Внешняя техника актера. Элементы мастерства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Актуальность программы

К числу необходимых профессиональных свойств актера следует отнести свойство, которое называют актерской заразительностью. Для того, чтобы быть хорошим актером, необходимо иметь соответствующие внешние выразительные средства: подвижность и отзывчивость тела, звучный и гибкий голос, живую мимику, музыкальность, ясную речь и т.д. Что значит быть выразительным? Это значит с максимальной полнотой и ясностью, внешними средствами выражать внутреннее содержание роли. Именно внешние выразительные средства являются проводником диалога между актером и зрителем.

В разработанной К.С.Станиславским структуре актерского мастерства существовало явление и обозначающее его понятие «Внешняя техника». Это явление и понятие мы встречаем и в школе Е.Б.Вахтангова[1]. Б.Е. Захава полагал, что нельзя признать правильной такую педагогическую практику, при которой преподаватель актерского мастерства снимает с себя всякую ответственность за вооружение своих учеников внешней техникой. В практике многих последователей Станиславского это явление исчезло, осталось лишь понятие.

Известный преподаватель сценического движения А.Б.Дрознин сегодня пишет о том, что внешняя техника актера стала ничейной территорией, на которую не рискует ступить ни одна из сторон (педагоги по движению и педагоги по актерскому мастерству). Он полагает, что это проблема системная: «До сих пор нет внятных теоретических разработок по части внешней техники актера; нет вычлененных для удобства освоения элементов внешней техники, хотя бы основных; не проанализирован с точки зрения театральной школы и не учтен опыт наработок Вс.Мейерхольда, А.Таирова, Л.Курбаса, С.Ахметели, С.Эйзенштейна и других великих режиссеров-постановщиков и режиссеров-педагогов…»[2] Дрознин считает, что пока в театральной школе, исповедующей идеи Станиславского, не будет легализирован, хотя бы в головах педагогов, раздел мастерства «внешней техники актера» -театральное искусство будет иметь привкус талантливого дилетантизма[3].

Этот курс дополнительного образования актеров драмы – попытка дать ответы на некоторые вопросы, связанные с внешней техникой актера: каково предназначение внешней техники, какова ее структура, каковы ее конструктивные особенности и что должно служить ее фундаментом?

Конечно разделение на «внешнюю технику» и «внутреннюю» означает лишь то, что вслед за Станиславским мы выделяем процесс переживания и процесс воплощения роли, как два взаимосвязанных процесса, но имеющих свои особенности и требующие своего методологического подхода. При прохождении курса «внешней техники», мы естественно уделяем большее внимание отделке формы, ни на мгновение не отрывая формальных требований от задачи раскрытия сущности, помня о том, что только внутренне оправданная форма бывает живой и убедительной.

Целями реализации программы являются:

- совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности,

- повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации,

- обновление теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации, профессиональным компетенциям и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач,

-стимуляция и совершенствование навыков самостоятельной работы актера над ролью в области драматического искусства.

Задачами реализации программы являются:

-ознакомление обучающихся с разработанной К.С.Станиславским понятия «Внешняя техника» в структуре преподавания актерского мастерства,

- определение задач внешней техники в соотношении с техникой внутренней, выделение ее принципиальных элементов,

-осмысление связи элементов внешней техники с поэтапными требованиями воспитания актера драматического театра,

-изучение и практическое освоение отдельных принципов и приемов внешней техники в педагогической практике Фр . Дельсарта, С.Волконского, Вс. Мейерхольда, Е.Вахтангова, М.Чехова, Дж.Лекока,

-изучение и практическое освоение отдельных принципов и приемов внешней техники в клоунаде,

-развитие тела актера как инструмента актерского искусства,

-развитие способности выразительного движения, жеста и мимики,

-развитие способности, готовности и умения использовать вещь на сцене, как художественное средство для выражения особенностей сценического характера, выявления сценического конфликта, идеи спектакля,

-развитие способности игры с костюмом или его деталью как художественным аргументом идеи, знания, чувства, характера,

-развитие способности работы со сценическим пространством во всем разнообразии ракурсов тела актера, имеющих художественное значение в процессе реализации спектакля на сцене,

-освоение выразительной характерности как важнейшего содержательного элемента сценических событий, фактора выявления «жизни человеческого духа», который надо выявить в «жизни человеческого тела роли».

Модуль I. Сценическая выразительность.

Тема 1.1.Внутренняя и внешняя динамика. Динамика и статуарность.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Темпо-ритмическое содержание сценического действия

Прерванное или незаконченное действие

Несовпадение темпа и ритма движения

Тема 1.2.Скульптурность. Понятие сценического ракурса.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Скульптурность, как художественное средство выражения мысли, чувства, характера

Скульптурная композиция действующих лиц

Сценический ракурс как «говорящее тело», средство для наиболее полного выражения содержания сцены, характера, конфликта

Сценический ракурс, как способ воздействия на партера и зрительный зал

Ракурс как источник сценической энергии

Тема 1.3. Природа и выразительность сценического жеста.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Жест, как средство интрепретации текста, видений. конфликта, темы, характера.

Жест, как пластическое содержание роли.

Психологический жест, как жест душевный.

Формирование жеста, как природного явления.

Жесты, как эстетические формы в живописи, скульптуре, архитектуре, истории.

Трансформации жестов, увеличение и уменьшение их силы.

Тема 1.4. Выразительность рук.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Руки и ритмы поведения человека.

Жизнь рук в окраске конкретного чувства.

Руки, как яркая характерная черта персонажа.

Тема 1.5. Выразитеьность ног.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Ноги и ритмы поведения человека

Ноги и воля человека.

Жизнь ног в окраске конкретного чувства.

Ноги, как яркая характерная черта персонажа.

Тема 1.6. Выразительность спины и головы.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Спина и голова в различных ритмах поведения человека.

Спина и голова в окраске конкретного чувства.

Спина и голова, как яркая характерная черта персонажа.

Тема 1.7. Жест и мимика.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Мимика, как жест в окраске чувства.

Мимика, как яркая характерная черта персонажа.

Контрапункт мимики и жеста.

Тема 1.8. Жест и слово.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Жест и слово в передаче мысли.

Жест и слово в передаче чувства.

Жест и слово в контрапункте.

Тема 1.9. Мизансценирование. Работа со сценическим пространством.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Мизансцена , как средство интерпретации текста, видений. конфликта, темы, характера.

Мизансцена, как композиция действующих лиц

Мизансцена в условиях сценического и воображаемого пространств

Тема 1.10.Работа с вещью. Композиция актера и вещи.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Вещь, как средство интерпретации текста, видений. конфликта, темы, характера.

Вещь и слово в передаче мысли.

Вещь и слово в передаче чувства.

Тема 1.11.Работа со сценическим костюмом и его деталью.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Сценический костюм как средство интерпретации темы, конфликта, характера.

Деталь сценического костюма в передаче мысли.

Деталь сценического костюма , как сценическое приспособление.

Модуль II. Клоунада

Тема 2.1. Эксцентричность клоунского образа.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Профанация и карнавальные мизальянсы, как истоки клоунады.

Пародия и карикатура, как жанровый, философский способ познания действительности.

Клоунада и присущие ей монтаж аттракционов, трюков, метафор, гипербол, фантасмагорий.

Тема 2.2. Тело клоуна. Мой клоун.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Тело клоуна , как композиция пластики, грима и внутренней характерности.

Мой клоун и прием самопародии.

Концепция гротескного тела.

Тема 2.3. Алогизм.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Алогизм места действия и образа действия с предметом.

Алогизм в костюме.

Взаимодействие логики и алогизма.

Деконструкция обычного поведения и создание его новой модели .

Тема 2.4. Клоунский нос, как самая маленькая маска.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Условность характера и конкретность действия клоуна.

Трансформация пластики, мимики, манеры речи при игре с клоунским носом.

Тема 2.5. Речь клоуна.

Речевое мировоззрение клоуна. Пограничность языка. Комика языка клоуна. Речевая маска.

Блазон, как одновременное восхваление и хуление, прославление и порицание.

Кокалан, как форма народной словесной комики, жанр откровенной словесной бессмыслицы.

Тема 2.6. Фиаско, гэги.

Вопросы, раскрывающие содержание темы:

Фиаско, как прием неожиданного поворота действия.

Гэги, как серия быстрых поворотов, основанных на парадоксе, чепухе, грубом фарсе.

Программа достаточно обширная. Руководитель программы оставляет за собой право в случае 72 часовой программы осуществлять отбор тем для более подробной работы над ними. Отбор определяется в том числе и подготовленностью и особенностями группы участьников.

Тел. 89112259840 Андрей Валерьевич

[1] См. Ю.Кренке «Практический курс воспитания актера. Ред. и пред.Б.Е.Захава. М.1938 г.

[2] Дрознин А.Б. Дано мне тело…Что мне делать с ним? Книга первая. М.:Навона, 2013.С.435.

[3] Дрознин А.Б. Там же. С.440.

Наши рекомендации