Тема 5.4. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности
1. Основные средства СКД
2. Формы СКД
3. Методы СКД
1.
Cредства СКД – это набор инструментов и идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
Cредства СКД – это пути и способы передачи содержания(идей, событий, образов художественных произведений) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей УК.
Классификация средств:
1. устные средства:
- живое слово; сценическая речь
2. печатные средства
- журналы; литература; газеты
3. наглядные средства
- плакаты; афиши; экспонаты
4. искусство и самодеятельное творчество
- декоративно-прикладное; изобразительное; музыкальное; хореографическое; хоровое; театральное
5. психолого-психологические средства
- игры; развлечения; общение; зрелища
6.технические средства
- кино; радио; телевидение; аудио и видео
Для успешного применения средств СКД в практике организации досуга следует соблюдать ряд требований и правил:
- выбор всегда зависит от цели какого-либо мероприятия
- количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам. Недостаток средств и их избыток одинаково вредны.
- всякий избравший те или иные средства, организатор должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны.
2.
Форма(ы) - это способы и приемы организации людей в учреждениях культуры, по месту жительства в целях доведения до определенного содержания. Формы СКД – запланированная, информационно - просветительная, социально – педагогическая и воспитательная акция, направленная на достижение поставленной цели, донесения определенной информации до заранее предусмотренного объекта.
Выбор форм, их разработка и проведение – дело не легкое, т.к. формы СКД обладают определенной самостоятельностью и могут оказывать как «положительное», так и «отрицательное» влияние на аудиторию.
Классификация форм СКД:
1. массовые
- аукционы; театральные представления; праздники; олимпиады; фестиваль
2. групповые
- кружки; диспуты; круглые столы; любительские объединения, клубы по интересам; конференции
3. индивидуальные
- беседы; консультации; занятия в кружках; компьютерные игры
3.
Метод греч. «способ», «познание», «исследование», или практическое ощущение чего-либо). Методы СКД – способы педагогического воздействия на посетителей в условиях свободного времени с целью удовлетворения и развития духовных потребностей, формирования общественно ценных качеств личности.
Классификация методов СКД.
1. Методы учебно-позновательной и самообразовательной деятельности
- работа с литературными источниками, и материалами прессы
- взаимный обмен информацией
- просмотр аудиовизуальных материалов (слайдов, учебные плакаты, видео, кинофильмы, телевизионные программы)
- иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при производстве массовых мероприятий).
Театрализация, уподобление документального жизненного материала, произведений искусства, его художественное обобщение.
2. Метод формирования общественного сознания личности
- выступления, авторитетные выступления на широкую аудиторию
3. Метод включения СКД в формирование опыта общественного поведения
- практические задания
- вовлечение в деятельность
- соревнования
- индивидуальные поручения
- педагогические требования
4. методы стимулирования социально - культурной активности
-моральное поощрение (награждение грамотами, дипломами)
- материальное (сувениры, праздники)
- общественное
5. методы социальных исследований СКД
- опрос
- интервью
- наблюдение
- изучение документации
- эксперимент
- тестирование
Вывод: Процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально-культурной сферы и организации досуга людей всех возрастов, внедрять новые технологии социально-культурной деятельности, использовать в работе новые формы, средства и методы воздействия на аудиторию при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты
Рекомендуемая литература
1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
2. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справоч-ник. – Омск, 1992.
3. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теорет. основы): Учеб. пособие. – Барнаул, 2002.
4. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под редакцией Е.И.Григорьевой. – Тамбов, 2003.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определения понятий «средства социально-культурной деятельности», «формы социально-культурной деятельности», «методы социально-культурной деятельности».
2. Раскройте содержание основных средств социально-культурной деятельности.
3. Дайте характеристику основным формам социально-культурной деятельности.
4. Представьте классификацию методов социально-культурной деятельности.