Раздел IV. ОСОБЫЕ ПРОИЗВОДСТВА И ИНЫЕ ИНСТИТУТЫ 1 страница

Тема 32. Особенности производства

по делам несовершеннолетних

§ 1. Общие положения, характеризующие несовершеннолетних и

производство по уголовным делам о преступлениях,

совершенных несовершеннолетними

Среди перечисленных ранее особых производств "старожилом" является, естественно, производство в отношении несовершеннолетних лиц в связи со специфической характеристикой их личности и особой их ролью в жизнедеятельности любого государства. Существование особого производства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, определяется необходимостью достижения прежде всего трех основных целей:

1) эффективного предупреждения преступлений несовершеннолетних, поскольку, во-первых, преступность как социально-правовое явление "рекрутирует" из несовершеннолетних новых преступников; во-вторых, удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в последние годы, постоянно составляет 8 - 10% от числа раскрытых преступлений и имеет тенденцию к повышению этого уровня до 10 - 12% (2004 - 2006 гг.) <1>;

--------------------------------

<1> См.: Сведения о состоянии преступности и результатах деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений за январь - декабрь 2004 года; 2005 года; 2006 года. М., 2005; М., 2006; М., 2007.

2) установления объективной истины по делам для решения вопросов о виновности или невиновности несовершеннолетнего и назначения ему справедливого наказания или освобождения его от уголовной ответственности или наказания;

3) обеспечения надлежащей социально-правовой защиты несовершеннолетнего обвиняемого.

Сложности достижения перечисленных целей обусловлены социально-психологическими характеристиками несовершеннолетних, связанными с их возрастом. Среди них специалисты в области психологии, криминалистики и уголовного процесса выделяют:

1) незрелость мышления несовершеннолетних. Она проявляется в неумении несовершеннолетних анализировать и обобщать жизненные ситуации, мыслить в логической последовательности, предвидеть социально-правовые последствия своих решений и действий, отсутствие самостоятельных оценок событий и т.п.;

2) отсутствие достаточного социального опыта и прочных широких, глубоких знаний. Социальная действительность и знания о ней - многогранны и безграничны. Поэтому в силу возраста несовершеннолетние объективно не в состоянии ими овладеть к моментам совершения преступления или производства предварительного расследования в той мере, в какой это необходимо для осознанного, активного и законопослушного участия в жизни семьи, общества и государства;

3) неустойчивость психики и повышенная эмоциональность. Неустойчивость психики несовершеннолетних лиц обусловлена продолжающимся процессом ее развития и высоким темпом развития познаваемой общественной жизни. В связи с этим новые и многообразные впечатления постоянно "накладываются" друг на друга, не оставляя несовершеннолетним времени для осмысления ранее воспринятых впечатлений. В результате этого они более возбудимы, чем взрослые, а их психическое состояние отличается повышенной эмоциональностью;

4) неустойчивость поведения. Неустойчивость психики, быстрая возбудимость, повышенная эмоциональность, отсутствие достаточных опыта и знаний влекут за собой неумение несовершеннолетних лиц владеть своими чувствами и эмоциями и, как следствие, вызывают неустойчивость и противоречивость их поведения. При этом на поведение несовершеннолетних лиц оказывают существенное влияние тип организации нервной системы, черты характера, индивидуальная и общая культура поведения в обществе, в том числе в семье <1>;

--------------------------------

<1> Более подробно об этом см.: Рузанова Н. Дети ваши будут вашими судьями // Российская газета. 2005. 5 авг. и др.

5) повышенные внушаемость и самовнушаемость. Эта характеристика несовершеннолетних является следствием взаимодействия вышеперечисленных социально-психологических факторов. Она должна быть учтена в процессе расследования и судебного разбирательства, поскольку психологическое давление дознавателя, следователя, судьи и других участников процесса на этих лиц может привести к искажению в их показаниях фактических обстоятельств совершенного преступления;

6) склонность к фантазиям и подражанию. Несовершеннолетие - время мечтаний и идеалов, стремления к повзрослению и желания подражать избранному идеалу или идолу. Вместе с другими характеристиками они порождают фантазии, смешение фантазий с реальностью, что ведет в итоге к подражательности поведению какого-либо идола, который не всегда представляет собой положительный образ.

Приведенный перечень социально-психологических характеристик несовершеннолетних не является исчерпывающим.

С учетом этих характеристик во многих странах существуют специальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних, цель которых заключается в обеспечении прав и законных интересов этих лиц дополнительными процессуальными гарантиями. В связи с этими обстоятельствами Генеральная Ассамблея ООН разработала Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, известные как Пекинские правила (1985 г.).

Эти Правила предусматривают:

1) создание специализированных судов по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. К сожалению, в нашей стране отсутствуют так называемые ювенальные, т.е. специализированные суды для несовершеннолетних;

2) обладание должностными лицами органов, осуществляющих уголовный процесс по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, соответствующей квалификацией;

3) соответствие национального правового регулирования расследования и судебного разбирательства правам, свободам и законным интересам несовершеннолетних обвиняемых;

4) обеспечение конфиденциальности в процессе расследования и судебного разбирательства, чтобы избежать причинения дополнительного морального вреда несовершеннолетним из-за ненужной гласности или из-за причинения ущерба их репутации и т.п. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. М., 1993. С. 66 - 70.

В целом отечественное особое производство по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, отвечает требованиям Пекинских правил. Более того, проблемы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью несовершеннолетних находятся под постоянным контролем как законодательных, так и исполнительных органов власти. В частности, в России действует Закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних <1>, создана соответствующая правительственная комиссия <2>, разработаны и внедрены в практику достаточно демократические и гуманистические Правила внутреннего распорядка в исправительных воспитательных учреждениях <3>. Тем не менее думается, что рассматриваемое производство нуждается в совершенствовании.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

<2> Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272 "О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" // Российская газета. 2006. 11 мая.

<3> Приказ Министерства юстиции РФ от 6 октября 2006 г. N 311 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы" // Российская газета. 2006. 18 окт.

В соответствии со ст. 420 УПК судопроизводство по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, определяется общими правилами судопроизводства и, кроме того, специальными положениями, содержащимися в гл. 50 УПК (ст. 420 - 432). Эти правила распространяются на лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет. Поэтому эти положения применяются и тогда, когда:

1) лицо к моменту начала уголовного процесса достигло совершеннолетия, но совершило преступление в возрасте до 18 лет;

2) лицо совершило одно преступление в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения совершеннолетия <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

Таким образом, производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, - особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли дознавателя, следователя, прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения несовершеннолетнего лица в качестве обвиняемого, направления уголовного дела в суд, признания его виновным и определения ему наказания или освобождения от наказания.

§ 2. Особенности предварительного расследования уголовных

дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними

При изучении особенностей досудебной подготовки материалов в отношении несовершеннолетних необходимо учитывать, что они сформулированы не только в нормах гл. 50 УПК, но и нормах Общей части УПК.

Особенности досудебной подготовки материалов по уголовным делам несовершеннолетних заключаются в следующем.

1. При участии несовершеннолетнего лица в совершении преступления вместе со взрослыми дело в отношении его деяния должно быть по возможности выделено в отдельное производство, если это не создает существенных препятствий для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу вместе со взрослыми, применяются правила, регулирующие порядок производства в отношении несовершеннолетних лиц (ст. 422 УПК).

2. По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, законодатель предусмотрел необходимость установления дополнительных обстоятельств, входящих в предмет доказывания, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны обращать особое внимание на выяснение:

1) возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

2) условий жизни и воспитания несовершеннолетнего лица, уровня психического развития и иных особенностей его личности. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, должно быть установлено, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Для установления этих обстоятельств должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, его учителя и воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребованы необходимые документы и проведены иные следственные и судебные действия, в частности комплексная психолого-психиатрическая экспертиза <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

3) влияние на поведение несовершеннолетних старших по возрасту лиц. При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого лица в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступного посягательства или иных антиобщественных действий.

3. Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут быть применены к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления, а также при наличии оснований, указанных в ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК (ст. 423 УПК). При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае подлежит обсуждению возможность отдачи их под присмотр родителей или других лиц. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются их законные представители.

4. По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, обязательно участие защитника (ст. 51 УПК). С учетом социально-психологических особенностей личности несовершеннолетних обязательное участие защитника по их уголовным делам выступает в качестве одной из дополнительных гарантий, обеспечивающих их права, свободы и законные интересы.

5. Определенной особенностью отличается вызов несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого к должностным лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство (ст. 424 УПК). Вызов несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, не находящихся под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через их родителей или других законных представителей. Несовершеннолетний, содержащийся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, вызывается через администрацию этого учреждения.

6. Существенными особенностями обладает допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого (ст. 425 УПК). Допрос указанных лиц не может продолжаться непрерывно более двух часов, а в общей сложности - не более четырех часов в день. В допросе этих лиц принимает участие защитник, который вправе задавать им вопросы, знакомиться по окончании допроса с его протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего лица, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога. Следователь и дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Педагог - сведущее лицо (специалист), имеющее высшее педагогическое образование и работающее преподавателем в учебном заведении (школе, специальной школе и т.п.). Психолог - сведущее лицо (специалист), имеющее высшее психологическое образование и работающее по специальности в различных учреждениях.

Педагог или психолог вправе с разрешения следователя и дознавателя задавать вопросы несовершеннолетним подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь или дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем они делают отметку в протоколе допроса. Изложенные правила распространяются и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого в суде.

7. Существенными особенностями в досудебном производстве обладает обязательное участие в уголовном деле законных представителей (ст. 426 УПК). Законные представители допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя или дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего лица в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные ст. 426 УПК.

Законный представитель несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого вправе:

1) знать, в совершении какого преступления подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя, дознавателя - в иных следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетних лиц и участием их защитников;

4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство;

6) представлять доказательства;

7) по окончании расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из них любые сведения и в любом объеме.

Предварительное расследование преступления может привести к установлению (обнаружению, выявлению) таких обстоятельств уголовного дела, которые нежелательны для разглашения в интересах участников уголовного процесса и нравственного здоровья несовершеннолетнего обвиняемого. В этих ситуациях процессуальный закон разрешает следователю или дознавателю по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами дела законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным. Законный представитель может быть отстранен от участия в деле, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого. Свое решение следователь или дознаватель должны оформить мотивированным постановлением. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого в общем порядке.

8. Существенными особенностями обладает окончание предварительного расследования уголовного дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами. Речь в данном случае идет о правомочиях должностных лиц органов предварительного расследования, связанных с прекращением уголовного дела в отношении несовершеннолетнего обвиняемого по специальному основанию (ст. 427 УПК).

Если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения уголовного наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа и дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК. Это постановление вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд. Суд рассматривает ходатайство и материалы уголовного дела в порядке, установленном ч. 4, 6, 8, 9 и 11 ст. 108 УПК, за исключением требований о соблюдении процессуальных сроков.

Суд, получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, по собственной инициативе вправе прекратить его и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительные меры воспитательного воздействия. При этом суд в постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль над исполнением установленной принудительной меры воспитательного воздействия.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним этих требований суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращении уголовного дела и применении к нему принудительной меры воспитательного воздействия и направляет материалы дела руководителю следственного органа или органа дознания для расследования. В этом случае производство по уголовному делу продолжается в общем порядке.

Прекращение дела по основанию, предусмотренному в ч. 1 ст. 427 УПК, не допускается, если против этого возражают несовершеннолетние подозреваемый, обвиняемый или их законные представители.

§ 3. Особенности судебного разбирательства уголовных дел

о преступлениях, совершенных несовершеннолетними

Особенности судебного разбирательства дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, заключаются в следующем.

1. Дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами, рассматриваются согласно общим правилам подсудности.

2. При назначении судебного заседания (предании несовершеннолетнего обвиняемого суду) судья обязан тщательно проверить законность и обоснованность заключения его под стражу, имея в виду, что такая мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях как единственно возможная в данных условиях. В случае нарушения органами расследования, прокурором или судом этого требования судье следует эту меру пресечения изменить или отменить <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

3. Для участия в судебном разбирательстве привлекаются законные представители несовершеннолетнего. В соответствии со ст. 428 УПК законные представители несовершеннолетнего подсудимого вправе:

1) заявлять ходатайства и отводы;

2) давать показания;

3) представлять доказательства;

4) участвовать в исследовании доказательств;

5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда;

6) участвовать в прениях сторон;

7) участвовать в заседании судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Указанные права разъясняются законному представителю в подготовительной части судебного разбирательства.

Неявка своевременно извещенного законного представителя несовершеннолетнего подсудимого не приостанавливает рассмотрение и разрешение уголовного дела, если суд не найдет его участие необходимым (обязательным). Если лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, на момент рассмотрения уголовного дела в суде достигнет совершеннолетия, функции законного представителя прекращаются.

Законный представитель подсудимого обладает своеобразным процессуальным статусом (положением). Он - один из немногих участников уголовного процесса, которому законом разрешено совмещение разнообразных функций - функций законного представителя, свидетеля, защитника и гражданского ответчика. При этом процессуальный закон вполне определенно указывает на то, что участие законного представителя в качестве защитника или гражданского ответчика обеспечивается правами, обязанностями и ответственностью соответствующих участников уголовного судопроизводства (ст. 53 и 54 УПК).

В исключительных случаях, когда участие в судебном заседании законного представителя может нанести ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого, суд вправе своим мотивированным определением (постановлением) отстранить его от участия в судебном разбирательстве. В этом случае к участию в судебном разбирательстве допускается другой законный представитель несовершеннолетнего.

4. Право суда удалять из зала судебного заседания несовершеннолетнего подсудимого (ст. 429 УПК). По ходатайству стороны или по собственной инициативе суд вправе своим определением или постановлением удалить несовершеннолетнего из зала судебного заседания во время исследования обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на развитие и формирование личности несовершеннолетнего. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания судья сообщает ему в необходимых объемах и форме содержание исследованных в его отсутствие доказательств. Затем он предоставляет несовершеннолетнему возможность задать вопросы лицам, допрошенным в его отсутствие.

5. Определенной особенностью отличается совещание судей при постановлении судебных решений (ст. 430 УПК). При постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего подсудимого суд наряду с вопросами, указанными в ст. 299 УПК, обязан разрешить вопросы о возможности:

1) освобождения от наказания в случаях, указанных в ст. 92 УК;

2) условного осуждения;

3) назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы. При положительном решении перечисленных вопросов суд указывает, на какое специализированное учреждение для несовершеннолетних возлагается осуществление контроля над поведением несовершеннолетнего осужденного.

6. Право суда освободить несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В соответствии со ст. 431 УПК при признании в судебном разбирательстве, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть исправлен без применения мер уголовного наказания, суд вправе прекратить дело в отношении этого несовершеннолетнего и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК. Копия этого постановления направляется судом в специализированное учреждение по контролю над поведением несовершеннолетних.

7. Наличие у суда правомочия на освобождение несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. 432 УПК). Если при рассмотрении уголовного дела о преступлениях небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний, совершивший эти преступления, может быть исправлен без применения уголовного наказания, то суд в соответствии с ч. 1 ст. 92 УК вправе, постановив обвинительный приговор:

1) освободить подсудимого от наказания;

2) применить к нему принудительную меру воспитательного воздействия, предусмотренную ч. 2 ст. 90 УК.

Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК, будет признано достаточным помещение несовершеннолетнего подсудимого в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, то суд, постановив обвинительный приговор:

1) освобождает несовершеннолетнего осужденного от наказания;

2) в соответствии со ст. 92 УК направляет его в указанное учреждение на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет.

Пребывание несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием прекращается до достижения им совершеннолетия, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении данной меры воспитательного воздействия. Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

Прекращение пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа либо перевод его в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа осуществляются:

1) по представлению администрации указанного учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения;

2) либо по ходатайству несовершеннолетнего осужденного, его родителей или иных законных представителей.

Вопросы о продлении либо прекращении срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа либо переводе его в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа рассматриваются единолично судьей районного суда по месту нахождения указанного учреждения в течение 10 суток со дня поступления ходатайств. В судебном заседании участвуют:

1) несовершеннолетний осужденный;

2) его родители или иные законные представители;

3) защитник-адвокат;

4) прокурор;

5) представители специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;

6) представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

В судебном заседании подлежат исследованию заключение администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заслушиванию мнения участвующих в данном деле лиц.

По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании. Копия постановления в течение пяти суток направляется несовершеннолетнему осужденному и его законному представителю, а также в специализированное учебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних, прокурору и в суд, постановивший обвинительный приговор с освобождением несовершеннолетнего подсудимого от наказания.

Наши рекомендации