Компетенции образовательных организаций и локальные акты
Тезисы
выступления по теме: «Локальный акт как инструмент управления образовательной организацией»
(Роженко Т.П., главный специалист отдела общего и дополнительного образования управления образования)
Требования к уставу и наименованию образовательной организации
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" устав определен как учредительный документ для всех автономных некоммерческих организаций, частных или бюджетных учреждений, а также казенных учреждений.
Все образовательные организации должны учитывать требования ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
1. тип образовательной организации;
2. учредитель или учредители образовательной организации;
3. виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4. структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий,
а также требования ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях":
1) наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
2) место нахождения;
3) порядок управления деятельностью;
4) предмет и цели деятельности;
5) сведения о филиалах и представительствах;
6) источники формирования имущества;
7) порядок внесения изменений в учредительные документы, т. е. в устав;
8) порядок использования имущества в случае ликвидации;
9) иные положения, предусмотренные Законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами.
Подробная регламентация образовательного процесса будет осуществляться не в уставе, а в локальных актах.
В законодательстве установлен новый порядок утверждения устава образовательной организации.Если ранее Закон РФ "Об образовании" предусматривал принятие устава собранием коллектива учреждения с последующим утверждением учредителем, то с 1 сентября 2013 г. устав утверждается согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а он не предусматривает никакого предварительного принятия устава или изменений в него со стороны каких бы то ни было органов образовательной организации.
В соответствии с частью 5 и 6 статьи 23 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации, в названии также допускается использовать слово, говорящее о специфике образовательного процесса.
Компетенции образовательных организаций и локальные акты
Ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает самостоятельность образовательных организаций в осуществлении образовательной, научной, административной и финансово-экономической деятельности; разработке и принятии локальных нормативных актов, в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ей образовательным программам.
Среди принципиально новых позиций, включаемых в состав компетенции образовательной организации, следует перечислить:
· разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";
· организацию дополнительного профессионального образования работников;
· создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
· приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации;
· установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" или законодательством субъектов РФ;
· организацию научно-методической работы, в т. ч. организацию и проведение научных и методических конференций, семинаров.
Принципиально важным является закрепление в ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" права образовательной организации на ведение следующих видов деятельности:
· консультационная (потребителями консультаций могут выступать абитуриенты, родители обучающихся);
· просветительская;
· деятельность в сфере охраны здоровья граждан;
· иная, не противоречащая целям создания образовательной организации деятельность, в т. ч. осуществление и организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
Согласно ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности:
· правила приема обучающихся;
· режим занятий обучающихся;
· формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
· порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
· порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и т.п.
Четкого перечня требуемых для образовательных организаций локальных актов закон не устанавливает, но идея регламентации различных видов деятельности учреждения именно в локальных актах проходит красной строкой через весь закон.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.
Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регулирующих деятельность образовательной организации, прописывается в уставе. Причем локальные акты не могут противоречить уставу образовательной организации.
Локальные акты могут приниматься руководителем или иным органом управления образовательной организации только по вопросам, входящим в их компетенцию в соответствии с законом либо уставом организации.
Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст принят и введен в действие государственный стандарт "ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". В нем содержатся требования к оформлению локальных актов, которые, правда, носят рекомендательный характер.
Ст. 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает положение о запрете для всех органов, осуществляющих управление в сфере образования, изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Правила приема
В соответствии со ст. 67 закона "Об образовании в Российской Федерации" получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Порядок приема граждан в образовательные учреждения регулируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» (в ред. приказа Минобрнауки от 04.07.2012 № 521).
Правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной законом «Об образовании в РФ», другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации, что закрепляется в его Уставе и локальном акте.
Правила приема в общеобразовательное учреждение (локальный акт) должен включать: порядок, сроки подачи заявлений о приеме в школу зарегистрированных на закрепленной территории, не зарегистрированных на закрепленной территории в соответствии с приказом управления образования от 28.01.2013 № 352/01-04 «О закреплении территорий за муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями городского округа город Воронеж», перечень предоставляемых документов, порядок их регистрации, порядок приема ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства и т.п.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня; ч.5ст. 67 предусматривает, что организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации возможна лишь для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения.
Любые вступительные испытания, имеющие целью отбор обучающихся, для приема на обучения по программам начального общего образования запрещены.
Руководителю образовательного учреждения следует помнить, что при приеме на обучение по общеобразовательным программам на места, финансируемые за счет бюджета, заключать договор об образовании не требуется, достаточно издать приказ руководителя организации о зачислении.
Понятие «зачисление на обучение» в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначает элемент (этап) приема на обучение, выражающийся в издании распорядительного акта о приеме на обучение.
Понятие «отчисление обучающегося» согласно ст. 61Федерального закона № 273-ФЗ означает издание распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, о прекращении образовательных отношений.
Понятие «исключение» (из образовательной организации) в новом Федеральном законе № 273-ФЗ отсутствует, понятие «исключение» как отчисление за систематическое нарушение дисциплины в новом Законе сохраняется, однако именуется «отчисление как мера дисциплинарного взыскания».