Правовые основы прокурорского надзора в РФ
Российское законодательство определяет роль, задачи и место прокурорского надзора в государственно-правовой системе Российской Федерации.
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров регламентируются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными договорами и соглашениями.
В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации.
Применительно к регулированию правовых основ деятельности прокуратуры все конституционные нормы можно условно разделить на две группы: а) нормы общего характера, не затрагивающие непосредственно вопросы прокуратуры; б) специальные нормы, регулирующие организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Фактически все положения Конституции РФ в той или иной мере получают преломление в законодательстве о прокуратуре и практике деятельности органов и учреждений прокуратуры.
Закон о прокуратуре регулирует все направления деятельности прокуроров, предмет и пределы надзора, полномочия прокуроров, порядок прохождения службы и другие виды деятельности.
Закон о прокуратуре не подменяет иные нормы законодательства, регулирующие уголовно-процессуальную, гражданско-процессуальную, арбитражно-процессуальную и иную деятельность прокуроров. Закон о прокуратуре определяет полномочия прокурора в различных направлениях надзора, закрепляет принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру органов прокуратуры и т. д.
Закон о прокуратуре состоит из семи разделов.
В разделе «Общие положения» закрепляется статус органов прокуратуры в государственной системе, содержание основных функций органов прокуратуры.
Этим разделом определяются цели деятельности прокуратуры и ее основные направления:
1) обеспечение верховенства закона;
2) обеспечение укрепления законности;
3) единство законности;
4) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
5) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Раздел «Система и организация прокуратуры Российской Федерации» посвящен системе и организации прокуратуры РФ.
Раздел «Прокурорский надзор» регулирует надзорную деятельность прокуроров. Он состоит из четырех глав, каждая из которых содержит статьи, регулирующие предмет, правовые средства деятельности, полномочия прокуроров по осуществлению одного из направлений прокурорского надзора.
Первая главаопределяет прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствием законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и их должностными лицами.
Вторая глава регламентирует прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,
Третья глава посвящена прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Четвертая глава регулирует надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных, заключенных под стражу и осужденных.
Разделом «Участие прокурора в рассмотрении дел судами» регламентируется участие прокурора в рассмотрении дел судами (уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел).
Раздел «Служба в органах и учреждениях прокуратуры», кадры органов и учреждений прокуратуры» определяет порядок прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры, правовой статус лиц, проходящих эту службу, порядок обжалования решений по поводу прохождения службы, закрепляет требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы прокуратуры, а также регулирует порядок прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры и т. д.
Раздел «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры» регламентирует структуру и организацию органов военной прокуратуры.
В разделе «Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры» определяются система и порядок ведения статистической отчетности о состоянии преступности, следственной работе и прокурорском надзоре, финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры.
Деятельность органов прокуратуры регламентируется также иными законодательными актами. К ним относятся нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также федеральными законами, которые регулируют деятельность правоохранительных органов России (например, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»; Законом РФ «О милиции»; Федеральным законом «О федеральной службе безопасности» и т. д.).
Указы Президента РФ также играют важную роль в регламентации деятельности органов прокуратуры. В настоящее время ряд важнейших вопросов организации деятельности прокуратуры Российской Федерации урегулирован указами Президента РФ. Так, Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г., определило основные направления и формы координационной деятельности органов прокуратуры. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемых Президентом РФ (Указ Президента РФ № 659 от 30 июня 1997 г.).
Некоторые вопросы организации деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, прежде всего, связанные с материально-техническим и социально-бытовым обеспечением, регулируются постановлениями Правительства РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 29 июня 1999 г. «Об оружии, предназначенном для личной защиты прокуроров и следователей» определен перечень типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, состоящего на вооружении прокуратуры. Порядок награждения, вручения, учета, ношения, хранения, использования и изъятия именного оружия и боеприпасов к нему регулируется постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. «Об оружии, предназначенном для личной защиты прокуроров и следователей», Правилами оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия и государственных военизированных организациях, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г.
Велико значение для органов прокуратуры актов высших судебных органов Российской Федерации: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, принимаемых по вопросам, связанным с правовыми основами деятельности прокуратуры и полномочиями прокуроров. Эти акты содействуют выработке единой правоприменительной практики, в том числе в сфере деятельности органов и учреждений прокуратуры.
В этой связи, к числу наиболее значимых актов судебной власти можно отнести ряд постановлений Конституционного Суда РФ, непосредственно связанных с правовой регламентацией деятельности органов прокуратуры. Например, постановление от 18 февраля 2000 г. «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана».
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» к правовым основам деятельности прокуратуры отнес международные договоры Российской Федерации.
Международный договор становится обязательным для Российской Федерации и подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора. Международные договоры Российской Федерации являющиеся составной частью правовых основ деятельности прокуратуры, подразделяются на две группы: 1) содержащие нормы, применяемые в деятельности прокуратуры; 2) содержащие нормы, регулирующие организацию и порядок деятельности органов и учреждений прокуратуры.
В первую группу традиционно включают:
1. Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в Сан-Франциско (США) в 1945 г.,
2. Всеобщую декларацию прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных нравах 1966 г.
5. Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 г. в Риме
6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными принятые в 1955 г. на Первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
7. Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правилa), принятые в 1985 г. на VII Конгрессе ООН в Милане.
8. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме принятый в 1989 г. на 43-й сессии генеральной Ассамблеи ООН.
Ко второй группе договоров относятся в основном договоры Российской Федерации с другими государствами о правовой помощи Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанную в Минске 22 января 1993 г. (Минская конвенция) государствами, входящими в СНГ.
Полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой прокуратуры Российской Федерации носят многоплановый характер. Он наделен правом на основе и во исполнение действующих законов издавать обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры нормативные акты, регулирующие вопросы организации деятельности российской прокуратуры.
Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ охватывают все важнейшие стороны организационной деятельности системы прокуратуры.
Приказы Генерального прокурора РФ относятся к категории ведомственных нормативных актов. Приказы Генерального прокурора РФ основываются на положениях Конституции РФ, Закона о прокуратуре и других федеральных законов, международных договоров Российской Федерации. Приказы Генерального прокурора РФ издаются по ключевым вопросам организации деятельности системы органов прокуратуры, порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.
Указания регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры (например, надзор за исполнением законов о приватизации и т.д.) и издаются на основе материалов и результатов прокурорских проверок. Указания могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений; организации работы по возмещению ущерба по уголовным делам; исполнения законодательства о социальной защите граждан.
Распоряжения в отличие от приказов и указаний Генерального прокурора в основном предназначены для решения индивидуальных мер, заданий, адресуемых работникам прокуратуры, порой разового или кратковременного характера. В частности, распоряжениями устанавливается порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.
Инструкции представляют собой систематизированную совокупность рекомендаций и предписаний, излагаемых в нормативной форме. Инструкции определяют процедуру осуществления отдельных аспектов деятельности прокуратуры (организации делопроизводства и хранения документов и др.).