Интерактивные технологии воспитания
Современные педагогические технологии.
Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и педагогов- новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к педагогическим процессам в сфере образования.
Понятие «педагогическая технология» впервые упомянуто в работах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, С.Т. Шацкий) в 20-е годы. В Педагогической энциклопедии тридцатых годов термин был представлен как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К концу 70-х - началу 80-х гг. вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.
Известны три принципа педагогической технологии - это последовательно развертывающиеся характеристики педагогического воздействия: направленность на инициирование субъектности ребенка, направленность на содержание свободного выбора ребенка как субъекта и направленность на отношение как результат воспитания и основной объект воспитательного процесса.
Область применения понятия «технология» в педагогике в настоящий момент не определена достаточно четко и употребляется, по крайней мере, в трех смыслах:
- как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.);
- как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.д.);
- как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Необходимо уточнить, что методика в большинстве случаев - это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента: гарантированностьконечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология - это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата, т.е. в данном случае - государственного стандарта.
Во втором случае, когда под технологией подразумевается совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм, речь идет о новом смысловом понятии. Однако в этом случае понятие «технология» теряет свой первоначальный смысл, с которым оно пришло из промышленной сферы. Поэтому термин «технология» можно использовать только в третьей трактовке, которая сохраняет первоначальный, пришедший из промышленного производства смысл.
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества. Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет, определять степень ее достижения более точно.
Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на педагога и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
Педагогическая технология функционирует в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания.
Технологический подход позволяет:
o с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
o анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
o комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
o обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
o уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
o оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
o выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
Основные качества современных образовательных технологий. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (качествам).
Технологическая схема (карта) - условное изображение технологии процесса с помощью разделения его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.
Научная база. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.
Системность. Пед. технология должна обладать всеми признаками системы; логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость. Предполагает возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные пед. технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения пед. технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Особенности пед. технологии заключаются в следующем: отдельные технологические процессы по своей структуре и способам их реализации воспитывают только внимание, исполнительность, способность действовать механически, исключительно при жестко заданной последовательности основных элементов программы. Другие технологические процессы выполняют функцию подспорья для активной сознательной мыслительной работы и развивают в творческой личности способность облегчать свою работу путем кодирования, поддающейся формализации информации. Преподавание одним единственным методом ведет к однообразию и монотонности в обучении со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Отсюда вполне правомерно возникает проблема выбора используемых технологий, их оптимальных сочетаний для достижения лучших результатов обучения и воспитания, проблема меры и дозировки педагогических воздействий.
К особенностям пед. технологии относится и то, что каждому технологическому звену, системе, цепочке, приему нужно найти свое целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Никакая технология не может заменить живого, эмоционального человеческого общения.
Любая пед. технология, ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает детей к творческому участию в разработке технологического инструментария: составлению технологических опорных схем, карт, к организации технологически четких форм воспитания и обучения. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих воспитанников, и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов, предоставляя наиболее подготовленным детям в процессе выполнения заданий полную самостоятельность, оказывая помощь другим, менее подготовленным. В ходе реализации технологических процессов взрослый организует взаимные консультации, взаимопроверку и взаимооценку. Активность детей проявляется в возрастающей самостоятельности, в осуществлении на основе технологического инструментария взаимообучения, в технологическом творчестве.
Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.
Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность.
Социальная технология как структура коммуникативных воздействий, которая изменяет социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельного человека как единичную социальную систему.