Теоретические и педагогические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Теоретические и педагогические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

НА ТЕМУ: «Развитие сюжетно-ролевой игры»

Цель-

o Изучить: предпосылки развития сюжетно-ролевых игр, формирование взаимоотношений дошкольников в этих играх, а также уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б.Эльконину.

Задачи-

ü Продолжать развитие представлений студентов о сюжетно-ролевой игре дошкольников

ü Формировать умение анализировать материал, отвечать на поставленные вопросы

ü Воспитывать у студентов желание активно работать на уроке

ü Вызывать интерес к изучаемому материалу

Материал-

∞ Конспект лекции

∞ Литература по теме (книги)

∞ Комплект (по количеству студентов) программы «От рождения до школы»

∞ Игрушки для выполнения задания

План:

1. Проверка выполнения домашнего задания

2. Предпосылки сюжетно-ролевой игры.

3. Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольников.

4. Уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б.Эльконину

5. Самостоятельный анализ программного содержания (создание таблицы «Усложнение программного содержания по развитию сюжетно-ролевой игры»)

6. Домашнее задание:

1) Схематично представьте этапы формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте; объясните особенности каждого этапа.

2) Раскройте педагогические принципы организации сюжетной игры.

1. Проверка выполнения домашнего задания – задание: на примере определенной сюжетно-ролевой игры показать свое понимание ее сущности и особенностей.

2. Предпосылки сюжетно-ролевой игры.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрос­лых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой и режиссерскои игры.

Первым таким этапом является озна­комительная игра. Взрослый организует предметно-игро­вую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия- манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрос­лым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. Уже с 3-4 мес младенец тянется к игрушкам, которые подве­шивают над его грудью (кольца, гирлянды из мелких ша­риков и др.), рассматривает их: случайно натыкаясь на предмет, радуется, пытается повторить движение. В 5— 6 мес ребенку предлагают игрушки из разных материалов (резиновые, деревянные, пластмассовые), отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игруш­ку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, по­стукивать. Ребенку дают и игрушки-вкладыши, а также различные звучащие игрушки. Взрослый, обращаясь к ма­лышу по имени, показывает игрушку и действия с ней. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ре­бенок познает ее свойства. В ознакомительной игре про­слеживается намеренность действий ребенка: тянется к погремушке, захватывает ее, рассматривает, стучит по краю манежа, бросает за бортик манежа, слушает, как она загремела, и т. д. Такая преднамеренность действий с пред­метами - предпосылка развития целенаправленности, ха­рактерной для сюжетно-ролевой игры.

На втором этапе развития игровой деятельности появ­ляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предме­та и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает вни­мание малыша на его целевое назначение: «Это чашка, из нее пьют. Это простынка, укроем мишку». Внимание 7- 8-месячного ребенка обращают на свойства игрушек. Его учат играть с ними в зависимости от этих свойств: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки, сжимать и разжимать резиновую рыбку. Малыши овладевают дей­ствиями с некоторыми бытовыми предметами: вкладыва­ют мисочки одна в другую, закрывают кастрюльку, короб­ку крышкой. Ребенка 9-10 мес учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам: снимать и надевать на стержень колечки, накладывать 2-3 кубика один на дру­гой. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т.е. обобщать действия. Например, научился прокатывать шарик с горки - попробуй сделать то же с мя­чом, машинкой, яблоком и т. п.

Третий этап развития игры относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отобра­жать впечатления, полученные в повседневной жизни (ба­юкают куклу, кормят мишку). Воспитатель учит малышей отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом (условном) плане. Для развития сюжет- но-отобразительной игры необходимы образные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение иг­ровых задач («Мишка хочет гулять, покатай мишку на сан­ках»; «Зайка устал, уложи его спать»; «Кукла Ляля хочет есть, свари ей кашку»). Перед ребенком ставится условно- игровая цель деятельности, которую он достигает игровы­ми способами и средствами, и получает воображаемый ре­зультат. (В этом отличие игровой задачи от практической, направленной на получение практического результата.)

В течение второго года жизни ребенок должен научить­ся следующему: выполнять разные игровые действия (ук­ладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т. п.), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказыва­ниями («Ляля бай-бай»; «Ляля помыла руки»). Детям пред­лагают для игры разнообразный материал: образные иг­рушки, предметы-заместители.

3. Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх дошкольников.

Задание: Докажите, что основным условием для развития сюжетно-ролевых игр являются совместные игры взрослого и ребенка.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А. П. Усовой и ее учениками, выявили следующие уровни становления таких взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх напротяжении дошкольного детства:

1. Уровень неорганизованного поведе­ния, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим де­тям). Главным образом такое поведение встречается у млад­ших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. Одна­ко в последние годы возросло число детей с признаками аг­рессивного поведения, с тенденцией к разрушению. Поэтому и среди старших дошкольников встречаются дети первого уровня.

2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ре­бенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм.

3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игро­вой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, следует в случае необходимости считаться с другим (потесниться, обменяться игрушкой или уступить свою). На этом уровне создаются условия для естественного объединения играю­щих. Например, педагог советует Коле, строящему дорож­ку, предложить Сереже покатать по ней свою машинку.

4. Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчи­няет свои действия общему замыслу и сообразует их с дей­ствиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к сло­вам партнеров и подчиниться справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стрем­лением детей подобрать соответствующие игрушки, пред­меты. Но замысел еще неустойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нем. Кто-то может выйти из игры, что приведет к ее распаду, к конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависи­мости в общей деятельности.

5. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, ко­торых она требует. Ребенок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать каче­ство и результат своих личных действий и действий сверст­ников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержа­нии игры. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, орга­низовать ее и играть долго.

6. Уровень постоянного взаимодействия на основе об­щих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединен­ные дружескими интересами, способны уступать друг дру­гу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.

1. Уровни развития сюжетно – ролевой игры (по Эльконину)

Д,Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно - ролевой игры, отражающие динамику её развития на протяжении дошкольного детства:

Показатель игры 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
Основное содержание игры Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям
Характер игры Роли есть фантастические, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действия Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью Роли ясно очерчены и выделяются, называются до начала игры. Проявляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные внеигровые отношения Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер
Характер игровых действий Действия однообразны и состоят из повторяющихся операций Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий Логика и характер действий определяются ролью. Действия разнообразны Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры.

2. Задание: сделать самостоятельный анализ программного содержания (создание таблицы «Усложнение программного содержания по развитию сюжетно-ролевой игры»).

возраст 3-4года 4-5лет 5-6лет 6-7лет
Задачи возрастного этапа        
Примеры сюжетно-ролевых игр        

Вывод:

ð Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.

ð Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, а также ролевых способов отображения окружающего.

ð Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.

ð Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.

ð Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре, условными.


Наши рекомендации