Самостоятельная работа №1. Статистическая обработка результатов экспериментального исследования с помощью параметрического критерия Стьюдента
Методология и методы научного исследования».
Методика Стьюдента используется после тестирования в тех случаях, когда результаты представлены в абсолютных значениях. Её нельзя использовать после использования метода шкалирования полученных результатов.
Суть методики кратко сводится к сопоставлению значений Т фактического, определяемого по специальной формуле и значений статистики Т Стьюдента, найденного в соответствующей таблице. При равенстве значений или превышении Т фактического над Т Стьюдента разница в среднеарифметических значениях измеряемого признака считается статистически достоверной, а эффективность предлагаемой методики (методов, приемов, методических средств, методических условий) доказанной.
Конкретная профессиональная ситуация. Тестирование 25 детей экспериментального и 24 детей контрольного первых классов МБОУ №7 г. Ржева показало, что среднеарифметические значения показателей развития образной памяти у детей экспериментального и контрольного классов на заключительном, контрольном этапе экспериментальной работы были следующие:
Варианты среднеарифметических значений, предлагаемые студентам | Экспериментальная группа _ Хэксп.= | Контрольная группа _ Хконтр.= |
А | 0,94 | 0,68 |
Б | 0,86 | 0,50 |
В | 0,77 | 0,36 |
Г | 0,95 | 0,44 |
Д | 0,70 | 0,34 |
Е | 0,89 | 0,50 |
Ё | 0,84 | 0,37 |
Ж | 0,79 | 0,39 |
З | 0,74 | 0,32 |
И | 0,69 | 0,29 |
К | 0,72 | 0,24 |
Л | 0,93 | 0,53 |
М | 0,90 | 0,49 |
Н | 0,87 | 0,39 |
О | 0,68 | 0,27 |
П | 0,75 | 0,32 |
Р | 0,71 | 0,30 |
Т | 0,88 | 0,48 |
У | 0,86 | 0,49 |
Ф | 0,85 | 0,38 |
Х | 0,83 | 0,36 |
Ш | 0,87 | 0,41 |
Щ | 0,86 | 0,43 |
Э | 0,69 | 0,31 |
Ю | 0,74 | 0,42 |
Я | 0,82 | 0,38 |
Определите, достоверна ли разница между среднеарифметическими значениями показателей развития образной памяти у детей экспериментального и контрольного классов образовательного учреждения. Можно ли говорить об эффективности методических приемов и средств, использованных на формирующем этапе эксперимента, для развития образной памяти у первоклассников?
Информация для сведения.
Таблица значений Т Стьюдента при уровне значимости Р=0,01 и Р=0,05 для различного числа степеней свободы.
Число степеней свободы (df) | Тst при Р=0,01 | Тst при Р=0,05 |
63,66 | 12,71 | |
9,93 | 4,30 | |
5,84 | 3,18 | |
4,60 | 2,78 | |
4,03 | 2,57 | |
3,71 | 2,45 | |
3,50 | 2,37 | |
3,36 | 2,30 | |
3,25 | 2,26 | |
3,17 | 2,23 | |
3,11 | 2,20 | |
3,06 | 2,18 | |
3,01 | 2,16 | |
2,98 | 2,14 | |
2,95 | 2,13 | |
2,92 | 2,12 | |
2,90 | 2,11 | |
2,88 | 2,10 | |
2,86 | 2,09 | |
2,85 | 2,09 | |
2,83 | 2,08 | |
2,82 | 2,07 | |
2,81 | 2,07 | |
2,80 | 2,06 | |
2,79 | 2,06 | |
2,78 | 2,06 | |
2,77 | 2,05 | |
2,76 | 2,05 | |
2,76 | 2,05 | |
2,75 | 2,04 | |
2,70 | 2,02 | |
2,66 | 2,0 | |
2,62 | 1,98 | |
¥ | 2,58 | 1,96 |
«Методический сундучок».
Воспитатель-исследователь поставил задачу экспериментально доказать влияние выявленных им и теоретически обоснованных методических условий на степень развития логического мышления у детей старшей группы ДОУ.
На контрольном этапе экспериментальной работы с помощью тестирования по методике «Третий лишний» была обнаружена разница в среднеарифметических значениях показателей развития логического мышления у детей старшей экспериментальной и контрольной групп ДОУ: 0,96 и 0,70 соответственно.
«Для того, чтобы определить достоверна ли разница между среднеарифметическими значениями показателей развития логического мышления у детей старшей экспериментальной и контрольной групп ДОУ, а значит доказать эффективность выявленных методических условий, воспользуемся параметрическим критерием Стьюдента.
Методика Стьюдента требует перевода среднеарифметических значений в проценты:
_
Хэксп. = 0,96 P эксп.. =96%
_
Х контр. = 0,70 P контр. =70%
n экспер. = 21(число детей в экспериментально группе)
n контр. = 22 (число детей в контрольной группе)
По формуле найдем Тфакт.:
Тфакт.= = =
= = = = =2,5
Для нахождения Т табличного (Т табл.) или Т Стьюдента (Тst) находим сначала число степеней свободы (df) по формуле:
|
Следовательно, df=(nэ+ nк)-2= (21+22) –2= 41
Далее работаем с таблицей «Критические значения Т Стьюдента».
По таблице находим значение Тst, при уровне значимости P=0,01: при df=41 Ттабл=2,02.
Итак, Тфакт. больше Ттабл., а именно 2,5 больше 2,02. На этом основании делаем вывод о статистической достоверности разницы между среднеарифметическими значениями показателей развития логического мышления у детей старшей экспериментальной и контрольной групп ДОУ при уровне значимости Р=0,01, или гарантированной вероятности 99%.
Тем самым, можно считать экспериментально доказанным влияние (эффективность) выявленных методических условий на повышение степени развития логического мышления у детей старшей группы ДОУ».