И. П. Волков. Учим творчеству
Посторонний посетитель, придя в реутовскую школу № 2, может увидеть непривычную картину: ученики I класса идут на урок, а в руках у них... молотки. Нет, не игрушечные молоточки из детского набора, а настоящие, рабочие. Куда они идут? Что будут делать? Да и можно ли 7-летним детям давать такой опасный инструмент?
Давайте посмотрим, что будет дальше. Ребята уверенно направляются в класс, на двери которого висит табличка "Творческая комната". Оки садятся за столы и кладут на них молотки. Перед каждым лежат заранее заготовленные учителем альбомы для черчения, инструменты - чертежные и столярные, кусок деревяшки, проволока.
Когда все усаживаются, учитель начинает объяснение урока.
- Ребята! На прошлом уроке мы делали макет корабля. Некоторые из вас брали работу домой, чтобы закончить, улучшить ее. Таня, Люда, Коля, соберите работы по рядам.
У учителя на столе уже стоит эскадра, и к ней добавляется еще несколько домашних работ. Всего стало 40 кораблей, среди которых нет двух одинаковых: большие, маленькие, простые, сложные, гражданские и военные. Учитель берет несколько работ и показывает их ребятам.
- Вот работа Сережи В. Его корабль длиной около 20 сантиметров, на нем палубные надстройки: орудийные башни, мачты, труба. Сережа - молодец, он правильно сделал работу, она выполнена аккуратно, доведена до конца, видно, что это военный корабль, и работа сложная - в ней 17 деталей из дерева. А вот пассажирский пароход Иры Е. Он размером поменьше, но сделан тоже отлично, и в нем 14 деталей. Пароход празднично украшен разноцветными флажками. А Саша Щ. сделал два корабля - большой и маленький...
Конечно, учитель больше хвалит учеников. Но и почти все модели заслуживают одобрения: ребята справились с заданием. После 5 - 7-минутного просмотра работ учитель говорит: "Итак, ребята, мы уже умеем делать макет корабля из дерева, теперь мы будем скульпторами и попробуем выполнить фигуру рыцаря".
Учитель рассказывает детям о средневековых рыцарях, поединках, турнирах, сопровождая рассказ демонстрацией нескольких таблиц, на которых изображены рыцари с различным вооружением. Затем он показывает скульптуры рыцарей, сделанные учениками средних классов. После этого объясняет, как нужно делать скульптуру. Сначала он чертит на доске каркас, ставит размеры. Ребята по этим размерам с помощью угольника и линейки выполняют чертеж в своих альбомах. Конечно, не у всех получается идеально, но беды в этом особой нет - всегда на помощь придет учитель. Когда чертеж готов, ученики переносят его на заранее заготовленную деревяшку, берут пилу (обломок ножовочного полотна) и выпиливают туловище.
Надо видеть, как работают первоклассники! Старательно, увлеченно, сосредоточенно. Уверенно орудуют угольником и линейкой, что-то стирают, снова чертят. И когда, по их понятиям, чертеж готов, они тут же начинают пилить. Опилив деревяшку, берут проволоку и самостоятельно гнут ее, опять же по своему чертежу. Это в дальнейшем будут ноги, руки, копье или меч. Затем так же самостоятельно накладывают их на чертеж и начинают прибивать к туловищу. Вот здесь-то им и пригодились молотки, с которыми они шли в творческую комнату.
Интересно, что ребята сами находят наиболее рациональные приемы работы молотком. Сначала они берут его у самого основания, присматриваясь, как точнее ударить. Через некоторое время берут молоток уже за середину ручки, а к концу урока - за конец ручки: так удобнее, да и гвоздь забивается с одного раза - удар сильнее. Видимо, в этом возрасте высока приспособляемость к работе.
На следующем уроке первоклассники облепляют каркас пластилином, и в конце концов у них получается скульптура рыцаря. Усомниться в этом никак нельзя. Рыцари одеты в латы, причем у всех разные, шлемы и оружие тоже. Чувствуется, что фантазии детям не занимать. Правда, у одного рыцаря бедра в три раза шире плеч, другой похож на бабу-ягу, но это сейчас не важно, главное, что ребенок все сделал сам. Он освоил технологию изготовления скульптуры, а чувство пропорции - дело наживное.
На других уроках первоклассники делают из дерева действующую модель катапульты, с помощью которой много веков назад обстреливали каменными ядрами осажденные крепости. Это уже достаточно сложная модель - в ней 25 деревянных деталей, в том числе деревянная ложка, в которой сделано углубление. И опять через две недели на столе у учителя батарея готовых к бою катапульт.
Если посещать уроки весь год, то можно увидеть, как ученики I класса чеканят по металлу, шьют куклы, делают различные изделия способом папье-маше, занимаются инкрустацией, резьбой по дереву, чертят детали, рисуют акварелью. Во II и III классах ребята выполняют уже более сложные работы. Во II классе это модели кораблей и аэросаней с резиномотором, инкрустация и резьба по дереву; в III - макет-копия стола, где детали соединяются на шипах, скульптуры животных с передачей рельефа мышц. Причем все работы выполнены на высоком уровне мастерства, тщательно и красиво. Ребята, по-разному комбинируя усвоенные элементы, видят главное в изделии. И в то же время нет ни одной похожей работы: в каждую внесена выдумка, фантазия, какие-то свои детали. Кроме того, второклассники решают задачи по черчению по теме "Сечение" или делают технический рисунок детали по двум проекциям и выполняют разрез. А это как понять? Ведь темы "Сечение" и "Разрез" - курс VIII класса. А второклассники выполняют задания легко, практически не задумываясь над решением. Третьеклассники чертят фигуру в перспективе и строят от нее тени. А это что такое? Это же 2-й курс специального художественного учебного заведения! И принимает участие в решении этих практических и теоретических задач весь класс, все 40 человек.
Так что же это за уроки? Чем занимались дети? Техническим творчеством? Но тогда почему они делали скульптуру, куклы и инкрустацию по дереву? Прикладным искусством? Но тогда причем тут катапульта, корабль, черчение?
Это самый обычный класс самой обычной общеобразовательной школы. Вот только уроки необычны. Ни уроки труда, ни уроки изобразительного искусства, а уроки творчества.
Сделаем отступление. Сегодня мощь государства определяется прежде всего количеством высококвалифицированных специалистов, творчески относящихся к своему делу, способных своим личным трудом содействовать успешному развитию науки, техники, искусства, производства. И партия, исходя из требований общества к типу труженика эпохи НТР, поставила перед школой главную задачу - воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.
С 1952 г. автор (будучи учителем рисования и черчения) занимается проблемой развития самостоятельности и творчества, вопросом развития способностей и склонностей школьников во внеучебное время. Наш опыт убедительно подтверждает положение советской психологии, что все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача школы - выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: "Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!" Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто мы считаем, что развить способности - это значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Поэтому, прежде чем двигаться дальше, давайте разберемся в вопросе: много ли в школе одаренных?
Иногда в печати появляются сообщения о детях, которые еще в школьном возрасте и даже раньше добились выдающихся, по современным понятиям, успехов в различных видах деятельности. О девочке-композиторе, которая к 15 годам сочинила уже несколько музыкальных произведений, о мальчике, который в 15 лет разработал математическую теорию, высоко оцененную специалистами, или о другом, который в 12 лет закончил десять классов с серебряной медалью и сдал вступительные экзамены в университет на "отлично", о 9-летней девочке, у которой издан сборник стихотворений. Пишут и о других случаях выдающихся способностей, проявлявшихся в детстве.
Почему этим детям удалось достичь таких больших успехов? Вундеркинды ли они, т. е. сверходаренные дети, развившие свои таланты без специального руководства, или просто способные, успехи которых в развитии достигнуты благодаря случайному стечению обстоятельств или целенаправленному созданию благоприятных условий?
Глубокое теоретическое исследование вопросов одаренности - задача науки. Здесь я расскажу о своей работе учителя по развитию творческих способностей детей, причем об одном из возможных подходов. Но понять и тем более успешно использовать этот опыт можно, только уяснив позиции, на которых стоит автор, планируя и проводя опытную работу. А для этого, опираясь на известные теоретические положения, касающиеся особенностей, закономерностей поведения школьников в обучении, деятельности, попробуем разобраться в вопросе одаренности, способностей. Редчайший ли это дар природы или сравнительно частое явление? Ведь если придерживаться первого мнения, то надо "ждать милости от природы", если же придерживаться второго мнения, то наша задача - так построить обучение, чтобы максимально развить заложенные природой способности каждого ученика к определенным видам деятельности.
Издан сборник стихотворений 9-летней девочки. Уникальное явление? Да. Сплошь и рядом сборники детских произведений не издаются. Но в то же время в школе у В. А. Сухомлинского писали литературные произведения почти все дети. Явление это вызвано целенаправленно - деятельностью учителей.
Дети исполняют сложные музыкальные произведения и сами сочиняют музыку - это выдающееся или рядовое явление? Автором в 50-х гг., когда еще не было такой широкой, как сейчас, сети музыкальных школ, в обычной школе был создан оркестр. Через 3 года ученики сами сочиняли танцевальную музыку, сами оркестровали ее для различного состава инструментов (трио; квартет, квинтет) и сами ее исполняли. Об уровне музыкальных произведений (сочинений) ребят может свидетельствовать такой факт: один из учеников, будучи в армии, создал там музыкальный ансамбль и как победитель смотра самодеятельности выступал с произведением, сочиненным еще в школе, в Центральном Доме Советской Армии. А он был один из многих.
Как оценить этот факт? Это одаренные от природы или хорошо развитые, обученные школьники?
Еще пример. В печати нет-нет да и появляются сообщения об одаренных детях с особыми способностями к рисованию. Когда читаешь об этом, думаешь: "Ну, наверное, к 13 - 15 годам рисует если не как Репин, то уж близко к этому, ведь ребенок-то одаренный!" Когда же публикуют их произведения, то оказывается, что, как правило, это изображения людей и животных. Они, может быть, выполнены и неплохо, но какое отношение это имеет к талантливости, одаренности, если выполнение таких рисунков предполагает программа обычной детской художественной школы?
И если считать, что хорошо или отлично выполненные наброски людей и животных - признак талантливости, то как же тогда оценивать сложные, многофигурные композиции (акварель) 13 - 15-летних учеников обычной общеобразовательной школы, специально этому обученных? Расскажу об одной из таких работ.
Картина выполнена в технике акварели. Поэтому представьте ее в цвете. Название - "Сезам, откройся!". Али-Баба и по крайней мере 10 из 40 его разбойников. Живописные, пестрые, полосатые, звездчатые халаты, тяжелые мешки, нагруженные награбленными богатствами. Над одним из них - с мерцающим золотом и разноцветными каменьями - с трепетом склонился разбойник. Великолепно переданы колорит и дух сказки, разнообразие жестов, поз, выражений лиц, яркая, пышная, экзотическая растительность. И при этом удивительное чувство композиции, пропорции. А ведь автору всего 13 лет. Эта работа выполнена учеником, посещающим школьную изостудию. И с каждым годом все больше ребят, способных создать композиции подобной сложности.
Кто они - вундеркинды или просто дети, способности которых вовремя замечены и своевременно развиты?
И последний пример. Как-то я был на Всесоюзной художественной выставке. Одним из экспонатов в отделе декоративно-прикладного искусства была цепь, вырезанная из целого куска дерева. Посетители смотрели и восхищались. Я предложил сделать такую цепь ученикам разного возраста, обучавшимся по нашей методике. Оказалось, что это вполне доступно даже первоклассникам. Разница между цепями, выполненными младшими и старшими ребятами, только в количестве звеньев (у первоклассников цепи из трех звеньев).
Я выбирал разные направления работы с детьми (литературное, изобразительное творчество, фото, кино, ремесла и др.), и всегда находились ученики, достигавшие очень высоких результатов в каждом из видов деятельности.
Так как же все-таки: существуют вундеркинды или нет? Возможно, существуют. Можно допустить, что рождаются дети с гипертрофированными способностями, что они самостоятельно могут достичь результатов, не доступных для других детей ни при каких условиях обучения. Но мне таких детей (уже достигших результатов, а не тех, кто мог бы их достичь) видеть не приходилось, как и слушать о них от коллег-учителей. Так что если это явление и существует, то оно чрезвычайно редкое, и ставку на него, очевидно, делать нельзя. Однако в каждой школе (и об этом, в частности, говорит и наш собственный многолетний опыт) есть одаренные дети, способные достичь при благоприятных условиях обучения выдающихся результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность.
К сожалению, природа не наградила человека никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности. Ребенок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. "Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении возможностей овладения одной деятельностью и одновременно могут уступать им же в отношении возможностей овладения другой деятельностью. Так, ребенок, имеющий благоприятные задатки для развития музыкальных способностей, будет при всех прочих равных условиях развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется гораздо больших достижений, чем ребенок, не обладающий такими задатками. В этом смысле люди не равны в отношении возможности развития у них способностей"*.
*(Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972. С. 33.)
Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Об этом говорят выводы ученых, основанные на многочисленных исследованиях. "Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии"*. "Способности существуют только в развитии... Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания"**. "Способности не могут возникнуть вне конкретной деятельности человека"***.
*(Ковалев Л. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека: В 2 т. Т. II. Способности. Л., 1960. С. 59.)
**(Петровский А. В. Способности и труд. М., 1960. С. 13.)
***(Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология, М., 1948. С. 42.)
И действительно, если ежедневно в течение 10 лет слушать игру на скрипке, но на ней не играть, то, имея и выдающиеся природные данные, сможем ли мы на ней сыграть даже через 10 лет? Конечно нет.
Однако задатки и способности к определенной деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. И поэтому очень рискованно развивать ребенка в одном направлении только потому, что у него вроде бы проявились способности к какому-то виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.
Полагаю, что ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослых. Ребенок всегда чего-то не знает, а раз он этого "чего-то" не знает, то как он "этому" может научить себя? Как он, ничего не зная в данной области, может составить план, программу и методику обучения? Человек может составить себе план самообразования, если у него уже есть необходимый запас знаний в данной области, т. е. минимальное, но достаточное общее представление об изучаемом предмете, чтобы самостоятельно постигать его дальше.
Советская педагогика утверждает, что нет людей ни к чему не способных. Но способности можно или развить, или недоразвить, или пригасить. Целенаправленно и в массовом масштабе способствовать развитию широкого спектра способностей детей может только школа. И чтобы это осуществить, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона начиная с самого раннего возраста. На наш взгляд, наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение всех школьников к продуктивной творческой деятельности с I класса.