Тема 4. Общественный и семейный быт
Чувашского народа
1. Сельская община. Особенности взаимоотношений общинников.
2. Этноправосудие и обычное право.
3. Семейно-брачные отношения.
4. Традиции воспитания детей.
Методические рекомендации
1. Основным звеном в общественной организации чувашских крестьян являлась сельская община. Она играла важную роль в жизни сельского населения и выполняла несколько функций. Необходимо обратить внимание на различия в сфере деятельности волостных и сельских общин, их организационное устройство, изменения, происходившие в функционировании общин во второй половине XIX – начале XX в.
2. Наиболее важной социальной функцией обычного права было регулирование деятельности основных социальных институтов деревни – семьи и общины. Обычное право регулировало порядок наследования, семейные разделы, опеку, брачные нормы. Обычное право чувашской общины касалось вопросов собственности, землепользования, различных имущественных правовых отношений общинников (займы, долги, ссуды, купля-продажа, случаи находки пропавших вещей, кладов и т.д.), крестьянского суда. Следует обязательно отметить, какие изменения в функционировании обычного права происходили в начале XX в.
3. Семья как малая группа обладала внутренней организацией, которая обеспечивала её биологическое, хозяйственное, этнокультурное функционирование. Она строилась на традиционных социальных, этнических и морально-нравственных началах. Следует обратить внимание на состав сельской чувашской семьи, положение и обязанности её главы, статус членов семьи, отношение к собственности внутри семьи.
4. Вместе с возникновением человечества в процессе трудовой деятельности людей возникает и необходимость воспитания, во время которого старшие поколения передавали накапливаемый опыт младшим поколениям. Народная педагогика – это преимущественно дописьменная педагогика. Отличительной особенностью народной педагогики является её однородность в классовом отношении по сравнению с собственно педагогической наукой, так как она в первую очередь служила интересам трудящихся.
Необходимо обратить внимание на источники, сущность, цели и методы воспитания в народной чувашской педагогике. Определить основные направления воспитательной деятельности, задачи трудового, умственного, нравственного, эстетического воспитания, методы и правила воспитательного воздействия.
Рекомендуемая литература
Источники
1. Магницкий В.К. Этнографическо-статистические данные о браках чуваш Казанской губернии. Казань: Тип. Ун-та, 1892. – 14 с. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа // http://dlib.rsl.ru/viewer/01003662638#?page=1
2. Магницкий В.К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде: этногр. сб. / сост. д. чл. Каз. о-ва археологии, истории и этнографии. – Казань: Тип. Губ. правл., 1888. – 118 с.
3. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Никольский Н.В. Собр. соч. Т.1. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – С. 79–90.
4. Фукс А.А. Записки о чувашах // Лик Чувашии. – 1994. – № 2. – С. 163–175; № 3. – С. 161–175; №4. – С. 147–158.
Основная
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 168 с.
2. Егорова О.В. Этнография детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX– первой трети XX вв.: традиционная родильная обрядность и социализация ребенка: дис. ... д-ра ист. наук. – Чебоксары, 2010. – 537 с.
3. Денисова Н.П. Административно-фискальные и правовые функции общины у чувашей (XIX – начало ХХ в.) // Вопр. ист. доревол. Чувашии. – Чебоксары, 1984. – С. 46–71.
4. Чуваши. История и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; под ред. В.П. Иванова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009 – Т. 2. – 335 с.
5. Иванов В.П., Фокин П.П. Семья у чувашей. – Чебоксары, 1991. – 99 с.
6. Петров Н.А. Община и обычное право чувашского крестьянства во второй половине XIX – начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. – Уфа, 2000. – 24 с.