Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха
Если слепота исключает человека из мира вещей,
глухота исключает его из мира людей.
Хелен Келлер
Окружающая среда с её многочисленными объектами, восприятие которых осуществляется с помощью слуха, для лиц, страдающих глухотой, нередко является малодоступной. Требуются определённые реабилитационные мероприятия, чтобы данная категория инвалидов имела равные со здоровыми людьми возможности жизнедеятельности.
По статистическим данным, до 3-х % населения страдает нарушением слуха в такой степени, при которой затруднено социальное общение. Различают врождённую и приобретённую глухоту. Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха состоит в приведении окружающей среды в соответствие с потребностями инвалидов, в создании условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает здоровое общество.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности патология слуха подразделяется:
* на глубокое двустороннее нарушение развития слуха и глубокая двусторонняя потеря слуха;
* тяжёлое двустороннее нарушение слуха, нет восприятия речи;
* среднетяжёлое нарушение слуха, область интенсивности нормальной речи;
* лёгкое нарушение слуха, распознаются не все элементы обычной речи.
Инвалиды с нарушением функций слуха разделяются на глухих, слабослышащих и позднооглохших. Две последние группы при наличии технических средств реабилитации (слуховых аппаратов, телефонных приставок для глухих, стереофонических динамических телефонов для глухих и тугоухих и другой звукозаписывающей аппаратуры) имеют представление об окружающем мире.
Термин "глухой" применяется только к инвалидам, чьё слуховое нарушение является настолько тяжёлым, что они не воспринимают звуки любой громкости. Из всех видов ограничений жизнедеятельности для этой категории инвалидов наиболее значимым является ограничение способности к общению.
Общение осуществляется преимущественно за счёт средств коммуникации. Основным средством коммуникации является речь, а вспомогательными средствами - чтение и письмо. При выраженных нарушениях слуха страдает именно основное средство коммуникации - речь, её восприятие. Важную роль играет и воспроизведение речи. У людей, страдающих глухотой с детства, речь не развивается, следствием чего является более глубокое расстройство - глухонемота. У лиц, имеющих менее тяжёлые степени глухоты, при специальном обучении появляется возможность получения информации посредством чтения и письма.
Параметрами оценки ограничений способности к общению у лиц с нарушениями слуха могут быть:
* способность говорить (плавно произносить слова, понимать речь, произносить и воспроизводить вербальные сообщения, передавать смысл посредством речи);
* способность слушать (воспринимать устную речь, вербальные и иные сообщения);
* способность к символической коммуникации - невербальному общению: понимать знаки, символы и коды; читать карты, диаграммы; принимать и передавать информацию с помощью мимики, жестов, зрительных, звуковых символов, тактильных ощущений.
Инвалиды с нарушением слуха имеют ограничения в трудовой деятельности, связанной с необходимостью восприятия сигналов, информации, быстрой ориентировки в ситуации и реагировании. В связи с этим для данной категории инвалидов существуют специализированные предприятия, работа в специально созданных условиях.
Инвалиды с выраженной патологией испытывают определённые сложности в обучении (требуются специальные методики). Существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Созданы тренажёры для развития слухового, слухо-вибротактильного восприятия, применяются специальные аппараты для коллективных и индивидуальных занятий.
В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используются различные технические средства, в том числе и индивидуальные слуховые аппараты:
* ушные вкладыши каплевидной формы, соответствующие анатомическим особенностям слухового прохода, позволяющие избежать обратной акустической связи;
* заушные слуховые аппараты с присоединением к дужке очковой оправы;
* система индивидуального прослушивания теле - и радиоаппаратуры (радионаушники);
* усилитель акустический (насадка) на телефонную трубку.
Люди, страдающие тугоухостью, постоянно сталкиваются с проблемами адаптации к слуховым требованиям повседневной жизни. Для создания необходимого комфорта людям с частичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных помещений следующей аппаратурой:
* индикатор телефонного вызова с возможностью подключения комнатного светильника;
* световой сигнализатор детского плача со встроенным передатчиком;
* телефонная трубка с усилителем;
* световой сигнализатор дверного звонка;
* детектор дыма со световой индикацией;
* телефон-принтер с памятью со встроенным экраном.
В этом контексте большое значение имеет утвержденный на правительственном уровне гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху.
- бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в различные организации, при обучении глухих в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования;
- оборудование объектов городской среды техническими средствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с возможностями телекоммуникаций и др.);
- обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспроводные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппараты и др.);
- организация телевизионных передач с субтитрами;
- создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания или учреждений государственных органов социальной защиты;
- выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи текстовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегущей строкой, пейджер, телеавтограф, факс-модем);
- оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности.
Огромную роль в физической и социальной реабилитации глухих и глухонемых играет Всероссийская организация глухих (ВОГ). Эта организация, в частности, имеет большое значение в реабилитации глухих посредством занятий физическими упражнениями и спортом с использованием всех форм занятий физической культурой, ЛФК, малыми формами занятий физическими упражнениями (УГГ, производственная гимнастика, физкультурные паузы и др.).
Тугоухостью называется стойкое снижение слуха различной степени выраженности, при котором возможно разборчивое восприятие речи. Глухоту рассматривают как полное отсутствие слуха или такое
В реабилитационных целях применяют звукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление. Используются индивидуальные средства защиты от шума и вибрации: виброгасящие перчатки и обувь, ушные шлемы, антифоны.
Плохо слышащие и глухие люди испытывают затруднения при пользовании общественным транспортом: невозможность услышать предстоящую остановку вызывает у инвалида психологическую напряжённость. Глухота создаёт не столько проблемы "доступа" к транспорту, сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов с патологией слуха на транспорте, которое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения, "бегущей строкой" - информацией о наименовании станции, мигающим маяком.
В рамках программы социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха представляется важным осуществление субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции с субтитрами публицистической, образовательной, научно-познавательной и культурно-просветительской направленности.
Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха большое значение имеет Всероссийское общество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, осуществляющих обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.
(Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. Социальная реабилитация.Учебное пособие. 2-е изд. - М., 2002. - С. 232-238.)
Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя различные виды, формы реабилитационных мероприятий: физические методы лечения (физиотерапию), механотерапию, массаж, психотерапию, трудотерапию, ЛФК и др.
Часто больным с нарушением слуха и речи необходимо пользоваться слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.
Бытовая реабилитация направлена на обучение чтению, формированию профессии.
Существуют специальные ясли и детские сады, где проводят постоянную работу по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Далее обучение продолжается в специальных школах и интернатах.
Приведенные далее выдержки из Декларации независимости инвалида важны для понимания характера взаимодействия между глухими и слышащими членами общества.
Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
Не нуждаюсь в поддержке, я не так слаб, как кажется.
Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это прав.
Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как и любая личность.
Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжение.
Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
Помогите мне познать то, что я хочу.
Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в попытке сделать лучше.
Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.
Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
Узнайте меня лучше. Мы можем стать друзьями.
Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство.
Слушайте, поддерживайте и действуйте.
(Норман Кюнк, американский адвокат)