Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы
Особенности воспитательного процесса, содержание. Современные концепции и теории воспитания и развития личности. Движущие силы, структурные элементы процесса воспитания, их взаимосвязь Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
22. Закономерности и принципы процесса воспитания.
Факторы и условия, влияющие на эффективность воспитания. Специфика принципов воспитания. Принцип личностного подхода в воспитании. В.А. Сухомлинский о воспитании детей.
Детский коллектив. Воспитательная работа с коллективом.
Ученический коллектив. Коллектив и личность. Учение о коллективе А.С. Макаренко. Педагогическое руководство коллективом.
24. Воспитательная система школы.
Структура и этапы развития воспитательной системы. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы В. А. Караковского. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах.
Методы и формы организации воспитательного процесса в начальных классах.
Методы и приёмы воспитания, критерии выбора. Классификация методов. Методы формирования сознания. Методы формирования нравственного поведения.
Эстетическое воспитание в начальной школе.
Сущность, задачи, методы. Художественно-эстетическая деятельность в эстетическом воспитании младших школьников. Роль уроков чтения, изобразительного искусства, музыки.
Диагностика воспитанности учащихся в начальной школе.
Критерии воспитанности. Практические методы диагностики уровня воспитанности младших школьников.
Методы и формы организации работы с родителями младших школьников.
Роль семьи в воспитании детей. Проблемы современной семьи. Воспитательные функции семьи. Взаимодействие семьи и школы в решении задач воспитания. Методика организации и проведения родительского собрания по проблеме воспитания (проиллюстрировать).
29. Развитие школы и педагогической мысли в России. Народная педагогика, школьное дело в XIII –XVII вв., школа в XVIII в., XIX – начала XX в. Вклад Л.Н. Толстого в развитие народной школы в России.
Вклад К.Д. Ушинского в развитие педагогической науки, в развитие методики обучения детей грамоте. Принцип народности.
К.Д.Ушинский – основоположник педагогической науки в России. «Педагогическая антропология» – главный труд К.Д Ушинского. Учение о целях, принципах, сущности воспитания, соотношении общечеловеческого и народного, значении педагогической теории для практики. Вклад К.Д. Ушинского в развитие содержания и принципов начального обучения, методику обучения грамоте и чтению.
31. Этнопедагогика, организация воспитательной работы с учётом её содержания, методов.
Народная педагогика. Особенности уклада семейной жизни и воспитания детей. Воздействие на детей культурных бытовых традиций, праздников, обрядов, представлений народа по истории, окружающем мире, нравственности. Включение детей в различные формы отечественной культуры.
Социализация личности ребенка в системе начального образования. Показатели сформированности социальной активности ребенка.
Общее понятие о социализации личности младшего школьника. Показатели сформированности социальной активности ребенка. Содержание, виды, формы социально-педагогической работы с младшими школьниками. Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста.
Трудовое воспитание младших школьников. Задачи, содержание и методы трудового воспитания.
Виды трудовой деятельности младших школьников. Роль уроков технологии в формировании политехнических знаний и умений младших школьников.