Особенности организации практики

На основе применения и закрепления знаний и умений, полученных при изучении педагогики, психологии и других дисциплин, а также опыта, приобретенного в ходе предшествующей практики, решаются задачи дальнейшей профессиональной подготовки студента:

· знакомство с современным опытом организации обучения и воспитания младших школьников;

· овладение методикой преподавания различных учебных дисциплин;

· приобретение опыта воспитательной работы с ученическим коллективом через организацию повседневной школьной жизнедеятельности учащихся, осуществление индивидуального подхода к ним;

· овладение профессиональными знаниями и умениями учителя начальной школы;

· приобретение опыта реализации единых педагогических требований.

Практика проводится в течение семи недель.

Базами для проведения практики являются общеобразовательные школы г. Санкт-Петербурга, заключившие договора с РГПУ им.А.И. Герцена на проведение практик.

Для прохождения практики студенты распределяются по базам практики в количестве 8-10 человек (по 1 человеку на класс). Рабочий режим студента-практиканта длится 4-5 часов. Время нахождения студента в школе определяется в соответствии с режимом работы школы. Дни, пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть подтверждены документально и отработаны в дополнительное время. Ежедневно работу студентов наблюдает классный руководитель, курирует завуч начальной школы. Несколько раз в неделю педагогическую деятельность практикантов наблюдают групповой руководитель и методисты по учебным предметам, которые оказывают им консультативную помощь, оценивают их работу за истекший период совместно с учителями, обсуждают личностно-профессиональные достижения студентов.

Обязанности руководителя практики:

Для организационного и методического сопровождения выполнения студентом программы учебной практики назначается руководитель практики из числа профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка.

1. Принимает участие в заключении договоров с базами прохождения практики.

2. Проводит установочную конференцию по практике.

3. Осуществляет промежуточную аттестацию студентов, ведет консультативную работу со студентами.

4. Посещает студентов один раз в неделю (если есть необходимость, то чаще) на базе практики, проводит методические консультации и осуществляет педагогическую поддержку студента при решении им профессиональных задач.

5. Собирает отчетные документы, оценивает их, выставляет студенту итоговую отметку за практику.

6. Проводит итоговую конференцию по практике.

7. Готовит аналитический отчет по результатам практики, который обсуждается на заседании выпускающей кафедры.

Обязанности преподавателя-методиста:

1. Участвует в установочной конференции (по возможности).

2. Оказывает консультативную помощь студентам в ходе подготовки конспектов уроков, помогает им преодолеть возникающие затруднения.

3. Посещает студентов в школе (посещает не менее 1 пробного и 1 зачетного урока студентов по учебным предметам начальной школы и проводит методический анализ работы студента), осуществляет педагогическую поддержку студентов при решении ими профессиональных задач в ходе практики.

4. Анализирует конспекты уроков студента, подготовленный им методический анализ урока, оценивает работу каждого студента в соответствии с выделенными требованиями и критериями и ведет записи в педагогическом дневнике студента.

5. Составляет отчет для руководителя практики по итогам работы курируемой группы студентов (форма произвольная).

6. Участвует в итоговой конференции по педагогической практике.

Функциональные обязанности педагога-наставника в школе

1. Участвует в установочной конференции (по желанию) или знакомится с планом практики самостоятельно.

2. Оказывает консультативную помощь студентам в ходе практики, помогает им преодолеть возникающие затруднения.

3. Дает профессиональные советы и рекомендует необходимые методические материалы;

4. Вместе со своим студентом посещает занятия творчески работающих учителей и учителей-новаторов, заседания методического объединения и затем анализирует их;

5. Привлекает студента к разработке планов занятий и различного рода учебно-методической документации;

6. Учит составлению рабочих программ и других учебно-методических документов;

7. Знакомит с нормативными документами по организации УВП, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников;

8. Посещает уроки, занятия, внеклассные мероприятия по предмету у студента и проводит их разбор;

9. Внимательно изучает и анализирует документацию студентов по практике, оценивает работу студента в соответствии с выделенными требованиями и критериями.

10. Своевременно выставляет студенту итоговую оценку за практику

11.Составляет отчет для организатора практики по итогам работы студента.

Обязанности студента во время прохождения практики:

- знакомится с образовательным учреждением, особенностями его организации и управления, проблемами и перспективами развития, основной образовательной программой, принятыми в нем формами взаимодействия с семьей, другими внешкольными и социальными учреждениями;

- знакомится с классом, в котором проходит практику;

- осуществляет изучение документации и рабочей программы учителя, особенности организации учебно-воспитательной работы, стиль педагогического общения;

- планирует и выстраивает педагогический процесс в соответствии с рабочей программой учителя;

- осуществляет методическую разработку уроков и воспитательных мероприятий;

- осуществляет решение профессионально-педагогических задач методического и организационного характера, работает в сотворчестве с учителем;

- максимально использует возможности образовательной среды для достижения воспитательных целей;

- осуществляет анализ и самоанализ достижения результатов профессиональной деятельности;

- ведет педагогическую документацию по практике и в указанный срок сдает отчет по педагогической практике;

- участвует в итоговой конференции по педагогической практике.

Ежедневно работу студентов наблюдает учитель начальных классов, курирует завуч начальной школы. По окончании практики студент получает от работодателя (администрации школы) характеристику и оценку за практику.

Основные этапы прохождения практики

Весь период практики можно условно разделить на 4 этапа:

Первый этап – подготовительный, осуществляется до практики и связан с ознакомлением студентов с программой педагогической практики, с распределением по базам практики, с подготовкой методического портфеля для защиты готовности к практике. Результатом первого этапа педагогической практики будет допуск студента к практике. Реализуется в декабре/январе, в конце 7 семестра.

Допуск к практике осуществляется в институте детства. В экспертную комиссию входят руководитель-организатор практики, подгрупповые руководители, заведующая кафедрой ПНОиХРР, администрация института детства.

К допуску каждый студент готовит методический портфель, который содержит:

- результаты рефлексии готовности к педагогической практике;

- анализ образовательной среды класса;

- календарно-тематическое планирование по УМК, реализуемому в классе;

- рабочие конспекты уроков;

- программу воспитательного проекта;

- программу формирующего эксперимента.

-

В ходе допуска к практике студент должен быть подготовлен к диалогу с преподавателями, ответам на вопросы, позволяющим уточнить особенности его готовности к решению задач профессионально-педагогической деятельности.

Второй этап - ориентационно-диагностический, связан с погружением в образовательную среду ОУ, с изучением уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся класса. Посещает уроки и осуществляет их методический анализ (см. Приложение). Результатом второго этапа педагогической практики является перспективный рабочий план студентов на предстоящие недели, включающий методическую разработку проекта, определение темы и сроков родительского собрания, программы реализации формирующего эксперимента. Студент представляет данный план учителю и руководителю в школе для промежуточной аттестации. Длительность этапа – 6 дней.

Третий этап – деятельностный, или этап решения профессионально-педагогических задач. На этом этапе студенты работают в соответствии с индивидуальным рабочим планом прохождения практики.

В течение основного этапа практики студент проводит учебно-воспитательную работу в закрепленном за ним классе, выполняя все функции учителя, проявляя при этом максимум самостоятельности. При необходимости студент консультируется у методиста, учителя, руководителя практики. Преподаватель-методист и учитель присутствуют на пробном и зачетном уроках. После урока методист проводит тщательный анализ, обращает внимание на те моменты, которые нуждаются в доработке. Деятельность практиканта фиксируется в информационной среде педагога, благодаря чему у практиканта появляется возможность качественного самоанализа.

Место проектной деятельности в воспитательном процессе класса студент определяет на основе плана воспитательной работы учителя. Студент согласовывает тему и общее содержание проекта с учителем. В процессе подготовки и проведения проекта студент отрабатывает технологию организации данной формы воспитательной работы с детьми. В заключении студент пишет самоанализ проведенной работы.

В процессе всей практики студент, реализуя разнообразные функции учителя, сотрудничает с родителями учащихся, с учителем, администрацией школы и др. участниками образовательного процесса в начальной школе. В рамках этого сотрудничества студент участвует в заседаниях методического объединения учителей, на одном из которых делает сообщение по проблемам обучения, воспитания и развития младших школьников. Данное сообщение может быть подготовлено группой студентов, но выступление каждого со своей частью освещаемого вопроса – обязательно. Выступление на родительском собрании каждый студент готовит совместно с учителем-наставником в своем классе, определяя значимую проблему обучения, воспитания и развития младших школьников.

В ходе прохождения данного вида практики студент продолжает работу над выпускной квалификационной работой в виде апробации проекта формирующего эксперимента. Обязательным является рефлексия пилотного проведения формирующего эксперимента, что должно быть отражено в отчете по НИР.

Заключительный этап - обобщающе-аналитический направлен на подведение студентами итогов педагогической практики, самоаттестацию, подготовку и проведение рабочего совещания на базе практики, итоговой конференции в институте детства. Задачи этого этапа реализуются на последней неделе практики.

Наши рекомендации