Задачи социального расследования и порядок действий специалистов
Определение социального расследования
Социальное расследование- это процесс, в ходе которого специалистами защиты детства осуществляется официальный сбор информации для оценки безопасности ребёнка, оценки рисков повторения жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка, оценка положения его семьи и определяются пути решения выявленных проблем.
Субъектамисоциального расследования являются ребенок, предположительно находящийся в опасности, и его родители или лица, их заменяющие.
Предметомсоциального расследования являются случаи жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка.
(Закон о правах ребенка, Закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений)
Жестокое обращение(насилие) - это любые действия (или бездействие) в отношении ребенка, в результате чего нарушается его здоровье и благополучие или создаются условия, препятствующие его физическому и психическому развитию, ущемляющими его права и свободы.
Жестокое обращение включает и ситуации, когда родители либо лица, их замещающие, либо другие физические лица совершили в отношении ребенка сексуальные действия, преследующиеся уголовным законодательством.
Различают следующие категории жестокого обращения (см. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите):
• Физическое
• Сексуальное
• Эмоциональное и психологическое насилие
Физическое насилие- преднамеренное нанесение родителями физических повреждений ребенку, повлекших его смерть, или серьезные, требующие медицинской помощи, нарушения физического или психического здоровья, которые привели к отставанию в развитии; а также - телесные наказания, нанёсшие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Сексуальное насилие- вовлечение ребёнка в сексуальные действия с целью получения полового удовлетворения или финансовой выгоды, в том числе сексуальные контакты с ребёнком, проституция, обнажения и другие действия, носящие характер сексуальной эксплуатации. К сексуальному насилию относятся и такие действия, как демонстрация ребёнку половых органов, совместный просмотр порнографических материалов или фотографирование ребёнка в обнажённом виде. Сексуальное насилие имеет место и тогда, когда родители или другие лица, осуществляющие уход за ребёнком, разрешают совершать в отношении ребёнка другим лицам любые действия, которые квалифицируются как сексуальная эксплуатация.
Психическое (эмоциональное) насилие- длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и/или нарушающее развитие его личности, а также однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. В качестве патологизирующих эмоциональных воздействий выступают: открытое не-
приятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.
Пример: родители или учителя постоянно говорят ребёнку, что он бездарь и тупица, и, как следствие, ребёнок начинает хуже учиться, боится контрольных и экзаменов, отказывается предпринимать попытки к повышению успеваемости.
Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка- не предоставление ребёнку адекватного питания, одежды, медицинской помощи или убежища, эмоциональная холодность, игнорирование и отторжение ребенка, либо неосуществление надзора за ребенком в такой степени, что это ведет к возникновению угрозы здоровью или безопасности ребенка.
Необеспечение надлежащего надзора имеет место в случаях, когда ребенка оставляют без присмотра, либо на попечение неопытного воспитателя или незнакомых лиц, вследствие чего ребенок подвергается риску физических травм, сексуальной или иной эксплуатации, либо допускает нарушение действующих социальных норм, совершает преступление или вовлекается в злоупотребление алкоголем или наркотиками.
Примечание
В случаях, когда основные жизненные потребности ребенка не удовлетворяются по причине низкого материального достатка семьи, родитель или лицо, его заменяющее, не могут быть признаны виновными. Такая семья нуждается в оказании ей необходимой помощи. Вместе с тем, в некоторых случаях выдвижение официальных обвинений в неудовлетворении основных жизненных потребностей ребенка оправдано, если будет установлено, что лицо, осуществляющее уход за ребенком, располагая необходимыми средствами, тратит их в ущерб потребностям ребенка.
(Признаки жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка см. в Приложении 1).
Задачи социального расследования и порядок действий специалистов
Задачи социального расследования:
• собрать максимально полную и достовернуюинформацию о том, имел ли место факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка;
• в случаях, если факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка имел место, установить виновное лицо;
• обеспечить меры по защите ребенка;
• оценить ресурсы и потребности семьи и ребенка;
• разработать программы по реабилитации ребенка и его семьи;
• предусмотреть альтернативный план мероприятий, если семья не может или отказывается участвовать в программах по ее реабилитации.
Порядок действий специалистов в рамках социального расследования:
1. Сбор информации о возможно^ факте жестокого обращения с ребенком, включающий в себячшрос самого ребенка, родителей, в том числе и предполагаемого виновного, братьев, сестер и других лиц, которые могут иметь необходимую информацию.
2. Оценка угрозы жизни и здоровью ребенка на каждом этапе расследования.
3. Разработка плана мероприятий по обеспечению безопасности ребенка и его реализация (предоставление дополнительных услуг на дому, изъятие детей из семьи или изолирование предполагаемого насильника от предполагаемой жертвы и ДР-).
4. Обеспечение в случае необходимости медицинского и/или психологического обследования и лечения ребенка, подвергшегося жестокому обращению.
5. Оценка степени риска жестокого обращения в домашнем окружении, включающая в себя изучение возможности удовлетворения основных нужд и потребностей ребенка его родителями, вероятность повторения фактов жестокого обращения, способность невиновного родителя защитить ребенка. Оценка степени риска включает в себя обязательное посещение семьи на дому.
6. Подача исков в суде в необходимых случаях.
7. Разработку планов помощи несовершеннолетнему (СОП), либо защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (НГЗ), отражающих комплекс мероприятий по реабилитации семьи и ребенка.
8. Мотивация семей к работе со специалистами, вовлеченными в процесс реабилитации.