Технологическая карта урока 22 Строчная и заглавная буквы У, у
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы У, у; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [у]; используют заглавную букву в именах собственных; грамотно записывают предложения, обозначают границы предложения на письме |
Личностные результаты | Проявляют доброжелательность, внимание, помощь в ходе учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, находят ошибки, устанавливают их причины. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации на страницах «Прописи 2»; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью. Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буквы У, у; строчная, заглавная, печатная, письменная буквы; слого-звуковой анализ слов; звук [у]; предложение |
Образовательные ресурсы | 1. Игрушка утка. 2. Бусы. 3. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 2», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный.Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | – Сегодня мы будем учиться писать букву У. Какой звук обозначает эта буква? – Гласный звук У можно петь. Чайник на плите стоит. Чайник тонко голосит: у-у-у! ВОЛК И КОМАРИК Волк комарика ловил, Себе лапой нос разбил: у-у-у! – Стой, комарик, я прошу (у-у-у), Себе лоб я почешу (у-у-у)! Л. Царева | – Гласный. Поют вместе с учителем звук [у] | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы, произношение звука |
III. Усвоение новых зна- | Фронтальная, индивидуальная. | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Рыбка» | Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». | Внимательно слушают, выполняют упражне- | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения |
Продолжение табл.
ний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание | ние в соответствии с показом учителя | для мелкой моторики пальцев рук | |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильности посадки при письме, обращения с ручкой |
3. Знакомство с буквой У | Фронтальная. Словесный. Беседа | Буква У напомнит ушки У зайчонка на макушке. У улитки рожки тоже Так на букву У похожи! Пририсуем сук к стволу – И увидим букву У. У рисуем угольком, Палку к палке – уголком. Угол. Уголь. У мы слышим. У в начале слов напишем. И. Лопухина – О какой букве – печатной или письменной – говорится в стихотворении? – Сравните печатную и письменную буквы У. Чем они похожи? | Слушают стихотворение. – О письменной букве. Отвечают на вопрос | Сравнивают печатную и письменную буквы, находят черты сходства | Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
4. Знакомство с написанием буквы у (с. 11) | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ | – Рассмотрите образец строчной буквы у. Буква состоит из двух элементов. Первый элемент – короткая палочка с закруглением внизу. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз. Чуть-чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – палочка с петлей внизу. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз длинную палочку, затем движением руки влево пишем петлю, она должна быть небольшой. Петля пересекается с наклонной палочкой обязательно на нижней линии рабочей строки. Заканчиваем писать на середине рабочей строки. – Пропишите элементы буквы у в воздухе | Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в строчной букве | Фронтальный. Наблюдение учителя |
5. Работа в «Прописи 2» (с. 11). Письмо элементов буквы у и буквы у | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа | – Рассмотрите образец строчной буквы у. – Из каких двух элементов состоит буква? – Для чего нужны стрелки? – Обведите элементы буквы. – Допишите на первой и второй строчках элементы буквы у, на третьей строчке допишите букву у. – Дома вы потренируетесь в написании буквы у | Рассматривают букву, ее элементы. Отвечают на вопросы учителя. Пишут элементы буквы у, букву у | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в строчной букве у. Осуществляют письмо буквы у в соответствии с образцом | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль |
6. Работа в «Прописи 2» | Фронтальная, индивидуальная. | МАША ЗАБЛУДИЛАСЬ Плачет Маша: … (а-а-а), А волчище… (у-у-у)! | Слушают стихотворение, читают слова в прописи, | Воспроизводят форму изучае-мой буквы | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, |
Продолжение табл.
(с. 11). Чтение и письмо слов | Практический, словесный. Чтение стихотворения, беседа, письмо | Страшно Машеньке в лесу, Позовем ее: … (Ау)! Л. Царева А у нас есть девочка, Звать ее Аленушка, Девочка-припевочка, Круглая головушка. Целый день … («уа-уа») – Вот и все ее слова. Е. Благинина – Прочитайте «слова», записанные на двух последних строках. Обратите внимание на соединение букв. – Что написано на предпоследней строчке? – Как предложение оформляется на письме? – Какое предложение по интонации? Прочитайте его выразительно. – Допишите последние две строчки | выполняют их письмо. – Предложение. – Начинается с большой буквы, в конце ставится знак препинания. – Восклица- тельное | и ее соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Читают предложение, анализируют его, определяют интонацию, записывают, обозначая на письме границы предложения | письмо |
7. Слого-звуковой анализ слов (с. 11) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | Учитель показывает игрушку утку и бусы. – Назовите, что это. Есть в словах, обозначающих данные предметы, звук [у]? Где он стоит? – Рассмотрите схемы-модели слов утка и бусы. – Выполните слого-звуковой анализ этих слов | – Утка (в начале слова), бусы (в середине слова). Выполняют анализ слова | Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью | Фронтальный, индивидуальный. Слого-звуковой анализ слов, устные ответы |
Продолжение табл.
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Ветер дует, завывает: «У-у-у-у!» Нашу мельницу вращает: «Вж-вж-вж!» Раз, два, три, четыре – Завертелась, закружилась. | Выполняют наклоны вперед, руки в стороны | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
8. Знакомство с написанием заглавной буквы У | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ | – Рассмотрите образец заглавной буквы У. Буква У состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем руку вверх вправо, закругляем, ведем наклонную линию вниз, к нижней линии рабочей строки. Чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем чуть вправо вверх. Второй элемент должен находиться на одинаковом уровне с первым. Ведем вниз наклонную линию. Чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. – Запишите эти элементы в воздухе | Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописы- вают элементы в воздухе | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в заглавной букве | Фронтальный. Наблюдение учителя |
9. Работа в «Прописи 2» (с. 12). Письмо элементов, буквы, предло- жения | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Беседа, письмо | – Из каких двух элементов состоит буква У? – Для чего нужны стрелки? – Обведите элементы буквы. – Обведите ковш. – Допишите на первой строке элементы буквы У,на второй строке – букву У. – Дома вы потренируетесь в написании буквы У. – Прочитайте предложение, соблюдая интонацию. Обратите внимание на соединение букв. Напишите его. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют письмо элементов буквы, буквы, предложения. Читают предложение, вписывают букву у в слова | Воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо |
Продолжение табл.
– Соединение каких букв написано? Напишите так же. – Что написано на нижней строчке? – Как вы догадались, что это предложение? – Впишите букву у в слова предложения | ширине и углу наклона. Читают предложение, соблюдая инто- нацию | ||||
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Слого-звуковой анализ слов (с. 12) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | – Рассмотрите схемы-модели слов Уля и Устин. Соотнесите схемы с рисунками. – С какой буквы начинаются слова? – Почему эти слова пишутся с заглавной буквы? – Выполним слого-звуковой анализ слов. – Рассмотрите схему слова Уля. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог? – Сколько звуков во втором слоге? – Из чего состоит второй слог? – Рассмотрите схему слова Устин. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог? | – С заглавной буквы У. – Это имена. – Два. – Первый. – Один. – Из гласного звука. – Два. – Из слияния согласного звука с гласным. – Два. – Второй. – Два. – Из гласного и согласного. | Выполняют слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносят написанные слова со схемой-моделью. Объясняют написание имен собственных, использование заглавной буквы | Фронтальный, индивидуальный. Слого-звуковой анализ слов, устные ответы |
Продолжение табл.
– Сколько звуков во втором слоге? – Из чего состоит второй слог? | – Три. – Из слияния согласного с глас-ным, согласного за пределами слияния | ||||
2. Работа в «Прописи 2» (с. 13). Письмо | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо | – Посмотрите на буквы, расположенные в верхней части страницы 13. Что вы можете о них сказать? Какие они? – Обведите заглавные и строчные буквы, вспомните, откуда начинаем писать каждую букву. – Что написано на следующей строке? – Обведите орнамент | – Прописные, заглавные, строчные. Выполняют письмо букв. – Орнамент. Обводят орнамент | Обводят по контуру орнамент, обводят и пишут изученные буквы самостоятельно | Индивидуальный. Письмо |
3. Чтение предложений (с. 13) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Найдите в «Прописи 2» на с. 13 предложения. Как вы догадались, что это предложения? – Прочитайте предложения, заменяя рисунки словами. – Почему здесь используется заглавная буква? | – Начало предложения и имена людей пишутся с заглавной буквы. – Это начало предложения | Дополняют предложения словами, закодированными в предметных рисунках | Фронтальный. Устные ответы |
4. Слого-звуковой анализ слов (с. 13) | Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа со схемой | – Поработайте в паре. Выполните слого-звуковой анализ слов, обозначающих имена (Алеша, Инна, Оксана). Проверьте работу друг друга | В паре выполняют анализ слов, задают друг другу вопросы | Работают в паре: анализируют работу товарища и оценивают ее по критериям, данным учителем | Парный. Слого- звуковой анализ слов, устные ответы. Взаимооценка |
Окончание табл.