Методика проведения лекционного занятия по уголовному процессу
Дисциплина «Уголовный процесс» – одна из правовых дисциплин федерального компонента общепрофессионального цикла, целью которой является изучение правоотношений в области уголовного судопроизводства.
Лекция является одной из основных форм занятий, способствующей получению знаний по заданной теме.
Ее основная задача состоит в том, чтобы в доступной форме на профессиональном уровне преподнести студентам материал программы курса «Уголовный процесс».
Цели лекции заключаются в оказании помощи студентам при изучении соответствующей темы курса, развитии у них способностей к самостоятельному мышлению по поставленным вопросам и воспитании высокого уровня правосознания в области уголовного процесса с учетом возложенных на органы внутренних дел РФ задач по борьбе с преступностью.
Крайне важен творческий подход к разработке и чтению каждой лекции, компетентность преподавателя, его эрудиция в вопросах изучаемой темы, фундаментальность в вопросах излагаемых знаний. Лектор должен свободно владеть материалом, знать изменения в действующем законодательстве, учитывать научные достижения в области, преподаваемой и смежных дисциплин.
Объем лекции может быть рассчитан в зависимости от объема материала на 2,4 или 6 часов.
Вместе с тем, вопросы одной лекции должны как правило быть рассчитаны на 2 часа и представлены в виде конспекта объемом 20-22 машинописных страниц через 2 интервала (из них не более чем по одной странице на введение и заключение).
Необходимым условием успешного проведения лекции является умело составленный, тщательно продуманный план. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, отражать основное содержание темы. Количество вопросов, излагаемых в одной лекции может быть различным, в зависимости от темы занятия.
Как правило, 2-х часовая лекция по Общей части уголовного процесса состоит из трех-четырех вопросов, по Особенной - из трёх вопросов.
План должен завершаться списком нормативных источников, обязательной и дополнительной литературы по теме лекции. Необходимо учитывать реальный состав книг в библиотеке, количество экземпляров, практическую доступность рекомендуемой литературы для студентов, не перегружать список большим количеством рекомендуемых книг и статей. Преподаватель, читающий лекции, должен обладать достаточно широким набором методических приемов, владеть аудиторией, находить с ней многообразные виды контактов, активизировать познавательную деятельность студентов, обращать их внимание на практическую значимость изучаемой темы. Это во многом зависит от выбранного лектором типа лекции, ее формы.
Наиболее распространенной является информативная лекция, когда преподаватель предлагает студентам отобранную им, по своему усмотрению, информацию. Однако, в последние годы предпринимаются усилия к тому, чтобы с информационно-репродуктивного типа обучения перейти на активно-творческий.
При этом наиболее продуктивными являются проблемные лекции, т.к. вызывают интерес к предмету, требуют самостоятельного поиска студентами знаний. Проблемность в чтении лекций предусматривает включение в них нерешенных, спорных вопросов.
Каждая самостоятельная тема лекции должна начинаться с введения, в котором излагается актуальность выносимых вопросов и их связь с ранее изучаемым материалом.
Целесообразно подчеркнуть, что на лекцию выносятся лишь узловые вопросы темы, имеющие важное теоретическое или практическое значение.
Основой качественного усвоения материала лекции является наглядность преподавания. Поэтому необходимо активно использовать технические средства обучения. Следует максимально использовать учебную доску, которая позволяет записать сложные термины, понятия, фамилии, составлять схемы, таблицы и т.п. По мере необходимости и возможностей лекция может быть снабжена средствами иллюстрации (схемами, плакатами, слайдами, фрагментами из кино - видеофильмов и т.п.).
В процессе чтения лекции преподаватель неизбежно оказывает воздействие на студентов. При этом огромное значение имеют не только эрудиция и компетентность лектора, но манера изложения материала. Важно, чтобы лекция читалась свободно, ярко, дискуссионно. Преподаватель должен находить контакт с аудиторией, учитывать уровень подготовки студентов.
По каждому вопросу полезно делать краткие выводы, отражающие его содержание.
В конце лекции необходимо сделать заключение (краткие выводы, основанные на содержании основной части лекции), дать рекомендации по самостоятельному изучению отдельных вопросов темы, а также показать связь темы с последующей.
В заключительной части можно рекомендовать студентам дополнительный дискуссионный вопрос для самостоятельного решения, вытекающий из изложенного материала.
Преподаватель решает сам, когда удобнее студентам задавать вопросы по теме лекции. Иногда это делается по ходу ее чтения. Однако, вопросы нередко носят частный характер, интересуют не всех студентов, отвлекают преподавателя от основной цели лекции. Целесообразнее поэтому оставлять 5-7 минут в конце лекции для ответов на вопросы.