О типах певческого дыхании и атаке звука
Красивое пение – это на 50 % правильное дыхание, на 50 % правильное звукоизвлечение. Одним из важных условий воспитания у вокалистов певческого дыхания является правильная естественная певческая установка: прямое без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, бодрая осанка, свободно опущенные (при положении стоя) или свободно лежащие на коленях (при положении сидя) руки.
Голову нужно держать прямо, без напряжений шейных мышц, не следует опускать или запрокидывать её назад. Необходимо сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости. Руководитель должен постоянно наблюдать за выполнением правил певческой установки.
Естественное формирование гласных поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания. Критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и мышечные ощущения. Красивый, полётный звук, связанный со свободным, равномерным дыханием, – результат естественной координации систем, участвующих в голосообразовании.
Воспитание певческого дыхания требует выработки навыков бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни. Брать дыхание рекомендуется через нос или через рот и нос одновременно. Типичным недостатком у не обучавшихся вокалу является поверхностное, неглубокое дыхание, с преимущественным участием ключичной части грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч исполнителями.
Вырабатывать навыки глубокого дыхания помогают такие сравнения: "вдохни так, чтобы воздух дошёл до пояса, как будто вдыхаешь аромат душистого цветка". Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима короткая задержка дыхания, а затем очень экономный, постепенный выдох.
Важнейшим условием правильного певческого дыхания является сохранение при выдохе вдыхательной установки, то есть не следует допускать резких и больших движений грудной клетки при вдохе и выдохе. Расширяться при вдохе должны нижние рёбра ("поясок становится теснее").
Спокойное, естественное дыхание при пении создаёт условия для "опёртого" звука ("опёртый" звук – следствие акустического сопротивления, возникающего от сужения входа в гортань при пении). Такой звук воспринимается на слух как красивый, полный и достаточно сильный. Иными словами, "опора звука"–умение петь на экономном расходовании дыхания при достаточно активном смыкании голосовых связок.
Дыхание является основой вокального искусства. "Искусство пения, – говорили старые мастера, – это искусство вдоха и выдоха. Дыхание – это источник энергии для возникновения звука". В обычной ситуации дыхательная система работает автоматически, без каких бы то ни было усилий. Основная его функция состоит в снабжении организма кислородом и удалении из него углекислого газа. Состояния вдоха и выдоха живут одновременно.
Певческое дыхание отличается от обычного тем, что служит для звукообразования. Существуют различные типы певческого дыхания:
1. ключичное – участвуют плечи;
2. грудное – участвуют мускулы верхней части грудной клетки;
3. нижнерёберное – расширяются нижние рёбра;
4. диафрагменное или брюшное – опускается диафрагма. Ещё его называют абдоминальным типом, как наиболее приемлемым вариантом певческого дыхания.
В начале обучения главная задача, стоящая перед вокалистом, – научиться правильно дышать. Для начала нужно проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит, вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания – ключичным.
Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межрёберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы – мембраны, отделяющей грудную область от брюшной.
Вдох происходит тогда, когда в организме скапливается слишком много углекислого газа. Вдох – через нос и рот (при выдохе ощутить, как воображаемый поршень опускается вниз, брюшной пресс подаётся чуть вперёд). "Механизм" вдоха представляет собой три фазы:
1. Сигнал. Мозг даёт мышцам дыхательной системы сигнал о том, что организм нуждается в кислороде.
2. Действие. Диафрагма (основной дыхательный мускул) сокращается и становится плоской, увеличивая грудную полость в вертикальном направлении, в то время как межрёберная мускулатура и грудная клетка увеличивают объём грудной полости в стороны. В результате в грудной полости создаётся разряжение.
3. Результат. Воздух заполняет лёгкие по мере того, как его поток компенсирует создавшееся разряжение.
Выдох – осуществляется с ощущением пения "на себя", а не из себя, то есть, на выдохе вокалист должен стремиться сохранить состояние вдоха. Не нажимать дыханием на гортань. Три фазы выдоха:
1. Сигнал. Мозг даёт сигнал мышцам дыхательной системы о том, что организму необходимо освободиться от углекислого газа.
2. Действие. Диафрагма и межрёберная мускулатура расслабляются. Диафрагма возвращается в исходное состояние, а грудная клетка опускается.
3. Результат. Воздух выдавливается из лёгких.
Во время пения и разговора можно регулировать выдох в пределах, не нарушающих нормальную жизнедеятельность организма. Дыхание во время пения – это очень расслабленный процесс. В дыхании должны принимать участие мышцы живота, диафрагмы, спины и лёгкие. Брать дыхание следует до того, как исчерпан запас воздуха. Правильному дыханию соответствует ощущение свободы, свободного прохода дыхания к резонатору. Когда дыхание зажато, звук становится жёстким и теряет резонанс (живот идёт несколько вперёд, а не втягивается, нужно удерживать его и подавать вперёд).
Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука – начальный момент его возникновения, т.е. степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения. В практике употребляется три вида атаки: твёрдая, мягкая, придыхательная.
Твёрдая атака – голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твёрдая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание. При твёрдой атаке происходит задержка дыхания, быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука.
Мягкая атака – голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округлённости, мягкости и эмоциональной выразительности. При мягкой атаке смыкание происходит одновременно с возникновением звука, обусловливая его спокойное и плавное начало.
Придыхательная атака – при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характера пения: осторожности, бессилия, трусости, изнеможения.