспект  
· научный уровень изложения материала  
· доступность, логичность  
· знание и владение конспектом урока  
2.2. Методический аспект урока  
· владение выбранными методами, формами, приемами обучения  
· правильность использования наглядных средств, дидактического материала, учебника, классной доски  
· использование элементов проблемного обучения, проектной, модульной методики  
2.3. Организационный аспект урока  
· организация учащихся класса к уроку  
· владение порядком и дисциплиной на уроке  
· рациональность и эффективность использования времени, оптимальность темпа организации работы на уроке  
· использование здоровьесберегающих технологий  
2.4. Личные качества студента-практиканта  
· культура речи  
· степень доброжелательности, аккуратность и соответствие внешнего вида практиканта  
· эмоциональность  
· самоорганизация практиканта  
3. Результаты урока  
· достижение цели урока  
· самоанализ в период обсуждения проведенного урока  

(Сумма баллов, подпись учителя )_______________________

Критерии отметки:

90 – 100% соответствует 34-38 баллам – «5»;

75 – 89 % соответствует 29 – 33 баллам – «4»;

60 – 74 % соответствует 23 – 28 баллам – «3»;

менее 60 % - 22 балла и ниже – «2»;

0 – качество не проявляется

1 – проявляется частично

2 – проявляется полностью

Приложение 2

Для подготовки проекта урока следует воспользоваться формой, которая представлена ниже.

Форма плана – конспекта традиционного комбинированного урока

Таблица 1

Время урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Записи на доске
0-1мин Организационная часть      
1-? I. Актуализация опорных знаний      
  II.Формирование новых знаний и умений      
  III. Закрепление новых знаний и умений. Организация обратной связи.      
  IV. Сообщение домашнего задания.      
  V. Анализ совместной деятельности учителя и учащихся. Итог урока.      

План-конспект (проект) урока

Проект урока должен содержать все основные функции образовательного процесса:

Студент (Ф.И.О.):

Школа, класс:

Тема урока:

Цель урока:

Задачи урока:

· Образовательная (дидактическая – это значит, что формулируются средства достижения цели);

· Развивающая (формирование умений, направленных на развитие личности школьника, например, развитие умений участвовать в диалоге, уметь делать выводы, обобщения и т.д.);

· Воспитательная (развитие нравственных качеств личности, мировоззренческих взглядов).

Тип урока:

Метод преподавания:

Требования к учащимся:

1. Что учащиеся должны знать: (формулируется в стандарте образовательной области, программе);

2. Что учащиеся должны уметь:

Оборудование:

Дидактическая оснащенность урока:

Методы контроля:

Учебная литература:

Дополнительная литература:

Внеаудиторная самостоятельная работа: (дифференцированное домашнее задание с объяснением того, что сделать и когда сделать).

План урока

  1. Орг.момент – 1 мин.
  2. Проверка….- 5 мин.
  3. ….

Ход урока (подробно расписываются все этапы урока)

I. Орг.момент ……..

Приложение 3

Наши рекомендации