Форма записи анализа урока
ОТЧЕТ
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
студента 3 курса физико-математического факультета
направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование
профиль_________________________________
группы_______________________________________
_____________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Общая оценка за педагогическую практику___________________
_______________/_________________________________________________
подпись ФИО руководителя практики от выпускающей кафедры, должность, ученое звание
Дата _________________
Йошкар–Ола
ДНЕВНИК
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
студента 3 курса физико-математического факультета
_____________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Общие сведения
Установочная конференция «__»__________20___ г. _______ауд.
Сроки прохождения практики c «__»_________20___ г. по «__»_________20__ г.
Заключительная конференция«__»__________20___ г. _______ауд.
Образовательное учреждение ……………………………………….
Директор …………………………………………………………..…
Учитель по предмету ……………………………………………….
Классный руководитель ……………………………………………………….
Расписание уроков _____ класса
№ | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
………… ………… ………… ………………………………… …………… | …………. …………. ………… …………. …………. …………. …………. | …………. ………… …………. ………… …………. ……….… …………. | ………….. ………….. …………. ………….. …………. …………. …………. | ………….. ………….. …………. ………… ……….……………. …………. | ………….. …………. …………………… …………. …………. …………. |
Расписание звонков в образовательном учреждении
Дни_______________ | Дни_______________ | Дни_______________ |
0. ……………….. ……………… ………………. ……………… ……………….. ………………. ………………… | 0. ……….………….. 1. ………………….. 2. …………………. 3. …………………. 4…………………….. 5…………………… 6…………………… | 0. ……….………….. 1. …………………… 2. ………………….. 3. ……………………. 4……………………… 5…………………….. 6……………………… |
Список _________класса
№ п/п | Фамилия | Имя | Отчество |
УТВЕРЖДАЮ:
учитель ……………………………. …. Дата………… (подпись)
классный руководитель ………………. Дата………… (подпись)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
Неделя: с ____________по _______________
Дата | Учебная и внеклассная работа по предмету | Воспитательная работа |
Пн | ||
Вт | ||
Ср | ||
Чт | ||
Пт | ||
Сб |
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
Учебная работа по _____________________
(предмет)
№ | Тема урока | Класс | Дата | Оценка | Подпись учителя |
Общая оценка за учебную работу по ___________ _____________(оценка, подпись учителя)
(предмет)
Внеклассная работа по _____________________
(предмет)
№ | Название мероприятия | Класс | Дата | Оценка | Подпись учителя |
Оценка за внекласснуюработу __________________(оценка, подпись учителя)
Работа по кабинету ______________________________
1_______
2_______
Самостоятельная работа в период практики
№ | Название | самооценка |
Оценка за самостоятельную работу ________________________________________
(оценка, подпись руководителя практики)
Приложение 1
Анализ урока
Самую большую сложность у студентов вызывает анализ урока.
При посещении студентом урока учителя или уроков других студентов необходимо вести записи и проводить анализ урока. Запись урока зависит от цели его посещения и может быть различной: от полной до выборочной и краткой. Полную запись следует делать в тех случаях, когда знакомишься с работой нового учителя, изучаешь его опыт, знакомишься с организацией работы учащихся на уроке. Если же целью посещения является наблюдение какой-либо одной стороны урока, например, изучение организации самостоятельной работы учащихся, индивидуальный подход к учащимся, организация повторения или нетрадиционных уроков, в этих случаях необходимо фиксировать то, что вас особенно заинтересовало и имеет отношение к изучаемому вопросу. Другие компоненты урока могут быть зафиксированы кратко, чтобы сделать выводы о деятельности учителя и учащихся на уроке. Форма записи не может быть универсальной, но должна вносить существенные выводы для наблюдаемого. Наблюдая за ходом урока необходимо, прежде всего, свое внимание сосредоточить за деятельностью учащихся, а затем – за деятельностью учителя. Это позволяет достаточно объективно оценить эффективность урока с точки зрения развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности, развития творческого мышления. По ходу наблюдения следует в отдельной графе отмечать все положительное, отметить увиденные недостатки, сделать выводы и внести предложения.
Форма записи анализа урока
Таблица 2
Этапы урока. Время. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Положительное на уроке | Недостатки | Выводы и предложения |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Запись по этой форме удобнее всего делать на отдельном развернутом листе тетради. После того, как записан ход урока, необходимо провести наиболее ответственную часть работы – его анализ. Анализируя урок, необходимо выделять главное и наиболее принципиальное, избегать категоричности суждений, соблюдая должный педагогический такт и обосновывая оценочные выводы. Анализ урока должен быть обоснованным, корректным и квалифицированным.
Комплексный анализ урока требует от студента проявления следующих умений:
o анализировать цели урока, выделять дидактическую диагностируемую и цели развития и воспитания личности учащихся;
o определять тип урока, его значение в системе других уроков;
o анализировать по этапам содержание урока, их хронометраж;
o взаимосвязь этапов урока;
o согласование содержания с целями урока;
o анализировать методы преподавания на каждом этапе урока;
o формы и методы организации познавательной деятельности учащихся;
o анализировать связи форм организации познавательной деятельности учащихся с методами обучения, содержанием и поставленными в ходе урока целями;
o применение ТСО и дидактических заданий;
o анализировать реальный результат каждого этапа урока и урока в целом;
o делать научно обоснованные выводы.
При анализе своего урока студент должен высказать собственное мнение о нем. В этом случае удобно воспользоваться следующими вопросами:
1. Какие дидактические диагностируемые цели ставились в ходе подготовки к уроку и как они решались на уроке?
2. Как решались воспитательные и развивающие задачи урока?
3. Какие методы преподавания и обучения использовались на уроке? Какова их педагогическая целесообразность?
4. Каков характер деятельности студента (учителя) и учащихся в подсистеме бинарных методов?
5. Какими приемами и методами, на каком этапе урока проводилась актуализация ранее полученных знаний с целью подготовки учащихся к восприятию и усвоению новых знаний?
6. Каков объем и характер (репродуктивный, поисковый, творческий) самостоятельных работ учащихся на каждом этапе урока?
7. Каковы приемы повышения познавательного интереса учащихся, воспитания мотивов обучения?
8. Каковы способы формирования общеучебных умений учащихся: выделять главное, планировать и контролировать свою деятельность?
9. Каковы методы и приемы развития познавательных умений: формулировать проблему, выдвигать предположения, обосновывать гипотезу, применять знания в новой ситуации, проверять правильность решений?
10. Каковы методы и приемы развития логического мышления: анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, доказательства?
11. Как просматриваются в ходе урока межпредметные связи, используются задачи и тексты с производственным содержанием, связь с жизнью?
12. Используются ли на уроке различные источники информации?
13. В сочетание с какими приемами и методами была использована наглядность?
14. Как отражена в проекте урока деятельность учителя и учащихся, индивидуальная работа с учащимися на основании учета недостатков в их знаниях и как она была реализована в ходе урока?
15. Какова структура урока и ее педагогическая целесообразность?
16. Каково содержание домашнего задания, его объем и характер, подготовленность учащихся к его выполнению?
17. Какова общая оценка урока, насколько успешно были реализованы поставленные цели и решены педагогические задачи? Какие приращения в знаниях и умениях получили школьники? Конкретные выводы по уроку.
Критерии оценки урока студента-практиканта(заполняется учителем)
Критерии оценки | 0-2 балла |
1. Подготовительный этап | |
1.1. Теоретическая подготовка студента-практиканта (владение содержательной стороной урока) | |
1.2. Самостоятельность и инициатива при выборе форм, методов, приемов, средств обучения, определение цели урока и в целом написании конспекта урока | |
1.3. Проявление творческого начала студента-практиканта | |
2. Проведение урока | |
2.1. Содержательный аспект | |
· научный уровень изложения материала | |
· доступность, логичность | |
· знание и владение конспектом урока | |
2.2. Методический аспект урока | |
· владение выбранными методами, формами, приемами обучения | |
· правильность использования наглядных средств, дидактического материала, учебника, классной доски | |
· использование элементов проблемного обучения, проектной, модульной методики | |
2.3. Организационный аспект урока | |
· организация учащихся класса к уроку | |
· владение порядком и дисциплиной на уроке | |
· рациональность и эффективность использования времени, оптимальность темпа организации работы на уроке | |
· использование здоровьесберегающих технологий | |
2.4. Личные качества студента-практиканта | |
· культура речи | |
· степень доброжелательности, аккуратность и соответствие внешнего вида практиканта | |
· эмоциональность | |
· самоорганизация практиканта | |
3. Результаты урока | |
· достижение цели урока | |
· самоанализ в период обсуждения проведенного урока |
(Сумма баллов, подпись учителя )_______________________
Критерии отметки:
90 – 100% соответствует 34-38 баллам – «5»;
75 – 89 % соответствует 29 – 33 баллам – «4»;
60 – 74 % соответствует 23 – 28 баллам – «3»;
менее 60 % - 22 балла и ниже – «2»;
0 – качество не проявляется
1 – проявляется частично
2 – проявляется полностью
Приложение 2
Для подготовки проекта урока следует воспользоваться формой, которая представлена ниже.
Форма плана – конспекта традиционного комбинированного урока
Таблица 1
Время урока | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Записи на доске |
0-1мин | Организационная часть | |||
1-? | I. Актуализация опорных знаний | |||
II.Формирование новых знаний и умений | ||||
III. Закрепление новых знаний и умений. Организация обратной связи. | ||||
IV. Сообщение домашнего задания. | ||||
V. Анализ совместной деятельности учителя и учащихся. Итог урока. |
План-конспект (проект) урока
Проект урока должен содержать все основные функции образовательного процесса:
Студент (Ф.И.О.):
Школа, класс:
Тема урока:
Цель урока:
Задачи урока:
· Образовательная (дидактическая – это значит, что формулируются средства достижения цели);
· Развивающая (формирование умений, направленных на развитие личности школьника, например, развитие умений участвовать в диалоге, уметь делать выводы, обобщения и т.д.);
· Воспитательная (развитие нравственных качеств личности, мировоззренческих взглядов).
Тип урока:
Метод преподавания:
Требования к учащимся:
1. Что учащиеся должны знать: (формулируется в стандарте образовательной области, программе);
2. Что учащиеся должны уметь:
Оборудование:
Дидактическая оснащенность урока:
Методы контроля:
Учебная литература:
Дополнительная литература:
Внеаудиторная самостоятельная работа: (дифференцированное домашнее задание с объяснением того, что сделать и когда сделать).
План урока
- Орг.момент – 1 мин.
- Проверка….- 5 мин.
- …
- ….
Ход урока (подробно расписываются все этапы урока)
I. Орг.момент ……..
Приложение 3