Глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания

В педагогике понятие воспитание рассматривается в широком иузком смысле. Воспитание в широком смысле- это процесс и результат усво­ения и активного воспроизводства социальными субъектами об-щественногоопыта, который охватывает их широкое, многосто­роннее взаимодействие между собой,ссоциальной средой иок­ружающей природой. Его сущность проявляется как процесс це­ленаправленного,организационно оформленного взаимодействия всех его участников на субъекта о -субъектных отношениях,обес­печивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач.

Воспитание в узком смысле — это целенаправленное и система­тическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Оно охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих по­требностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других фак­торов.

Воспитательный процесс -— это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания, обеспечивающая формирование качеств личности (потребности, характер, способности и «Я-концепция»') в интересах соответствующих воспитательным целям и задачам.

Главная цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса со­циально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечива­ющих его успешное развитие. 3.1. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания

В возрастном развитии человека очень важная роль принадле­жит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности.Все это становится возможным и ре­альным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами вос­питания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным. Она прояв­ляется непосредственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физи­ческого воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением тех-

' «Я-концепция» — относительно устойчивая, достаточно осознанная, пере­живаемая как неповторимая система представлений человека о себе как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, отношение к себе, осуществляет свою деятельность и поведение.

никой физических упражнений, ее совершенствованием, овладе­нием приемами практических действий и пр. (как выполнить дви­жения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распреде­лить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).

Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от в квалификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать реше­ния, действовать активно и творчески подходить к решению по­ставленных перед ними задач.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогаще­нию и способствуют развитию умственных способностей, позво­ляют более эффективно использовать средства физического вос­питания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного раз­вития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф.Лесгафт.В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умствен­ным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответ­ствующего развития физического».

В результате осуществления оздоровительных задач физическо­го воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание спо­собствует формированию положительных черт морального обли­ка человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются мо­ральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приоб­ретается опыт нравственного поведения.

С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних спе­циальных учебных заведениях и др.).

На нравственной основе осуществляется воспитание спортив­ного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, силь­ной воли и других личностных качеств.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия фи­зическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм тело­сложения, воспитывается понимание красоты и изящества дви­жений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмо­ций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позво­ляет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стре­миться к нему.

Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стре­мится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетичес­кую деятельность, которая в различных формах широко представ­лена в спорте.

Связь физического и эстетического воспитания основананаединстве их цели — формировании человека, а физическое совер­шенство составляет часть эстетического идеала.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым. Систематичес­кие занятия физическими упражнениями формируют организо­ванность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспи­тывают трудолюбие. Кроме того, выполнение занимающимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудо­вых навыков.

Результаты трудового воспитания по формированию опреде­ленных качеств личности непосредственно положительно отра­жаются и на эффективности процесса физического воспитания. 3.2. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту

Технология воспитательной деятельности — это совокупность методологических и организационно-методических установок, оп­ределяющих подбор, компоновку и порядок задействования вос­питательного инструментария. Она определяет стратегию, такти­ку и технику организации процесса воспитания в сфере физичес­кой культуры и спорта.

Стратегия воспитания задает общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания в процессе решения практи­ческих задач.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определя­ет систему организации воспитательной деятельности в учебном заведении, учреждении, на предприятии и с каждым конкрет­ным человеком.

Техника воспитания характеризует совокупность приемов, опе­раций и других действий педагога по физической культуре и спорту

по использованию воспитательногоинструментария в професси­ональной деятельности.

Составляющими элементами воспитательной технологии яв­ляются прием, звено, цепочка. Воспитательный прием преподава­теля (тренера) определяет задействование сил и средств для дос­тижения конкретного воспитательного воздействия. Воспитатель­ное звено — это отдельная, самостоятельная часть воспитательной технологии. Звенья объединяются общей целью. Воспитательная цепочка есть совокупность взаимосвязанных, последовательно за-действуемых приемов и звеньев для формирования социально-ценностных качеств и привычек.

Основной элемент технологии — это методы воспитания, кото­рые представляют собой определенные способы однородного пе­дагогического воздействия на занимающихся физической культу­рой и спортом и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для ус­пешного выполнения социальных ролей и достижения личностнозначимых целей.

Каждый из методов воспитания направлен на решение специ­фических воспитательных задач, обусловленных целью воспита­ния, а также особенностями участвующих субъектов воспитания. Оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания выполняет вполне определенные функции и обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств. Любой метод воспитания включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воз­действия, с помощью которых решаются характерные для данно­го метода воспитательные задачи.

Основу методов воспитания составляют средства и приемы, которые связаны между собой и в практике воспитания применя­ются в единстве.

Средства воспитания — это все то, с помощью чего преподава­тель (тренер) воздействует на воспитуемых. К средствам воспита­ния относятся: слово, наглядные пособия, кино-и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, произведения изобра­зительного и музыкального искусства и др.

Приемы воспитания — это частные случаи действий по исполь­зованию элементов или отдельных средств воспитания в соответ­ствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер.

В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Толь­ко применение совокупности методов воспитания в их техноло­гической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обес­печить формирование у людей высокой сознательности, убежден­ности и высоких моральных качеств.Иначе говоря, ни один изметодов не является универсальным и не решает всех задач воспи­тания.

Наиболее действеннымиметодами воспитания являются:

— традиционно принятые — убеждение, упражнение, поощ­рение, принуждение и пример;

— инновационно-деятельностные (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий) — модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

— неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых людей, авторитетных из числа друзей и близ­ких);

— тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуаль­ным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и дей­ствий в специально заданных условиях) — социально-психологи­ческие тренинги, деловые игры и др.;

— рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной дей­ствительности).

В отечественной педагогике главным методом воспитания яв­ляетсяметод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека — научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

Метод убеждения заключается в том, чтобы разъяснить зани­мающимся нормы поведения, установленные, сложившиеся тра­диции, а при совершении каких-либо проступков —их амораль­ную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупре­ждения проступка в последующее время.

В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом.

Наиболее распространенными приемами и средствами убеж­дения словом являются: разъяснение, доказательство, опровер­жение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на автори­тет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеж­дением делом, практикой.

При убеждении делом наиболее часто используются следую­щие приемы: показ занимающемуся ценности и значимостиегодействий и поступков; поручение практических заданий, способ­ствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жиз­ненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример преподавателя (тренера) и др.

Метод упражнения (метод практического приучения). Позволяет каждому преподавателю (тренеру) и самому занимающемуся бы­стрее достичь желанной цели; слить воедино слово и дело, сфор­мировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельнос­ти, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, способствует

формированию привычек правильного поведения. В основе при­учения лежит упражнение в определенных морально-волевых про­явлениях.

Упражнение как специальная, многократно повторяемая че­ловеком деятельность необходима для совершенствования на­выков поведения в различных ситуациях как результат повыше­ния сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором — направлено на отработку навыков и умений до высо­кой степени автоматизма и роль сознания в действиях несколь­ко снижается.

Для совершенствования моральных и других профессионально важных качеств большое значение имеет системный подход к уп­ражнениям, который включает в себя последовательность, пла­новость, регулярность. Это значит, что педагог по физическому воспитанию и спорту должен планировать объем и очередность нагрузок, влияющих на развитие положительных привычек, на совершенствование волевых качеств.

Надо не только разъяснять, но и постоянно, настойчиво уп­ражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном по­ведении, в точном выполнении спортивных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.

Наглядный пример. Суть этого метода состоит в целенаправлен­ном и систематическом воздействии преподавателя (тренера) на занимающихся личным примером, а также всеми другими вида­ми положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и сред­ством самовоспитания.

Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию, особенно молодых. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из зна­комой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных при­меров педагог использует случаи из жизни своего коллектива (высокие спортивные достижения его отдельных учеников в ре­зультате многолетнего и упорного труда на тренировках и т.д.), примеры проявления высоких нравственных качеств выдающи­мися спортсменами на ответственных международных сорев­нованиях и др.

В воспитательной работе следует больше пользоваться положи­тельными примерами. Если преподаватель (тренер) пользуется отрицательным примером, то надо умело показать аморальную сторону примера, чтобы вызвать осуждение со стороны занима­ющихся.

Метод поощрения. Поощрение представляет собой специфичес­кую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное по-ощрение активно помогает человеку осознать степень труда в до­стижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.В физической культуре и спорте к числу поощрений относятся:одобрение, похвала педагога в ходе занятий и перед строем, награждение грамотой, медалью завысокиеспортивно-техничес­кие результаты, присвоение звания мастера спорта и др.

Метод наказания (принуждения). Под методом наказания (при­нуждения) понимается система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.

Наказание за совершенный проступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. Оно может быть в форме осуждения проступка (замечание педагога, сделанное сра­зу или затем перед строем), вынесения выговора, временного исключения из состава спортивной команды, наложения дисцип­линарного взыскания и др.

Степень наказания должна соответствовать проступку. Поэтому прежде всего необходимо глубоко разобраться в существе про­ступка, выяснить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение человека, особенности его личности, а также стаж занятий физической культурой или спортом.Все это позволяет верно оценить нарушение и опреде­лить меру взыскания, которое окажет наибольшее воспитатель­ное воздействие на занимающегося, совершившего проступок.

Для определения меры наказания очень важно знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как его сам оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром гово­рят, что признание ошибки — половина исправления.

Наказание за проступок оказывает положительное влияние толь­ко тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих.

Нравственное воспитание в процессе физического воспитания.Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.

Задачами нравственного воспитания являются:

— формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласую­щихся с нормами высокой морали;

— формирование нравственныхчувств (любвик Родине, гума­низма, чувства коллективизма, дружбы,чувства непримиримос­тик нарушениям нравственныхнорм и др.);

— формирование нравственных качеств, привычек соблюде­ния этических норм, навыков общественно оправданного поведе­ния (уважения к результатам труда и предметам духовной и мате­риальной культуры, уважения к родителям и старшим, честносности, скромности, добросовестности и др.);

— воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, решительности, мужества, воли к победе,самообладания и др.).

К средствам нравственного воспитания относят: содержание и организацию учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность пре­подавателя (тренера) и др.

Методы нравственного воспитания включают в себя:

— убеждение в форме разъяснения установленных норм пове­дения, сложившихся традиций;

— беседы при совершении занимающимися какого-либо про­ступка;

— диспуты на этические темы;

— наглядный пример (прежде всего достойный пример самого педагога, тренера);

— практические приучения (суть: постоянно, настойчиво уп­ражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном по­ведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима, традиций, пока эти нормы не станут привычными; в перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют зачастую тренировочные нагрузки и соревнования);

— поощрение; одобрение, похвала, объявление благодарнос­ти, награждение грамотой и др.;

— оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя, начисление команде поощрительного очка при под­ведении итогов соревнований и др.;

— наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива (спортивной команды), вре­менное исключение из состава команды и др.

Умственное воспитание в процессе физического воспитания. В фи­зическом воспитании представлены широкие возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено специ­фикой физического воспитания, его содержательными и процес­суальными основами.

Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания.

С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие усло­вия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективностьфизического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношенияк нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисковрешения. В со­держании умственного воспитания в процессе физического воспи­тания можно различить две стороны: образовательную и воспита­тельную. Образовательная сторона заключается в передаче специ­альных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое). Воспроизводящее мышление заключа­ется в осмысливании занимающимися своих действий после инст­руктивных указаний преподавателя (например, при обучении слож­ному движению). Примерами творческого мышления является ана­лиз «эталонной» спортивной техники с целью рационального при­менения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику). Воспитательная сторона умственного вос­питания в процессе физического воспитания заключается в разви­тии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, со­средоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.

Исходя из сказанного, основными задачами умственного вос­питания в процессе физического воспитания являются:

— обогащение занимающихся специальными знаниями в обла­сти физической культуры и формирование на этой основе осмыс­ленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

— развитие умственных способностей (способностей к анализу и обобщению, быстроты мышления и др.), познавательной ак­тивности и творческих проявлений в двигательной деятельности;

— стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.

Средствами умственного воспитания являются прежде всего физ­культурные занятия. Их содержание и объем определяются про­граммами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов и др.

Кроме того, к средствам умственного воспитания относят специ­ально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует ум­ственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

К методам умственного воспитания относят:

— опрос по преподаваемому материалу;

— наблюдение и сравнение;

— анализ и обобщение изучаемого материала;

— критическую оценку и анализ двигательных действий. Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания.Эстетическое воспитание призвано формировать у людей предельно широкие эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главнымобразом воспитать

способностьвоплотить ее вреальных действиях и поступках. Занятия физической культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для этого. Речь идет о развитии эстетичес­кой активности личности прежде всего в практической деятель­ности, жизни.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заклю­чается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание рас­ширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момен­та и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям фи­зическими упражнениями.

Перед эстетическим воспитанием в процессе занятий физи­ческими упражнениями стоят следующие специфические задачи: — воспитание эстетических чувств и вкусов в области физической культуры;

— воспитание эстетической оценки тела и движений человека;

— воспитание умений находить и оценивать прекрасное в по­ведении товарищей и в окружающей обстановке.

К средствам эстетического воспитания в процессе двигатель­ной деятельности относятся прежде всего разнообразные виды самого физического воспитания. В каждом из них преподаватель " может указать своим ученикам на моменты прекрасного. Сред­ствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также об­становка занятий, специальные средства художественного воспи­тания в процессе занятий (использование музыки и произведе­ний искусства) и т.п.

Эстетическое воспитание в процессефизического воспитанияхарактеризуется следующими методами:

— эмоционально-выразительное объяснениефизических упраж­нений, образное слово;

— технически совершенный и эмоционально-выразительный ;.показ упражнения, который бы вызвал чувство восхищения пре­красным;

— вдохновляющий пример в действиях и поступках;

— практическое приучение к творческим проявлениям красо­ты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.

Трудовое воспитание в физическом воспитании. Отношение к труду является одним из важнейших критериев воспитанности личнос­ти. Это отношение к труду характеризуется устойчивостью выпол­нения требований дисциплины, выполнением производственных заданий, проявлением инициативы в труде, личным вкладом в достижение коллективного труда.

Взаимосвязь физического и трудового воспитания выражается в том,что физическое воспитание оказывает непосредственное содействие трудовому, повышая трудоспособность людей, а тру­довое воспитание,в свою очередь, придает физическому воспитанию конкретную направленность на подготовку людей к жизни и труду.

В процессе занятий физическими упражнениями содержанием м трудового воспитания является сам учебный труд, элементарные трудовые процессы по обслуживанию занятий физическими уп­ражнениями общественно полезный труд физкультурников и спортсменов в порядке шефства над каким-либо учреждением,предприятием и т.д.

Перед трудовым воспитанием в процессе физического воспитания ставятся следующие задачи:

— воспитание трудолюбия;

— формирование сознательного отношения к труду;

— овладение элементарными трудовыми умениями и навы­ками.

К средствам трудового воспитания относят: учебный труд (в про­цессе академических занятий по физическому воспитанию, на­пряженных спортивных тренировочных занятий, соревнований, выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, ин­вентаря, уход за спортивным снаряжением и пр.), общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию (в оздоровительно-спортивном лагере и др.).

К специфическим методам трудового воспитания в процессе физического воспитания относятся: — практическое приучение к труду; — беседа;

— оценка результатов труда;

— пример образцового труда (например, исключительно добро­совестное отношение спортсмена к тренировке и выполнение учеб­но-тренировочных заданий с полной отдачей сил и высоким спортивно-техническим результатом).

Занятия различными видами спорта представляют широкие возможности для воспитания положительных черт личности. Эти занятия носят коллективный характер.Они эмоциональны, по­зволяют формировать наряду с физическими и психические ка­чества. Однако воспитательные возможности занятий различными физическими упражнениями, видами спорта неодинаковы, что должен учитывать преподаватель (тренер). Они обусловлены особым содержанием и условиями выполнения конкретных уп­ражнений.

Так, посредством упражнений спортивной гимнастики при соответствующей организации, методике обучения и тренировки, возможно, воспитывать такие качества, как выдержанность, сме­лость, настойчивость, дисциплинированность. Подвижные и спортивныеигры отличаются высокой эмоциональностью и

создают особые условия для эффективного формирования положи­тельных качеств личности (честности, ответственности перед кол­лективом, настойчивости, готовности оказать помощь товарищу) и устранения отрицательных качеств (эгоизма, нечестности, грубости, заносчивости, трусости и др.).

В педагогической работе планируют и реализуют следующие воспитательные задачи: перспективные и ближайшие, коллектив­ные и индивидуальные, относящиеся к отдельным, конкретным ученикам.

Педагог должен найти правильный подход к каждому спорт­смену, уметь поддержать и развить в нем хорошие качества и за­датки, заботиться не только о спортивных результатах своего вос­питанника, но и о его отношении к учебе, его поведении, куль­турном росте.

Эффективность воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту достигается:

— организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными реко­мендациями и реальными потребностями;

— достижением социально-ценностной целевой и содержа­тельной направленностью воспитания, оптимальной его организацией;

— обеспечением положительной мотивации в процессе заня­тий физическими упражнениями и спортом, раскрытием и задей­ствованием сущностного потенциала каждого занимающегося;

— достижением сплоченности спортивного коллектива (ко­манды);

— личным отношением к выполнению обязанностей на высо­копрофессиональном, творческом уровне;

— всесторонним обеспечением воспитательного процесса.

Требования к личности преподавателя (тренера) как воспита­теля. От преподавателя во многом зависит формирование лич­ности его учеников. Критерии педагогического мастерства скла­дываются из совокупности деловых и личных качеств препода­вателя.

Обязательными деловыми качествами преподавателя физичес­кого воспитания (тренера по виду спорта) должны быть: понима­ние идейных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и воспитывать физические каче­ства, умение организовывать коллектив занимающихся и нахо­дить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.

К основным личным качествам, которыми должен обладать преподаватель (тренер), относятся: творческая активность, гиб­кость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиаль­ность, выдержка, требовательность, скромность, культура.

Глава 4. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

4.1. Средства физического воспитания

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздо­ровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основ­ным специфическим средством физического воспитания являют­ся физические упражнения, вспомогательными средствами — оздо­ровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплек­сное использование этих средств позволяет специалистам по фи­зической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физичес­кого воспитания можно отобразить в виде схемы (рис. 3).

4.1.1. Физические упражнения

Физические упражнения — это такие двигательныедействия(включая иих совокупности), которые направленына реализа­цию задач физического воспитания, сформированы и организо­ваны по его закономерностям. Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

 
  глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru
глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru

aaaalgahjhkjgfr

                                                           
    глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru
 
 
 
 
  глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru
    глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru   глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания - student2.ru
 

ggпи

Рис.3. Средства физического воспитания.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием.Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических,психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме ,степень проявления физических качеств и т.п).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоро­вительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительноем значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональ­ные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваний.

Под действием физических упражнений можно существен­но изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случа­ях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека что,естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании вынос­ливости те только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совер­шенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте.Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосаблива­ется к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает но­вые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углуб­ляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачас­тую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек выра­батывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение лич­ности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчи­нить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируют­ся при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессиональ­но весьма важно для учителя физической культуры (тренера по виду спорта) умение всесторонне оценить содержание использу­емого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образователь­но-воспитательных целях.

Особенности содержания того или иного физического упраж­нения определяются его формой. Форма физического упражне­ния — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обус­ловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упраж­нения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) пара­метров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимо­связаны между собой. Они образуют органическое единство, при­чем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменениеее содержа­тельной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержа­ние. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помо­щью которых двигательная задача решается целесообразно с от­носительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, за­мах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помо­щью которых решается главная задача действия(например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробеж­ка по инерции после финиша, движения для сохранения равно­весия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в мета­ниях и т.п.),

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положе­ние тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, тра­ектория.

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональ­на, зависит и конечный результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использо­вать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет.

Направление движения влияет на точность двигательного дей­ствия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно

отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществ­ляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направ­ление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.

Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Во многих слу­чаях она определяет: I) длительность приложения сил и, следо­вательно, величину ускорения (что очень важно, например, для результата в метаниях); 2) полноту растяжения и сокращения мышц; 3) эстетику и красоту выполняемых движений, характер­ных для спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания на коньках и др. Амплитуда движений зависит от строе­ния суставов и эластичности связок и мышц.

Существенное значение для эффективности физических упраж­нений имеет траектория движения. По форме она может быть кри­волинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесо­образными затратами мышечных усилий. В других случаях пред­почтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.).

Временные характеристики. К ним относятся длительность дви­жений и темп.

Длительность упражнения в целом (бега, плавания и т.п.) опреде­ляет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.

Темп движения определяется количеством движений в единицу времени.От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Пространственно-временное характеристики — это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его час­тей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и свя­зок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут переме­щать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитацион­ные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней сре­ды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д. Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения

усилий во времени и пространстве, последовательность и меруихизменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важ­нейшим интегральным признаком техники двигательного дей­ствия.

Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательно­го действия и объективно необходимого.

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:

1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2) параметры эталонной техники. Сущность его заключаетсяв том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с па­раметрами эталонной техники;

3) разница между реальным результатом и возможным.

Ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты упражнений. Эф­фект от выполнения любого физического упражнения может на­блюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характери­зуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в про­цессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы.

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие заня­тия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпен­саторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражне­ний — кумулятивно-хронический эффект.Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различ­ных упражнений).

В физическом воспитании главный смысл обеспечения дол­говременного кумулятивного эффекта упражнений заключает­ся в развитии тренированности, сохранении и дальнейшем улуч­шении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. След­ствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.

Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения — значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на груп­пы и подгруппы согласно определенным признакам.

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

1. Классификация физических упражнений по признаку истори­чески сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических уп­ражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типич­ных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им мето­дикой проведения занятий.

В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

— во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспита­ние человека;

— во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и инте­ресы многих людей в сфере физического воспитания;

- в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни — от элементарных дет­ских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечеб­ной физической культуры в пожилом возрасте.

2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группи­руются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются раз­личные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, ат­летическая гимнастика, разминка и т.п.).

3. Классификация физических упражнений по признаку их пре­имущественной направленности на воспитание отдельных физичес­ких качеств. Здесь упражнения классифицируются по следую-

щим группам:1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражне­ния циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

3) упражнения, требующие высокой координации движений (на­пример, акробатические и гимнастические упражнения, прыж­ки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и дви­гательных навыков в условиях переменных режимов двигатель­ной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтова­ние),

4. Классификация физических упражнений по признаку биомехани­ческой структуры движения. По этому признаку выделяют цикли­ческие, ациклические и смешанные упражнения.

5. Классификация физических упражнений по признаку физиологи­ческих зон мощности. По этому признаку различают упражнения макси­мальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

6. Классификация физических упражнений по признаку спортив­ной специализации. Все упражнения объединяют в три группы:соревновательные, специально подготовительные и общеподго­товительные.

В любой классификации упражнений предполагается, что каж­дое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение,

Наши рекомендации