Деятельность специалистов службы сопровождения
В общеобразовательной школе совместно с учителями общего профиля учеников с ограниченными возможностями жизнедеятельности курируют учителя-дефектологи, логопеды и психологи, в чьи задачи входит следующее: медицинская коррекция; психологическое сопровождение; коррекционно-педагогическое и общепедагогическое сопровождение; социально-педагогическое сопровождение.
Исходя из индивидуальных особенностей детей с особыми образовательными потребностями и специфики коррекционной работы с ними, можно выделить главные задачи психолого-медик о-педагогического сопровождения.
1. Проведение комплексного психолого-медико-педагогического исследования каждого ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности в целях выявления его соматического, социального, психологического и образовательного статуса и определения направленности коррекционно-педагогической помощи при осуществлении интегрированного обучения.
2. Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-образовательных программ медико-психолого-педагогического со-
провождения детей в условиях интегрированного обучения, направленных на их оздоровление, развитие, воспитание, обучение и раскрытие личностного потенциала.
3. Оказание консультативной помощи родителям и учителям общеобразовательных классов по вопросам воспитания и обучения этих детей, содействие их социально-педагогической интеграции.
4. Отслеживание дальнейшего развития и жизненного пути учащихся, получивших образовательно-воспитательную и коррекци-онно-педагогическую помощь, оказание им консультативной поддержки, анализ эффективности проведенных мероприятий.
Согласно этому определяются и направления психолого-медико-педагогического сопровождения, которое реализуют специалисты общеобразовательной школы с учетом специфики своей деятельности и функциональных обязанностей, связанных с психолого-педагогической и медико-социальной поддержкой детей, имеющих разный уровень психофизического развития.
1. Медицинское направление осуществляется врачами — педиат
ром, психиатром и неврологом в условиях физиокабинета, фито
бара, кабинетов ЛФК, процедурного кабинета, приемных каби
нетов. В обязанности специалистов медицинского профиля вхо
дит: обследование состояния соматического и психического ста
туса ребенка; назначение (при необходимости) лечения; отсле
живание изменений в его состоянии в процессе обучения, дози
рование допустимой нагрузки; консультирование родителей и
педагогов по вопросам сохранения здоровья детей с отклонения
ми в развитии.
2. Психологическое направление (кабинеты педагогов-психоло
гов, комната релаксации для учащихся школы) реализуется педа
гогом-психологом, владеющим методами нейропсихологическо-
го и психологического обследования детей с психофизическими
нарушениями. В его задачи входят контроль и сохранение психи
ческого здоровья каждого ученика, интегрированного в систему
общеобразовательного класса. Эта деятельность предполагает: про
ведение психологического обследования детей; участие в разра
ботке и составлении индивидуальных коррекционно-образователь
ных программ обучения и воспитания детей с ограниченными воз
можностями жизнедеятельности в условиях семьи и школы; про
ведение индивидуальной и подгрупповой психокоррекционной ра
боты; динамическое психолого-педагогическое изучение учащих
ся; консультирование родителей, а также учителей школы, вклю
ченных в процесс обучения и воспитания детей с особенностями
в развитии.
3. Социально-педагогическое направление ведет социальный педагог, владеющий методами социально-педагогического обследования учащихся и их семей, теоретическими и практическими
знаниями по оказанию педагогической помощи школьникам и их семьям в решении вопросов социализации и адаптации.
Специфика его деятельности заключается в том, что он является координатором всех линий взаимодействия специалистов и семьи, предусматривающих максимально эффективную помощь ребенку с ограниченными возможностями. Он организует преемственность в воздействии школы и семьи, помогает поддержанию нормальных отношений между ребенком и семьей; участвует визучении учащихся, имеющих различный уровень психофизического развития, и в составлении индивидуальных коррекционно-образовательных программ; консультирует родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка; выявляет и корригирует социальные условия воспитания ребенка в семье; взаимодействует с педагогами, со специалистами служб социальной защиты, с благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи учащимся школы. Он несет персональную ответственность за выполнение коррекционно-образовательной программы, за соблюдение и корректировку индивидуального коррекционно-образователь-ного маршрута и режима. Социальный педагог организует комплекс мероприятий по социальной защите учащихся с особенностями в развитии; выявляет их интересы, потребности, трудности общения со сверстниками и своевременно оказывает им соответствующую помощь.
4. Коррекционно-педагогическое направление в работе реализует учитель-дефектолог. Он — основной специалист, проводящий и координирующий коррекционно-педагогическое взаимодействие с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии, руководящий их обучением в условиях социально-образовательной интеграции. Он периодически проводит изучение познавательной деятельности ребенка; исследует уровни усвоения различных видов деятельности и разных разделов программы, определяет возможности каждого ребенка в овладении учебным материалом; выбирает тип образовательной программы для обучения детей; планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную социально-педагогическую интеграцию детей с особенностями развития в общеобразовательной школе; координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям; способствует полноценному интеллектуальному развитию учащегося на каждом возрастном этапе; консультирует других учителей и социального педагога по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия между учащимися класса, помогает в отборе методики проведения уроков в общеобразовательном классе; проводит фронтальные и индивидуальные занятия с учащимися с отклонениями в развитии.
Именно учитель-дефектолог отслеживает результативность усвоения ребенком избранной для него программы, он же информирует специалистов о необходимости ее корректировки, о темпах прохождения учебных тем, о возможности обучения ребенка только в условиях общеобразовательного класса без привлечения классов коррекционно-педагогической поддержки.
5. Логопедическое направление «принадлежит» учителю-логопеду, в задачи которого входит выявление и устранение речевых нарушений у детей.
Учитель-логопед периодически проводит диагностическое обследование речевого развития учащихся, формируя на его основе банк коррекционных и диагностических методик; осуществляет плановую коррекционную работу с целью поддержки ребенка в освоении программного материала по русскому языку, чтению и развитию речи; постоянно ведет индивидуальные занятия по преодолению имеющихся речевых нарушений; участвует в разработке и реализации индивидуальных коррекционных программ для детей с ограниченными возможностями; отслеживает динамику речевого развития учащихся; консультирует родителей в пределах своей компетенции..
Учитель-логопед проводит групповые, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия, охватывающие все стороны языкового развития учащихся, взаимодействует с другими педагогами и родителями по закреплению изучаемого материала в различных видах деятельности.