Однако(1) выскочить удалось(2) и(3) отдуваясь и фыркая(4) Иван Николаевич начал плавать в чёрной воде(5) пахнущей нефтью(б) меж изломанных зигзагов береговых фонарей.
Ответ:_____________________________.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Подруга (1) красных (2) детских лет (3)
Тебя ли вижу (4) взоров свет (5)
Друг сердца (6) милая Сушкова?
Везде со мною образ твой (7)
Везде со мною призрак милый:
Во тьме полуночи унылой,
В часы денницы золотой.
То на конце аллеи темной
Вечерней, тихою порой,
Одну, в задумчивости томной,
Тебя я вижу пред собой...
(А.С. Пушкин)
Ответ:_____________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Булгаковская ирония и сатира пронизывает одну из первых сцен романа разбора Берлиозом антирелигиозной поэмы Бездомного(1) основным недостатком (2)которой было то(3) что Иисус получился в ней «ну совершенно как ж и вой (4) хотя и не привлекающий к себе персонаж».
Ответ:_____________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он выждал некоторое время(1) зная(2) что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу(З) пока она не выдохнет всё(4) что накопилось у неё внутри(5) и не смолкнет сама(6) и когда этот момент наступил(7) прокуратор выбросил вверх правую руку(8) и последний шум сдуло с толпы.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Януш Корчак. (2)Человек, которого весь мир знает под этим псевдонимом, давно, ещё при его жизни, стал символом - символом стойкости, самоотверженности, всепоглощающей любви к детям, наконец, просто символом верности.
(3)В 2014 году исполнилось 100 лет с тех пор, как Януш Корчак начал работать над своей первой и, пожалуй, самой известной педагогической книгой «Как любить ребёнка». (4)Он писал её во время Первой мировой войны, по большей части в Киеве, где работал врачом в детских приютах. (5)Позднее доктор, педагог и писатель Януш Корчак создал в Варшаве Дом сирот. (6)В августе 1942 года немецкое командование обрекло на смерть всех воспитанников Дома, отдав приказ о депортации детей в концлагерь Треблинка. (7)Корчаку немецкие власти предложили жизнь и свободу, приостанавливали его отправку в лагерь, но он остался с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
(8)У Корчака действительно была возможность уйти из гетто, но всё это было до рокового дня 5 августа 1942 года. (9)Эту возможность ему предлагали участники польского Сопротивления.
(10)Из воспоминаний Ирены Кшивицкой: «Друзья молили и упрашивали Корчака бежать из гетто. (11)Но какой святой убегает от своих мук? (12)С точки зрения обычного здравого смысла, смерть Корчака была не меньшим абсурдом, чем самоубийство врача, у которого пациент умирает от неизлечимой болезни. (13)Но такие, как Корчак, думают другими категориями. (14)Разве мог он остаться жить с тем горьким сознанием, что бросил детей в смертный час? (15)И чего уж там душой кривить, именно он нужен был им, чтобы смягчить страшные мучения предсмертного часа».
(16)Игорь Неверли писал: «На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. (17)Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на двух человек... (18)Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. (19)Смысл его ответа был такой: не бросишь же ты своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. (20)А тут двести детей. (21)Как оставить их одних в запломбированном вагоне и в газовой камере? (22)И можно ли всё это пережить?».
(23)Воспоминание очевидца И. Перле: «Горе глазам, видевшим тот ужас. (24)Януш Корчак, сгорбленный, берёт самого маленького ребёнка за руку и идёт вперёд. (25)Идут и несколько медсестёр в белых фартуках, а за ними двести только что причёсанных детей... (26)Рыдали камни мостовых...».
(27)Впервые советские люди узнали о Януше Корчаке в конце войны из поэмы уральского литератора Беллы Дижур, которая так и называлась: «Януш Корчак».
(28)Незадолго до того, когда в 1943 году поэтесса узнала о трагедии варшавского гетто и Дома сирот, она проводила на фронт сына (после войны он станет скульптором и его имя будет известно не только в мире искусства: Эрнст Неизвестный). (29)Переживание судьбы Корчака, память о его стойкости и самоотверженности помогали Дижур справляться со своими невзгодами. (30)Она взялась за поэму о Корчаке. (31)В 1945 году отрывки из неё и напечатала комсомольская газета «На смену»:
...И, оттолкнув рукой часового,
Доктор легко поднялся в вагон,
И вот он в кругу ребятишек снова
Взволнованным шёпотом окружён...
И сотни ручонок тонких, дрожащих,
К нему потянулись, и он в кольце.
И старое сердце забилось чаще,
И свет заиграл на его лице.
И свет этот виден был так далеко,
Что даже фашистский солдат без слов,
Минутой позднее железного срока
Бросил на двери гремящий засов.
(По материалам статей Д. Шеварова и Е. Бродского.)
Януш Корчак (1818 - 1942) - выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
20. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Немецкое командование обрекло на смерть воспитанников Дома сирот.
2) У Януша Корчака не было возможности уйти из гетто.
3) Януш Корчак не мог бросить детей в смертный час.
4) Друзья Януша Корчака ничего не приготовили для его побега из гетто.
5) Стойкость и мужество Корчака помогли справиться с невзодами Белле Дижур.
6) Ответ:_____________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 5-7 присутствуют элементы повествования.
2) В предложении 12-15 представлено рассуждение.
3) Предложения 16-17 включают описание.
4) Предложения 24-26 содержат описание.
5) В предложениях 32-34 представлено повествование. Ответ:_____________________________.
22. Из предложений 4-7 выпишите антонимы. Ответ:_____________________________.
23. Среди предложений 18-24 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
«Д. Шеваров и Е. Бродский рассказывают об удивительном человеке, мужественном, самоотверженном, стойком и верным до конца и своим убеждениям, и детям, с которыми добровольно отправился в газовую камеру. Автор создаёт незабываемый образ высокой духовности, используя, в частности, тропы:
(А)__(«Рыдали камни мостовых» в предложении 26) и (Б)__(«Взволнованным шёпотом» в предложении 32, «ручонок тонких, дрожащих» в предложении 33, «гремящий засов» в предложении 35), а также такие синтаксические средства выразительности, как (В)__в предложении 2 и (Г)__в предложении 20».
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) просторечные слова
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) ряд однородных членов предложени
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарийдвапримера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.