Педагогическая мысль в России в первой половине 19 века. Педагогические идеи Белинского, Огарева, Герцена.

В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли.

С 1830 года происходит оформление новой социальной группы - разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества (интеллигенция). В 1830-1850 гг. в сфере образования определились две основные тенденции развития:

проявление официальной политики в стиле авторитарности, национализма.

демократические устремления общества.

В 1802 году организовано Министерство народного просвещения. Реорганизация национальной системы образования началась с принятия в 1803 году Предварительных правил народного просвещения и в 1804 году Устава учебных заведений, подведомых университетам. В уставе предусматривалось преобразование главных и малых народных училищ. Новая система предусматривала четыре ступени образования:

Университеты (высшая ступень)

Гимназии (средняя ступень)

Уездные училища (промежуточная ступень)

Приходские школы (начальная ступень).

Между ступенями должна была быть преемственность. Обучение в приходских школах шло один год, а в уездных училищах два года. Преподавали грамматику русского языка. Курс гимназического образования составлял четыре года. Изучали латынь, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику, зоологию, минералогию, коммерцию, технологию и др. Не было богословия и русского языка.

В 1808 году в гимназиях вводят Закон Божий. Возникают частные учебные заведения: Ришельевский лицей в Одессе; Ярославский лицей; Лазаревский институт восточных языков в Москве и др. Первым объектом реформ оказалась высшая школа. Появляются новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский.

Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ в уездные растянулось почти на два десятилетия. Документами подтверждалось передовое направление светского образования, преемственность системы обучения, гуманистические задачи воспитания:

"приучение" учащихся к трудолюбию;

возбуждение в учащихся охоты к учению;

воспитание честности и благонравия, исправление "дурных" наклонностей и др.

Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы. Декабристы Ф.П.Глинка и др. объединялись в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (А.Белл). В 1818 - 1822 гг. в Петербурге открыто четыре таких училищ. Тогда же учреждаются солдатские школы обучения грамоте.

Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах, где обычно, воспитание осуществляли иностранцы. Роль частного пансионного воспитания была ослаблена учреждением Лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства.

Особую роль в их становлении сыграл М.М. Сперанский (Царскосельский лицей). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. В дворянской среде по-прежнему преобладало домашнее воспитание, хотя результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми.

Значительным влиянием при определении школьной политики пользовался князь Александр Николаевич Голицин. В 1812 году он сделался первым главой Русского Библейского общества, которое основало несколько начальных школ для бедняков. В 1816 году Голицин возглавил Министерство образования. Был издан манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что, по сути, означало удар по светскому образованию. Университеты должны были готовить преподавателей богословия. Сподвижник министра М.Л.Магницкий подготовил инструкции для университетов, где доказывалось, что истины основанные на одном разуме: "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня". При министре просвещения А.С.Шиликове произошел возврат к национальному православию. Истинное просвещение, по его мнению, состоит в страхе божьем. Шиликов преследовал цель ограничить научное образование.

При царствовании Николая I были попытки выработать школьную политику, направленную на укрепление общественной стабильности. В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828 г.).

В уставе подтверждалась существующая четырехступенчатая система образования, и провозглашался принцип - каждому сословию свой уровень образования:

Приходские школы для низших сословий

Уездные школы для детей купцов, ремесленников, прочих городских обывателей

Гимназии для чиновничества и детей дворян.

Тип образования должен был соответствовать социальному положению и будущему ученика. Школьная жизнь происходила под строгим надзором начальника и полиции. За проступки полагались меры взыскания: розги, ссылка в солдаты, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы, арест.

Дети крепостных и дворовых людей в университет не допускались: они могли обучаться в приходских и уездных школах, различных технических и промышленных школах. Левин не сумел выполнить стратегические задачи охранительной школьной политики.

В 1833 году его заменил С.С.Уваров (министр просвещения до 1849г.). С 1818 года Уваров возглавлял Академию наук. Он участвовал в реорганизации Петербургского педагогического института в университет. Формула Уварова носила консервативный охранительный характер. Первые два принципа:

православие

самодержавие

соответствовали идеи государственности российской политики, а принцип:

народности

соответствовал идеи национального возрождения.

Впервые правительство задалось вопросом, нельзя ли соединить всемирный школьный опыт с традициями национальной жизни? Правительство было уверено в своем праве на руководство школьным делом. Ему была чужда идея свободы просвещения и образования. Вот почему при Уварове появляются документы наподобие университетского устава (1835 г.), который усиливал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов, а также постановление о лишении университетов права избрания ректора (1849 г.). Реакционной была инструкция Уварова, направленная на то чтобы посредством увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление в университеты. Но, несмотря на это, развиваются особые закрытые учебные заведения для дворян. Гимназии развивались как школы классического образования. В 1849 году вводится естествознание, особое значение отдавалось греческому и латинскому языкам. Организацией среднего образования занимались и другие министерства. Министерство финансов в 1839 году открыло несколько реальных классов в гимназиях Тулы, Курска, Риги и др. Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Воронеже, Москве, Смоленске. Министерство государственной собственности открывает несколько школ для крестьян.

В 1848 - 1852 гг. были созданы гимназии трех типов:

С двумя древними языками

С обучением естествознанию, законоведению

С обучением законоведению.

Возрастает роль частных учебных заведений под контролем Министерства просвещения. Преподаватели этих учебных заведений получали права, статус, субсидии на заработную плату и пенсии одинаковые с преподавателями государственных школ. Университеты превратились в важные центры педагогической науки. Появляются кафедры педагогики (1851 г. Московский университет). Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы.

В первой половине 1800 гг. умы педагогов занимала идея народности воспитания и обучения. В значительной части образованных кругов воспитание и обучение рассматривались как условия умственного, нравственного формирования гражданского общества.

Так М.М. Сперанский, сторонник повсеместного образования, исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране. Теория "официальной народности" понимала под народностью изначальную непогрешимость русского народа; правильность его веры; его внутреннюю силу, проявляющуюся в защите государя и отечества в трудные минуты.

В середине 1800 гг. развернулась острая полемика между Западниками и Славянофилами, по вопросам образования и воспитания.

В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Ф.Одоевский и др. горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями России в воспитании и обучении. Они защищали права личности на самореализацию. Славянофилы также не были едиными в своих взглядах. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали:

религиозность

любовь к ближнему

нравственность

Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были: И.В.Киреевский (1806-1865гг.), А.С.Хомяков (1804-1860гг.), С.П.Шевырев (1806-1864гг.)

Крупнейшими представителями революционно-демократической педагогики в 30-40 годах явились В.Г.Белинский и А.И.Герцен.

Виссарион Григорьевич Белинский
(1811 - 1848)

Родился 30 мая 1811 года в семье флотского врача. В семье Белинского регулярно устраивались литературно-музыкальные вечера. В уездном Чембарском училище юный Белинский выделялся своей начитанностью и жаждой знаний. Окончив училище в 1825 году, он поступает на работу в Пензенскую гимназию. В старших классах он преподает русский язык и словесность. В 1829 году поступил в Московский университет, где возглавил оппозицию николаевскому режиму. Возглавил кружок "Литературное общество 11-го нумера", где формировалась демократическая база убеждений молодежи университета. А в 1832 году Белинский был исключен из университета "по слабости здоровья". В 1834 году Белинский приглашен работать в журнал "Телескоп", но в 1836 году журнал был закрыт. В 1838 году Белинский становится учителем русского языка и словесности в Межевом институте. Но вскоре он покинул институт, и некоторое время был домашним учителем, сосредоточив все свои усилия на литературном творчестве.

В статье "Литературные мечтания" (1834г.) уделяется много внимания проблемам народного просвещения, подчеркивается, что в стране царит поголовная неграмотность крестьян и это не способствует развитию литературы, а значит, нет условий для социального прогресса. "Надобно, чтобы у нас просвещение было созданное нашими трудами взращенное на родной почве". Белинский был противником сословного образования и воспитания. Отрицая принцип сословного воспитания и образования, он отстаивал необходимость всестороннего, гармоничного развития молодежи.

В основу его педагогики положен принцип гуманизма. "Главная цель всякого человека вне зависимости от занимаемой ступени в общественной иерархии - быть всегда ЧЕЛОВЕКОМ".

Главной целью и средством воспитания являются:

человечность

любовь к человеку

преумножение добра

"Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице общих элементов духа, которые необходимы каждому человеку - тех элементов, которые должны составлять внутреннею жизнь, без которых он не человек". Главное в воспитании - выработка стойких убеждений и воли для борьбы с социальной несправедливостью. Основной путь воспитания - общественная деятельность. Белинский видел спасение России в развитии "цивилизации", просвещения, гуманности. Белинский заложил основу демократической системы воспитания, всестороннего умственного, нравственного, эстетического развития молодого поколения. Строгая последовательность, логичность изложения всего учебного материала положена им в основу системы обучения: "Всему должно быть свое время и строгий порядок должен быть душою всего". Образование должно быть всесторонним, комплексным, органически сочетать в себе естественные и гуманитарные науки, классику и современность. Без гуманитарных наук и само естествоведение будет мертвым сбором фактов, а не живым знанием.

Важное место в педагогической концепции Белинского занимает проблема народности, соотношения национального и общественного в воспитании и жизни человека и всего народа. Всегда важно знать истоки своего народа, его прошлое, уяснить себе его место и роль его среди европейских наций. "Настоящий человек не может быть равнодушным к судьбе своей родины, ибо, кто не принадлежит к своему отечеству, тот не может принадлежать и человечеству".

Важнейшим источником просвещения русского общества он считал отечественную литературу "В литературе вся наша умственная жизнь". Народность - отражение в творчестве мастеров культуры интересов и надежд народа, национального характера, обычаев, истории, мировоззрения нации. Воспитание можно назвать народным, если оно связано с повседневной жизнью народа. Весь процесс воспитания должен быть направлен на выработку гражданской позиции. Общество - это нравы, отношения, образ мыслей, способ действия. Только служение народу делает личность свободной в её жизнедеятельности, а для этого нужно быть гражданином, сыном своего отечества. Каково общество таково и воспитание, ибо природа создает человека, но развивает и образует человека общество.

Белинский призывал воспитывать любовь к родине, отвращение к социальной несправедливости и угнетению человека человеком. Он выдвигал идею общечеловеческого воспитания. Это воспитание реализуется через "родные национальные явления". Обосновывая идею человечности, Белинский говорил, что первоначальное воспитание должно видеть в ребенке не чиновника, не поэта, но человека. Белинский выступал против упрощенно-материалистического взгляда на социальный фактор в воспитании: "Душа младенца - дерево в зерне".

Александр Иванович Герцен
(1812 - 1870)

А.И.Герцен родился в Москве 7 апреля 1812 года в семье дворянина. Отец не был обвенчан с матерью и их ребенок был незаконнорожденным. Огромную роль в воспитании подростка Герцена сыграл студент Медико-хирургической академии И.Е.Протопопов, который привил ему любовь к естественным наукам, книге и чтению, научил размышлять над прочитанным. Значительное влияние на Герцена оказали семейные рассказы и воспоминания о пожаре в Москве 1812 г.

В 1833 году А.И.Герцен окончил университет с серебряной медалью. А летом 1834 года был арестован и отправлен в ссылку в город Вятку. Тут он много и продуктивно работает. В 1839 году у него родился сын Александр. К "сыну ... Александру" были обращены многие письма-раздумья Герцена, поднимающие важнейшие проблемы воспитания личности. Педагогические мысли Герцена рассеяны по письмам к жене и детям.

Педагогические взгляды А.И.Герцена и его друга Н.П.Огарева складывались под влиянием отечественной вольнолюбивой мысли, европейского просвещения и немецкой классической философии. Они придавали первостепенное значение развитию науки, техники, были сторонниками идеи концентрации в руках ученых, инженеров всех рычагов управления обществом и намеривались развернуть воспитание молодежи именно в этом русле.

Герцен и Огарев с демократических позиций критиковали официальную школьную политику: школьный устав 1828 г., уклон в направлении греко-латинского образования, риторики, богословия. Они выступали против рабской дисциплины и видели в школе основное средство гражданского воспитания, настаивали на воспитании любознательности и привычки к труду.

В 1842 году вернувшись из ссылки, Герцен публикует ряд работ: "Письма об изучении природы", "Кто виноват?" и др. В 1847 году Герцен с женой и детьми выехал в Европу. На родину он уже не вернулся. В эмиграции издается альманах "Полярная звезда" и газета "Колокол". В ноябре 1851 года в пароходной катастрофе гибнет его мать и сын Николай. В 1852 году скончалась его жена. А.И.Герцен принял решение дать детям домашнее воспитание. И он занимается разработкой программы воспитания. Он советовал читать Гете, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, заниматься естественными науками и историей - изучать конкретные труды. Очень важен отбор книг по истории отечества, русской словесности, настаивал на чтении Пушкина и Крылова. Особое внимание придавал подбору преподавателей, стараясь привлечь к воспитанию крупных педагогов и ученых из своих друзей.

Герцен требовал больше уделять внимания изучению русской культуры, истории, где сокрыта гуманность, благородство, патриотичность. Устраивались литературно-музыкальные вечера, читали произведения любимых поэтов, читались лекции, ставились спектакли, проводились диспуты. А. И.Герцен делал все, чтобы дети не забыли о родине, жили её интересами, знали её заботы. "Только понимание самобытности родины превращает индивида в личность с её неповторимостью". Герцен учил детей стойкости, принципиальности, несгибаемости в борьбе за правое дело. Учил словами, знал силу примера жизненного опыта. "Теория внушает убеждения, пример определяет образ действия".

Первостепенное значение в воспитании отдавалось умению работать с книгой, без чего невозможно развитие и самообразование. "Талант талантом, а вкус образуется в чтении". Особое внимание уделялось отечественной истории и словесности. Воспитатель должен поддерживать дисциплину. "Дисциплина необходима для развития, а не для подавления личности". Без порядка невозможна инициатива в обучении и самостоятельность учащихся.

А.И.Герцен выдвигал планы национального перевоспитания народа в отдельных сословиях в духе общинности, который присущ русскому народу.

Из письма Герцена - Сыну (1858 г.): "Не мешает ознакомиться с древностью. Исторические сочинения надобно читать постоянно .... Гете и Шекспир равняются целому университету .... Помни, что жизнь не начинается, а завершается покоем ... Я верю в Россию и люблю её, я не хочу, чтобы дети мои были иностранцами".

А.И.Герцену была близка идея преобразования действительности через революцию. Он был социалистом-утопистом и стоял за объединение классического и реального воспитания умственного воспитания, активности - проблемное обучение.

Цель воспитания - борьба с общественным злом, воспитание гуманной, свободной личности стремящейся к преобразованию, воспитание любознательности, любви к труду. Его идеи развиты: Н.П. Огаревым, Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым.

Николай Платонович Огарев
(1813 - 1877гг.)

Выдающийся представитель русской революционной демократии, философ, поэт, публицист. Родился в семье помещика. Воспитанный на идеях декабристов, стал непримиримым врагом крепостничества и самодержавия. Студентом Московского университета принимал участие в революционных выступлениях студентов, был арестован и сослан. После смерти своего отца освободил от крепостной зависимости своих крестьян, провел ряд мероприятий по содействию перестройки быта крестьян, способствовал их культурному развитию.

Н.П.Огарев выдвигал задачу воспитания из среды крестьян способных на новых основах строить сельскохозяйственное производство и свою жизнь. Огареву были близки вопросы просвещения и образования. Большое значение отводилось созданию в деревне нового типа школы с широким общеобразовательным и политическим курсом, с новыми воспитательными задачами. Содержание этой работы он изложил в статьях: "План народной политической школы" и "План земельных училищ". Именно в этих планах Огарев видел главную цель педагогических преобразований в России, в развитии у русского человека чести, права и гражданства. Огарев предполагал осуществить создание обучения с производительным трудом учеников, общеобразовательную политехническую подготовку с усвоением основ сельскохозяйственного ремесла. Вот откуда критика Н.П.Огаревым классического гимназического образования, определившего школьную политику в соответствии с уставом 1828 года.

"ПРОЕКТ НАРОДНОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ"

Цель: преодоление у крестьян предрассудков и невежества, которые создают косность в нравственном и индустриальном отношении, подготовка их для овладения основ сельскохозяйственного и промышленного труда. К предрассудкам относят:

религию

гражданское устройство

хозяйственное устройство.

Образ жизни учеников

Ученики не будут принуждаться исполнять какие-либо обычаи.

Обязанность учителя - всегда выказывать бесполезность и ненужность обмана и потом его подлость. Это единственный путь приучить к честности.

Постная пища уничтожается. Еда должна быть разнообразной. Развитие вкуса должно уничтожать лень.

Время труда, завтрака, обеда, сна определено. Труд разнообразен. Урок и физическая работа сменяются два раза в день.

Матери, отцы, родственники могут навещать детей, но дети домой не отпускаются.

Телесные наказания запрещены. Максимальное наказание - отдельный арест.

Ученики должны знать, что после окончания школы они получат освобождение от крепостного состояния с условием пробыть четыре года в своем крае.

Н а у к а.

Курс разделен на четыре года. Главная задача первых трех лет: ничего не говорить ученику о фантастических предметах и предрассудках.

1 год: Ученики учатся считать по пальцам и по счетам, писать цифры. Читать учатся печатное. Учатся арифметике, даются понятия о химии, физики (знания прилагаются к почве и растительности).

Зимой: столярное, кузнечное, слесарное, медное дело.

Летом: огород.

2 год: Преподается геометрия, геодезические сведения, физика в механике (объяснение законов движения), теория пропорций.

Зимой: в мастерских ученики изготовляют и совершенствуют орудия труда и модели несложных машин.

Летом: огород.

3 год: Подробнее преподается физика, механика, популярное изложение астрономии, химия приложенная к земледелию, физиология растений, физиология животных прилагаемое к скотоводству, понятие о геологии, ботаника, лесоводство, технология и сельское хозяйство.

Зимой: ученики строят модели мельниц молотилки.

Летом: огород.

4 год: Естественные науки с анатомией и зоологией. Сельская и техническая архитектура, грамматика, география с учетом торговли разных стран, политическая экономия, понятие истории и права.

Зимой: учащиеся продолжают устройство моделей.

Летом: строят завод, который пускают вход на пятом году. Завод рассчитан на выделку знакомых ученикам плантаций.

Гигиена.

В процессе обучения учащимся объясняется, почему что им здорово или нет (порядок, чистота жилища, мастерских, здоровая пища). Медицинские сведения ограничиваются гигиеническими понятиями и наставлениями как поступать с больными, в несчастных случаях.

В 4 часа утра - подъем
с 5.00 до 8.30 - занятия
с 8.30 до 9.00 - завтрак
с 9.00 до 13.00 - мастерские или огород
с 13.00 до 15.00 - обед и отдых
с 15.00 до 18.00 - занятия
с 18.00 до 20.00 - мастерские или огород
в 20.00 - ужин и сон.

Воскресенье зимой: отдых в гимнастике, беседах с учителем, чтение ненаглядных книг.

Воскресенье летом: прогулки по лесу, полям, приноравливание к лесоводству, ботанике, геологии, съемке планов местности.

Дети допускаются в школу в возрасте 12-14 лет.

Требования к учителю:

"математику должен знать хорошо, если не сведущ в сельском хозяйстве - выучится в школе. Естественные науки должен знать отлично, иметь привычку производить опыты. Хорошее поведение необходимо. Он должен быть близок мне; единомышлен и единодушен". Далее эти идеи развиты Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым

Наши рекомендации