Чрезвычайные и опасные ситуации в ОУ
По механизму происхождения различают следующие опасные и чрезвычайные ситуации в ОУ:
- природные — бури, наводнения, холода, гололед, инфекции и другие болезни, в том числе ВИЧ, ИППП, грипп, гепатит и др.;
- техногенные — обвал здания, пожар, химические аварии, ЧС с электрической и другой техникой;
- социальные:
- военные — вооруженные конфликты, агрессия, учения;
- криминальные — кражи, насилия, вымогательство, мошенничество, угрозы теракта, поджог, захват заложников;
- социально-экономические — безнадзорность, вредные привычки, голод, расслоение по уровню жизни и т.д.;
- социально-политические — межэтнические и национальные конфликты, секты, экстремистские группировки и т.д.
Причины возникновения ЧС в ОУ. По мнению экспертов, причины всех ЧС в ОУ можно расположить в порядке убывания их значимости и степени влияния следующим образом:
1. недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся;
2. непонимание серьезности проблем БЖ;
3. сокрытие фактов правонарушений и непринятие должных мер к правонарушителям;
4. негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;
5. слабость профилактических и воспитательных институтов;
6. отсутствие необходимой правовой информации;
7. недостаточно доверительные отношения педагогов с учащимися (незнание интересов, реальной жизни учащихся и их контактов; элементы жестокости и несправедливости по отношению к учащимся);
8. неорганизованность досуга учащихся;
9. слабая система безопасности и охраны ОУ;
10. целенаправленные действия преступников.
Таким образом, причинный комплекс ЧС в ОУ не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, педагогическом, экономическом, информационном. Будут недостаточными только технические, кадровые или организационные решения. Главным звеном остается воздействие на учащегося, педагога, родителей, сотрудников, охраняющих ОУ, т.е. на человеческий фактор.
Цели (желаемый результат) мероприятий по обеспечению БОУ:
1. защита учащихся, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий; обеспечение нормального функционирования ОУ;
2. снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и ЧС;
3. улучшение качества жизни, повышение благополучия учащихся и педагогов.
Задачи по обеспечению БОУ:
· формирование готовности к опасностям и к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления;
· раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение причин для возникновения;
· обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения, и защиты других людей;
· техническое и правовое обеспечение системы БОУ;
· формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого учащегося и педагога к обеспечению БОУ.
Элементы системы БОУ
· Физическая защита здания ОУ:
- технический контроль, пожарная безопасность, ограждения, освещение зданий, периметров и территорий, запоры, решетки на окнах, барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей, шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.
· Охрана ОУ:
- организация охраны и режима;
- обучение сотрудников охраны;
- система оперативного дежурства;
- диспетчерские группы;
- мобильные оперативные группы на базе частных охранных предприятий (ЧОП);
- организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о действиях (фактах), представляющих опасность;
- мероприятия охраны при проведении организованного отдыха и в период каникул.
· Технические средства охраны и безопасности ОУ:
- системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (полиции, ГО ЧС, пожарной службы, вызова скорой помощи, сообщений о других ЧС) в ОУ;
- системы видеонаблюдения;
- интегрирование существующих пожарных систем в комплекс охранной системы радиомониторинга и передачи тревожных сигналов.
· Финансовое и ресурсное обеспечение:
- оплата охранных услуг ЧОП;
- средства на установку и содержание системы радиомониторинга оповещения оперативных и дежурных служб;
- средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, автоматического электронного контроля и доступа в ОУ;
- средства на установку и поддержание ограждений.
· Организация взаимодействия с органами МВД, ФСБ, ГО ЧС, местного самоуправления:
- согласование вопросов по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности;
- совместная разработка и согласование планов по защите и обеспечению анти- террористической безопасности, при проведении массовых мероприятий;
- распределение ответственности между органами за безопасность ОУ.
· Создание здоровой психолого-педагогической атмосферы в ОУ:
- выполнение требований СанПиН по соблюдению санитарно-гигиенических, эпидемиологических условий содержания, обучения и работы ОУ;
- психологическое сопровождение педагогов, обучающихся и родителей в процессе обучения, профилактика психологических проблем, психологический всеобуч;
- формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
· Формирование культуры безопасности, воспитательная работа с обучающимися и воспитанниками ОУ:
- формирование правильной жизненной позиции;
- привитие готовности, знаний, навыков и умений действовать в условиях ЧС, предупреждения экстремистских проявлений;
- совершенствование информационного банка данных по учету несовершеннолетних и семей, нуждающихся в социальной помощи, медико-психолого- педагогической поддержке;
- выявление и учет подростков, входящих в неформальные молодежные объединения, организация индивидуальной работы с ними;
- уроки с детьми по безопасности и противодействию терроризму;
- воспитание культуры межнациональных отношений, толерантности, профилактика экстремизма, духовно-историческое и патриотическое воспитание молодежи;
- проведение специальных занятий и тренировок по привитию навыков действий в чрезвычайных ситуациях.
· Работа с родительской общественностью, родительскими комитетами, попечительскими советами:
- организация и проведение общих собраний родителей по вопросам обеспечения БОУ;
- привлечение родителей к обеспечению безопасности и оказанию помощи руководству ОУ при проведении массовых мероприятий;
- привлечение родительской общественности к участию в осуществлении контроля за качеством оказания охранных услуг и проведением финансовых расчетов за счет целевых взносов (пожертвований) родителей;
- повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ.
· Персонал ОУ:
- подготовка руководящих и педагогических работников ОУ к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействия экстремизму;
- проведение встреч педагогического состава ОУ с представителями правоохранительных органов по вопросам совершенствования безопасности.
· Правовые документы по вопросам БОУ:
- сборник нормативных актов РФ, региона, органов управления образованием по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
- комплект внутренних приказов и документов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности (обязанности должностных лиц ОУ по обеспечению безопасности, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы).