Правовые основы прокурорского надзора в РФ

Российское законодательство определяет роль, задачи и место прокурорского надзора в государственно-правовой системе Российской Федерации.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров регламентируются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, между­народными договорами и соглашениями.

В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законо­дательство о прокуратуре относятся к исключительному веде­нию Российской Федерации.

Применительно к регулированию правовых основ деятельности прокуратуры все конституционные нормы можно условно разделить на две группы: а) нормы общего характера, не затрагивающие непосредственно вопросы прокуратуры; б) специальные нормы, регулирующие организацию и порядок дея­тельности прокуратуры Российской Федерации.

Фактически все положения Конституции РФ в той или иной мере получают преломление в законодательстве о прокуратуре и практике деятельности органов и учреждений прокуратуры.

Закон о прокуратуре регулирует все направления деятельнос­ти прокуроров, предмет и пределы надзора, полномочия проку­роров, порядок прохождения службы и другие виды деятельно­сти.

Закон о прокуратуре не подменяет иные нормы законодательства, регулирующие уголовно-процессуальную, гражданско-процес­суальную, арбитражно-процессуальную и иную деятельность прокуроров. Закон о прокуратуре определяет полномочия про­курора в различных направлениях надзора, закрепляет принци­пы организации и деятельности прокуратуры, систему и струк­туру органов прокуратуры и т. д.

Закон о прокуратуре состоит из семи разделов.

В разделе «Общие положения» закрепляется статус органов прокуратуры в государственной системе, содержание основных функций органов прокуратуры.

Этим разделом определяются цели деятельности прокура­туры и ее основные направления:

1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение укрепления законности;

3) единство законности;

4) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

5) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Раздел «Система и организация прокуратуры Российской Федерации» посвящен системе и организации прокуратуры РФ.

Раздел «Прокурорский надзор» регулирует надзорную дея­тельность прокуроров. Он состоит из четырех глав, каждая из которых содержит статьи, регулирующие предмет, правовые средства деятельности, полномочия прокуроров по осуществлению одного из направлений прокурорского надзора.

Первая главаопределяет прокурорский надзор за соблю­дением Конституции РФ и исполнением законов, действую­щих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также орга­нами управления и руководителями коммерческих и неком­мерческих организаций; соответствием законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и их должно­стными лицами.

Вторая глава регламентирует прокурорский надзор за соблюде­нием прав и свобод человека и гражданина,

Третья глава посвящена прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими опе­ративно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Четвертая глава регулирует надзор за исполнением зако­нов администрациями органов и учреждений, испол­няющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных, заключенных под стражу и осужденных.

Разделом «Участие прокурора в рассмотрении дел судами» регламентируется участие прокурора в рассмотрении дел судами (уголов­ных, гражданских, административных и арбитражных дел).

Раздел «Служба в органах и учреждениях прокуратуры», кад­ры органов и учреждений прокуратуры» определяет порядок прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры, правовой статус лиц, проходящих эту службу, порядок обжало­вания решений по поводу прохождения службы, закрепляет требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должно­сти прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы прокуратуры, а также регулирует порядок пре­кращения службы в органах и учреждениях прокуратуры и т. д.

Раздел «Особенности организации и обеспечения деятель­ности органов военной прокуратуры» регламентирует структу­ру и организацию органов военной прокуратуры.

В разделе «Иные вопросы организации и деятельности ор­ганов прокуратуры» определяются система и порядок ведения статистической отчетности о состоянии преступности, след­ственной работе и прокурорском надзоре, финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры.

Деятельность органов прокуратуры регламентируется так­же иными законодательными актами. К ним относятся нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Кодекса Российской Федерации об административных право­нарушениях, а также федеральными законами, которые регулируют деятельность правоохранительных органов России (например, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельно­сти»; Законом РФ «О милиции»; Федеральным законом «О фе­деральной службе безопасности» и т. д.).

Указы Президента РФ также играют важную роль в регламентации деятельности органов прокурату­ры. В настоящее время ряд важнейших вопросов организации деятельности прокура­туры Российской Федерации урегулирован указами Президента РФ. Так, Положение о координации деятельности правоохранитель­ных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Прези­дента РФ от 18 апреля 1996 г., определило основные направления и формы координационной деятельности органов прокуратуры. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работни­ков, утверждаемых Президентом РФ (Указ Президента РФ № 659 от 30 июня 1997 г.).

Некоторые вопросы организации деятельности органов прокурату­ры Российской Федерации, прежде всего, связанные с материально-тех­ническим и социально-бытовым обеспечением, регулируются постановлениями Правительства РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 29 июня 1999 г. «Об ору­жии, предназначенном для личной защиты прокуроров и следователей» определен перечень типов и моделей боевого ручного стрелкового ору­жия и патронов к нему, состоящего на вооружении прокуратуры. Порядок награждения, вручения, учета, ношения, хране­ния, использования и изъятия именного оружия и боеприпасов к нему регулируется постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. «Об оружии, предназначенном для личной защиты прокуроров и следователей», Правилами оборота боевого ручного стрелкового и ино­го оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия и государственных военизированных организациях, утвержденными по­становлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г.

Велико значение для органов прокуратуры актов высших судебных органов Российской Федерации: Конституционного Суда РФ, Верховного Су­да РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, принимаемых по вопросам, связанным с правовыми основами деятель­ности прокуратуры и полномочиями прокуроров. Эти акты содействуют выработке единой правоприменительной практики, в том числе в сфере деятельности органов и учреждений про­куратуры.

В этой связи, к числу наиболее значимых актов судебной власти можно отнести ряд постановлений Конституционного Суда РФ, непосредственно связанных с правовой регламентацией деятельности органов прокуратуры. Например, постановление от 18 февраля 2000 г. «По делу о проверке консти­туционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана».

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» к правовым основам деятельности прокуратуры отнес международные договоры Российской Федерации.

Международ­ный договор становится обязательным для Российской Федерации и подлежит применению, если Российская Федерация в лице компе­тентных органов государственной власти выразила согласие на обяза­тельность для нее международного договора. Международные договоры Российской Федерации являющиеся составной частью правовых основ деятельности прокуратуры, подразделяются на две группы: 1) содержащие нормы, применяе­мые в деятельности прокуратуры; 2) содержащие нормы, регулирующие организацию и порядок деятельности органов и учреждений прокуратуры.

В первую группу традиционно включают:

1. Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в Сан-Франциско (США) в 1945 г.,

2. Всеобщую декларацию прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных нравах 1966 г.

5. Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 г. в Риме

6. Минимальные стан­дартные правила обращения с заключенными принятые в 1955 г. на Первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями

7. Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правилa), принятые в 1985 г. на VII Конгрессе ООН в Милане.

8. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заклю­чению в какой бы то ни было форме принятый в 1989 г. на 43-й сессии генеральной Ассамблеи ООН.

Ко второй группе договоров относятся в основном договоры Рос­сийской Федерации с другими государствами о правовой помощи Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголов­ным делам, подписанную в Минске 22 января 1993 г. (Минская конвенция) государствами, входящими в СНГ.

Полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой прокуратуры Российской Федерации носят многоплановый характер. Он наделен правом на основе и во исполнение действующих законов издавать обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры нормативные акты, регулирующие вопросы орга­низации деятельности российской прокуратуры.

Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ охватывают все важ­нейшие стороны организационной деятельности системы про­куратуры.

Приказы Генерального прокурора РФ относятся к катего­рии ведомственных нормативных актов. Приказы Генерально­го прокурора РФ основываются на положениях Кон­ституции РФ, Закона о прокуратуре и других федеральных за­конов, международных договоров Российской Федерации. Приказы Генерального прокурора РФ издаются по ключевым вопросам организации деятельности системы органов прокуратуры, порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

Указания регулируют более узкие направления деятельно­сти органов прокуратуры (например, надзор за исполнением законов о приватизации и т.д.) и издаются на основе материа­лов и результатов прокурорских проверок. Указания могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений; организации рабо­ты по возмещению ущерба по уголовным делам; исполнения законодательства о социальной защите граждан.

Распоряжения в отличие от приказов и указаний Генерального прокурора в основном предназначены для решения индивидуальных мер, заданий, адресуемых работникам прокуратуры, порой разового или кратковременного характера. В частности, распоряжениями устанавливается порядок реализации мер материального и соци­ального обеспечения прокурорских работников.

Инструкции представляют собой систематизированную совокуп­ность рекомендаций и предписаний, излагаемых в нормативной форме. Инструкции определя­ют процедуру осуществления отдельных аспектов деятельности прокуратуры (организации делопроизводства и хранения документов и др.).

Наши рекомендации