Характеристики современного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении 2 страница
Опыт решения перечисленных групп профессиональных педагогических задач дает возможность учителю обеспечить реализацию идей обновления школы (А.П. Тряпицына, Н.Ф. Радионова).
Таким образом, компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Сам же профессионализм в решении проблем и задач педагогической деятельности определяется прежде всего субъектной позицией педагога и умением использовать свой образовательный, профессиональныи и жизненный опыт.
Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:
- характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение к профессиональной деятельности, ее смыслу, целям и результатам;
- выражается в умении ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, в желании видеть и определять свои личностно-профессиональные проблемы, находить условия и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения;
- проявляется в различных сферах жизни, и прежде всего в профессиональной деятельности;
- выступает предпосылкой и показателем профессиональной компетентности.
Субъектная позиция проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность, что позволяет рассматривать их как необходимые, т. е. обязательные качества современного педагога-профессионала.
Чуть позже мы вернемся к субъектной позиции педагога, а пока, в контексте компетентностного подхода, хотелось бы привлечь внимание специалистов дошкольного образования к следующему.
Надо признать, что активно разрабатываемый сегодня и действительно актуальный, интересный и адекватный современности компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности на данный момент больше имеет отношение к деятельности учителя общеобразовательной школы, нежели воспитателя детского сада. Настораживает и то, что программа модернизации российского образования до 2010 г. начинается с начальной школы, практически исключив дошкольное образование.
Но ведь и дошкольное образование требует модернизации. Так, грамотно выделенные пять групп основных задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного учителя, «должны касаться и базовой компетентности педагога дошкольного образования. Или он в дошкольном образовательном учреждении решает другие задачи?
Так кто же он, воспитатель детского сада?
Еще в 1867 г. известный педагог-психолог А. С. Симонович высказал и сегодня вполне современно звучащую мысль: «Перевоспитание самого воспитателя - это первое и необходимейшее условие для хорошего воспитателя, ибо все главное влияние воспитателя заключается в примере, который он дает воспитаннику. Мельчайшие черты характера схватываются воспитанниками, и от них не ускользает то, что незаметно для самого воспитателя. Итак, прежде всего перевоспитание самого себя, самовоспитание!» (Симонович А. Кто может быть воспитателем? // Детский сад. № 11-12.-С. 396).
Автор выделяет любовь к детям, основанную на знании жизни детей, и в качестве «регулятора любви» - сознание цели жизни, которое «устанавливает нормальную любовь, нормальные отношения воспитателя к детям и, следовательно, детей между собой...
Такой воспитатель, у которого идеал жизни - самоперевоспитание и любовь к детям гармонируют между собой, имеет право быть воспитателем. Такой воспитатель живет в детях, и дети живут в нем».
Первостепенными требованиями к воспитателю и в наши дни являются самовоспитание, любовь к детям, сознание цели жизни и уж затем следуют знание педагогики и психологии, твердость, сдержанность, спокойствие, ясность выражения мысли. Попробуем сопоставить точки зрения современных исследователей на профессиональную деятельность воспитателя детского сада (табл. 2).
Проделанный анализ помогает увидеть сходство и разницу в подходах к профессионально-педагогической деятельности воспитателя детского сада, осознать влияние времени на задачи дошкольного образования. Результаты сравнительного анализа в этой части параграфа и общепедагогические идеи, изложенные в его начале, позволяют прийти к следующему заключению.
Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения - это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Основой профессионализма педагога дошкольного образования является наличие у него субъектной позиции, которая базируется на таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.
В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи его деятельности выглядят следующим образом.
1. Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ - диагностические задачи, решение которых позволяет воспитателю:
- знать индивидуальные особенности и возможности ребенка;
- учитывать их в образовательном процессе ДОУ;
- отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса в условиях детского сада, характер его продвижения в развитии;
- определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.
Таблица 2. Сравнительный анализ взглядов на профессиональную деятельность воспитателя ДОУ
А.А. Люблинская, С.Е.Кулачковская (1981 г.)Т.А. Куликова (1998 г.)Целеустремленность, высокая нравственность;Ответственность за ребенка;ответственность, этическая зрелость;профессиональная направленность;такт;любовь и интерес к детям, чуткость, внимание, доброта, ласка, теплота, сердечность, готовность прийти на помощь ребенку, оказать ему эмоциональную поддержку;образованность;высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность;эрудированность, скромность, честность, справедливость, искренность, терпеливость, требовательность, принципиальность, аккуратность, умение понимать воспитанника, откликаться на его радости и горести, любовь к своему делу;эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность;искусство педагогического видения;работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность;творчество;эмпатия;свободное владение психолого-педагогическими знаниями и умение применять их на практикепедагогический такт, педагогическая зоркость; культура профессионального общения; педагогическая рефлексияизучение индивидуальных особенностей детей, их характеров;обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья дошкольников;осуществление индивидуального подхода к развитию ребенка, целенаправленного руководства его активностью, создание условий для гармонического и всестороннего развития дошкольников;педагогическое просвещение родителей;формирование у дошкольников умения выделять существенные свойства и признаки окружающих предметов;регулирование и согласовывание воспитательных воздействий семьи и ДОУ;упражнение его в рассуждении с целью развития способности решать поставленные перед ним задачи и объяснять свое решение;осуществление исследовательского поискавоспитание физически здоровых, интеллектуально развитых, высоконравственных и трудолюбивых граждан страны Психолого-педагогические знания.Знание закономерностей развития ребенка: зависимость психического, физического развития ребенка от окружающей среды, невозможность его существования без взрослых.Профессионально-педагогические умения воспитателя: передавать детям знания в доступной и понятной форме, адаптировать знания к уровню развития и опыту ребенка;Профессиональные умения: гностические;разбираться в нюансах настроения ребенка;конструктивные;предвидеть результаты своей деятельности, своих оценок, действий;коммуникативные;проектировать качества своих воспитанников;организаторские;быстро ориентироваться в обстановке, живо реагировать на события в детском коллективе, выбирая при этом наиболее целесообразные меры воздействияспециальные
(Логинова В. Воспитатель детского сада и учитель школы. - Л., 1973. - С. 6 -16; Люблинская А., Кулачковская С. Современный воспитатель. Какой он? - Киев, 1981. - С. 21 -40; Куликова Т. Педагог: профессия и личность // Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., 1998. - С. 19-28).
2. Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования - задачи педагогического проектирования и организации образовательного процесса, содействующего целостному развитию здорового ребенка-дошкольника.
3. Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ - задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом.
4. Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения) - задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка.
5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование - задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности.
В чем же состоит специфика профессиональной деятельности педагога, который стремится решать задачи музыкального развития и воспитания детей в условиях детского сада?
§ 5. Музыкально-художественная культура педагога дошкольного образовательного учреждения и ее своеобразие
Как связаны человек икультура?
Культура означает универсальное отношение человека к миру, к самому себе. Психолог М. Бубер определил культуру как универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия,
Ценность культуры заключается еще и в том, что вне культуры человек не может реализовать свой духовный потенциал. Через культуру мы приобщаемся к творческим достижениям цивилизации, с одной стороны, и открываем перспективы для творчества - с другой. Но это возможно лишь в том случае, если человек не только созерцатель культуры, а творец, оживляющий «культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве» (Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М., 1997. - С. 15-16). Не только культура творит человека, но и человек является творцом культуры. В результате индивидуального творчества возникает культура, благодаря которой человек изменяет мир и самого себя, самоосуществляясь и самореализовывааясь. Так существуют и будут существовать они в непрерывной интимной связи.
Как связаны педагог и культура?
Предназначение культуры - сохранять, воспроизводить и обогащать духовный опыт человечества. передавая его от поколения к поколению. Одна из важнейших функций профессионально-педагогической деятельности - это передача подрастающему поколению накопленного человечеством, опыта и способов его освоения, это сотворение и самоопределение личности в культуре, в связи с чем педагог является носителем культуры, проводником ребенка в мир культуры, переводчиком языка культуры на язык детства.
Педагогическая и художественная деятельность глобально определяются комплексом единых способностей - к созиданию, познанию, оценке и общению (М.С. Каган). И тот и другой вид деятельности образуют культуру.
Деятельность педагога сегодня сущностно совпадает с одной из важнейших функций культуры - смыслообразованием. Воспитатель детского сада, учитель школы, педагог дополнительного образования, преподаватель вуза расширяют для своих воспитанников и учеников горизонты смыслового пространства, инициируя в них непрерывный поиск ценностей и смыслов индивидуального существования.
Установленные связи позволяют оправданно выделить среди ключевых компетентностей педагога компетентность общекультурную. Внутри общекультурной компетентности педагога можно выделить музыкально-художественную культуру.
Что такое музыкально-художественная культура педагога? Каковы особенности музыкально-художественной культуры современных педагогов детского сада?
Художественная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения, индивидуальная интерпретация и ее значение в решении жизненных проблем. Соответственно, музыкально-художественная культура педагога связана с открытием ценностей произведений музыкального искусства, готовностью строить собственную жизнь, включая профессиональную деятельность, в контексте открытых ценностей.
Музыкально-художественная культура как часть художественной культуры имеет свои признаки и свойства:
- художественные ценности, музыкальная эрудиция;
- художественно-образное мышление, понимание языка музыки;
- умение анализировать музыкальное произведение, выявлять его идеи, понимать единство содержания и формы; развитый музыкальный вкус;
- потребность в музыкальном искусстве, интерес к нему.
Из всего перечисленного можно выделить показатели музыкально-художественной культуры педагога:
- потребность в общении с музыкой, устойчивый интерес к музыкальному искусству;
- наличие музыкальной эрудиции;
- готовность (умение) общаться с музыкальными произведениями.
Исследования последних лет позволяют выявить некоторые особенности музыкально-художественной культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений. В чем же проявляются эти особенности?
Замечено, что воспитатели детских садов в большинстве своем испытывают потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но это в основном - радио и ТВ-репертуар. Музыкальные интересы педагогов чаще всего сконцентрированы в области популярной эстрадной музыки, народных песен, городского романса.
Назначение музыкальных произведений связывается воспитателями с развлечением и отдыхом, музыка, по мнению большинства из них, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние. В соответствии с этими представлениями педагоги и используют музыку в педагогическом процессе детского сада.
Однако, несмотря на интерес педагогов к музыкальному искусству, уровень их музыкально-художественной культуры в основном определен как низкий. Многие воспитатели неэрудированны в области музыкального классического искусства, не знают музыкальных жанров, музыкальных произведений, их авторов, исполнителей; в домашних музыкальных фонотеках классические произведения практически, за редким исключением, отсутствуют. Воспитатели не испытывают постоянной потребности в общении с лучшими образцами музыкального искусства, совсем не посещают или мало посещают (1-2 раза в год) учреждения культуры и искусства, особенно филармонию, капеллу, консерваторию. Не будучи подготовленными, к восприятию классических музыкальных произведений, они не умеют их слушать, не готовы к их осмыслению и интерпретации, не имеют выраженных музыкальных предпочтений.
Педагогам почти не знаком и детский классический музыкальный репертуар, они не могут самостоятельно подобрать музыкальные произведения для решения образовательных задач.
Результаты опроса показывают, что музыка в группах детского сада звучит мало: чаще всего - это популярная эстрадная музыка, реже - детские песенки, и лишь иногда классика. Дети не знают музыкальных предпочтений своего воспитателя, редко поют с ним, не любят музыкальный уголок, так как в нем нет интересных игр, привлекательных музыкальных инструментов. При этом заметим, что желание общаться с музыкой в различных видах детской деятельности у дошкольников весьма велико.
Низкая музыкально-художественная культура педагога дошкольного образования не позволяет ему удовлетворить потребности ребенка в общении с музыкой, творческом самовыражении и саморазвитии.
Необходимо сказать, что полученные результаты исследований, к огромному сожалению, не противоречат существующей сегодня в обществе тенденции снижения культуры человека. И, пожалуй, самое опасное заключается в том, что и желание самостоятельного приобщения к большому искусству, его ценностям чаще всего у педагогов отсутствует. Все это говорит о необходимости использования новых методов, которые способствовали бы повышению уровня музыкальной культуры воспитателей детского сада и, соответственно, повышению уровня музыкальной культуры детей.
Повысить уровень музыкальной культуры можно за счет специально организованных форм взаимодействия воспитателей с музыкальным руководителем в условиях своего же детского сада. Такими формами могут стать, например, музыкальные гостиные, тематические вечера «Встречи с музыкой», семинары-практикумы по авторской программе «Мир музыки для взрослых» (см. приложение 4).
Подобные формы взаимодействия помогут решению многих педагогических задач, таких как:
- активизация интереса к музыке;
- обогащение опыта общения с классической музыкой;
- развитие умений слушать музыкальные произведения, интерпретировать их;
- становление эрудированности в сфере музыкального классического искусства;
- создание персонального классического музыкального репертуара;
- обретение умений использовать музыку разных жанров в решении профессионально-педагогических задач.
Мы рассмотрели ведущие характеристики современного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения: целенаправленность, целостность, характер связей его участников, системность и процессуальность.
В современном дошкольном образовании контекстом понимания педагогического процесса становятся идеи гуманной, личностно ориентированной, субъектной педагогики. Педагогический процесс сегодня понимается как целенаправленный процесс содействия развитию человека особыми педагогическими средствами и в особых педагогических условиях.
Педагогический процесс может быть рассмотрен как развивающееся в специально организованных педагогических условиях взаимодействие его субъектов с целью содействия самореализации, самоопределению личности воспитанников (обучающихся), гуманизации их отношений с окружающим миром путем творческого освоения ими социокультурного опыта, отображенного в содержании образования.
В контексте проблематики нашего пособия, по всей видимости, процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста - есть развивающееся в специально организованных педагогических условиях взаимодействие педагогов и детей с целью содействия самореализации, самоопределению личности ребенка музыкальными средствами, гуманизации детских отношений с окружающим миром путем творческого освоения ими музыкального опыта.
Ведущая роль в организации педагогического процесса принадлежит педагогу. От характера его деятельности зависит успешность и результативность взаимодействия с детьми. Профессиональную деятельность педагога современного дошкольного учреждения можно рассматривать как деятельность по решению разноплановых, возникающих в реальных педагогических ситуациях задач. Актуальный для современной педагогики компетентностный подход позволяет сгруппировать задачи, решаемые педагогом: диагностические задачи; задачи проектирования педагогического процесса; задачи межсубъектного взаимодействия; задачи организации развивающей среды ДОУ; задачи профессионального саморазвития.
В том случае, если педагог ориентирован на музыкальное развитие своих воспитанников, важной составляющей его профессиональной деятельности становится музыкально-художественная культура и процесс ее обогащения.
Темы для обсуждения
1. Педагогический процесс современного ДОУ - проблемы и достижения.
2. Музыкальное воспитание в современном педагогическом процессе ДОУ.
3. Анализ сущностных характеристик педагогического процесса ДОУ.
4. Компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности как следствие развития педагогической науки и практики.
5. Общее и различное в деятельности педагога ДОУ в разные исторические периоды.
6. Характеристика типов задач профессиональной деятельности педагога ДОУ.
7. Проблема развития музыкально-художественной культуры педагога.
8. Способы и формы повышения музыкально-художественной культуры педагога.
Индивидуальные задания
1. С учетом всех составляющих определите цели педагогического процесса на год по одному из видов деятельности в одной из возрастных групп ДОУ.
Критерии оценки и самооценки: учет комплекса причин, обусловливающих постановку целей; непротиворечивость целей причинам, их обусловливающим; реалистичность достижения результатов; аргументированность объяснения; удовлетворенность собственным результатом.
2. Составьте рекомендации для педагога по организации целостного педагогического процесса в группе ДОУ (примерное количество рекомендаций - 10).
Критерии оценки и самооценки: адекватность содержания рекомендаций сущности целостного педагогического процесса; краткость, лаконичность рекомендаций; доступность изложения; учет адресности; удовлетворенность собственным результатом.
3. Составьте педагогическое эссе на тему «Мое кредо взаимодействия с ребенком».
Критерии оценки и самооценки: адекватность содержания заявленной теме; лаконичность, доказательность; объем эссе - 1 страница компьютерного текста; стиль и культура изложения; удовлетворенность собственным результатом.
4. Составьте таблицу, в которой в логике компетентностного подхода (пять основных групп задач) были бы конкретизированы задачи деятельности педагога по музыкальному развитию детей.
Критерии оценки и самооценки: соответствие выделенных задач логике компетентностного подхода; учет в выделенных задачах направленности на музыкальное воспитание и развитие детей; компактность таблицы, удобство пользования; удовлетворенность собственным результатом.
5. Составьте опросник для педагогов, направленный на изучение представлений о педагогическом процессе детского сада.
Критерии оценки и самооценки: содержательность опросника; соответствие содержания опросника современным взглядам на педагогический процесс ДОУ; понятность формулировок вопросов; компактность опросника; грамотность анализа и интерпретации предполагаемых результатов; удовлетворенность собственным результатом.
6. Составьте опросник для педагогов, направленный на изучение представлений о современной педагогической профессии воспитателя детского сада.
Критерии оценки и самооценки: содержательность опросника; соответствие содержания опросника современным взглядам на профессионально-педагогическую деятельность воспитателя ДОУ; понятность формулировок вопросов; компактность опросника; грамотность анализа и интерпретации предполагаемых результатов; удовлетворенность собственным результатом.
7. Составьте опросник для педагогов, направленный на изучение музыкально-художественной культуры.
Критерии оценки и самооценки: содержательная полнота опросника; понятность и адекватность формулировок вопросов цели опросника; компактность опросника; грамотность анализа и интерпретации предполагаемых результатов; удовлетворенность собственным результатом.
Задания для подгруппы
1. Смоделируйте ситуацию определения целей педагогического процесса на год в группе детского сада.
Усложненный вариант: попробуйте с помощью педагогической интуиции письменно (по данному образцу) определить цели музыкального развития и воспитания детей.
- Ваша педагогическая позиция
- Особенности развития детей группы, характеристика детских интересов и склонностей
- Родительские запросы
- Цели работы на текущий год
- Цели музыкального развития и воспитания детей
Критерии оценки и самооценки:
- учет комплекса причин, обусловливающих постановку целей;
- непротиворечивость целей причинам, их обусловливающим;
- реалистичность достижения результатов;
- взаимосвязанность общих целей и целей музыкального развития и воспитания детей;
- наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность;
- удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.
2. Занятие проводится в форме деловой игры «Студенческая научная конференция на тему «Педагог, который хочет музыкально развивать ребенка. Кто он?». Подготовьте устное выступление, вопросы к другим участникам конференции, будьте готовы ответить на вопросы экспертов и оппонентов.
В ходе дискуссии вам необходимо:
- раскрыть сущностные характеристики педагогической деятельности;
- интерпретировать (объяснить) наиболее привлекательную для вас концепцию профессиональной педагогической деятельности;
- определить содержание основных задач, которые решает педагог в контексте выбранной концепции профессиональной педагогической деятельности;
- обосновать значимость решения обозначенных задач в развитии ребенка дошкольного возраста;
- сформулировать желаемые качества, необходимые педагогу, музыкально развивающему детей.
Критерии оценки и самооценки:
1. владение приемами анализа психолого-педагогической литературы и умениями сопоставлять взгляды разных авторов на обсуждаемую проблему;
2. творческая интерпретация научно-педагогического знания;
3. системность, концептуальность, целостность изложения;
4. умение вести научную дискуссию;
5. оригинальность презентации материала, наглядность, практико-ориентированность, свободное общение с аудиторией;
6. доступность изложения для аудитории;
7. удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.
Контрольные вопросы и задания
1. Смоделируйте педагогический процесс в группе детского сада на один день с учетом всех характеристик целостности.
2. Докажите, что процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста обладает всеми компонентами педагогического процесса как педагогической системы.
3. Нарисуйте схему процесса музыкального воспитания и развития детей как педагогической системы. Поясните ее.
4. Какой должна быть профессиональная деятельность педагога для успешной организации педагогического процесса ДОУ?
5. Какой должна быть профессиональная деятельность педагога для успешной организации процесса музыкального воспитания и развития детей в ДОУ?
6. Как могут конкретизироваться профессиональные задачи воспитателя, осуществляющего процесс музыкального развития детей?
7. Нужно ли педагогу иметь субъектную позицию?
8. Какой тип взаимодействия в большей мере обеспечивает музыкальное воспитание и развитие ребенка и почему?
9. Как вы понимаете, что такое музыкально-художественная культура?
10. Зачем педагогу дошкольного образования быть музыкально эрудированным?
11. Определите причины низкой музыкально-художественной культуры воспитателей детского сада.
12. Проверьте свою музыкальную эрудицию (см. приложение 5). Предложите план действий по ее улучшению.
§ 6. Музыка как вид искусства
«Я люблю музыку», - может утверждать любой из нас. На этом утверждении, однако, заканчивается то общее, что объединяет всех людей в их взаимоотношениях с музыкой. Далее начинается то, что различает их музыкальный опыт, музыкальные вкусы, предпочтения, отношение к музыке. Какую музыку я люблю? Я понимаю музыку? Как я понимаю музыку?
Являясь органичной частью жизни любого человека, музыка, как это ни парадоксально, когда о ней заходит разговор, оказывается непонятным, загадочным феноменом. «Я ничего не могу говорить о музыке, у меня нет специального образования...», - это традиционный ответ взрослого человека. Интересно, что и музыкально образованные люди часто затрудняются объяснить, какое воздействие оказало на них то или иное произведение.
В этом нет ничего удивительного. Никакое образование, никакие музыковедческие изыскания не объяснят нам, что же такое музыка. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», - писал русский художник Карл Брюллов. Это неуловимое «чуть-чуть» не поддается никакому анализу и заставляет нас рыдать и смеяться, грустить и удивляться, иными словами, переживать сильнейшие эмоции и чувства. Загадка заключается в том, что переживания эти вовсе не последствия происходящих с нами в жизни событий, а результат увиденного или услышанного произведения искусства.
Но все же попытаемся разобраться в том, что же такое музыкальное искусство.
«Искусство - форма отражения действительности в художественных образах» - поясняет философский словарь. Так просто и так непонятно... Тайна искусства не будет разгадана никогда, собственно поэтому и существует искусство. Задача педагога - помочь ребенку прикоснуться к этой тайне, стать участником таинства общения с музыкой.
Особый язык искусства - язык художественных образов позволяет общаться людям, не только говорящим на разных языках, но и живущим в разные исторические эпохи. Может в этом и скрыта тайна искусства?
Мы ведем диалог с будущими педагогами, поэтому тема нашего разговора уже изначально межпредметна. В науке существует огромное число исследований феномена музыки. Музыку исследуют и философия культуры и искусства, и искусствоведение, и психология искусства, и эстетика. Есть специальные области исследования музыки - музыкознание и музыковедение. Но нам при этом необходим некий синтез наук, который позволит приблизиться к пониманию того, что есть музыка в жизни растущего человека. Итак, начнем.