Определение понятия «умственная отсталость» в современной специальной психологии????????????добавить
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга,имеющим диффузный характер мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность. Умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после трех лет), называется деменцией. В результате травм головного мозга, различных заболеваний центральной нервной системы происходит распад уже сформировавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков.
Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении и потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться. Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжелой степени. Появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет предотвратить или затормозить прогрессирование заболевания. Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными психопато-логическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозоподобным.
Роль биологических и социальных предпосылок в психическом развитии человека. Общие закономерности психического развития нормального и умственно отсталого ребенка. Л.С. Выготский о структуре и путях компенсации интеллектуального дефекта. Эндогенные и экзогенные причины умственной отсталости. Степени выраженности нарушений интеллекта и тенденции использования в науке следующих дефениций: «идиотия», «имбецильность», «дебильность». Значение клинико-генетических, психологических, социологических исследований для предупреждения возникновения и правильной диагностики интеллектуальных нарушений.
2.Цель, задачи и содержание курса математики в школе VIII вида
Цели и содержание математического образования зафиксированы в учебных программах, учебниках и учебных пособиях по математике. Постоянное развитие общества приводит к периодическому пересмотру целей и содержание образования в соответствии с поставленными обществом требованиями.
Исходя из общих целей средней общеобразовательной школы, из специфики математики как науки, ее роли и места в современной системе наук, в технике и производстве, ее значение в жизни современного общества, определяются цели обучения математике в средней общеобразовательной школе.
Цели - это планируемые результаты обучения, на достижение которых будет направлена совместная деятельность учителя и ученика в процессе обучения математике.
2.2Задачи МПМ
Поэтому перед МПМ стоят следующие задачи: 1) определить конкретные цели изучения математики и содержание учебного предмета средней школы; 2) разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; 3) рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.
Поэтому, можно сказать, что МПМ - дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания, средств, форм и методов обучения математике в учебных заведениях различных типов. И более кратко задачи МПМ - можно сформулировать так:
Зачем надо учить математике? - Цели обучения
Что надо изучать? - Содержание обучения
Как надо обучать математике? - МПМ.
С учетом психологической характеристики учащихся определенного возраста и предшествующего обучения, ММ определяет содержание и разрабатывает методы получения, соответствующие этому содержанию и уровню мыслительной деятельности учащихся. ММ занимается также анализом математической деятельности и разработкой методов изучения всех ее аспектов. В задачи ММ входит разработка методов построения школьного курса математики и отдельных ее разделов по годам обучения. Поэтому она анализирует идейные основы самой математики и исследует возможности построения школьного преподавания на базе тех же общих идей и математических понятий. Она разрабатывает методику формирования и развития математических идей в школьном обучении и изложение школьного курса математики на базе этих идей.
2.3Содержание методики математики составляют вопросы её общих теоретических основ (общая методика математики) и вопросы изучения отдельных разделов, тем курса (частные методики математики).
Школьное математическое образование - это организационный процесс и результат усвоения предусмотренных программой математических знаний, умений и навыков, а так же приёмов мышления и способов познания. Оно включает в себя обучение математике и связанное с ним воспитание. Поэтому предметом МПМ является математическое образование, к основным компонентам которого относится: 1) содержание (математическая информация, подлежащая изучению); 2) структура (система построения и последовательность изучения информации); 3) методы и средства подачи и усвоения учебной информации; 4)деятельность учителя на уроке; 5) интерес учащихся к изучению математики, в сочетании с обучением и воспитанием. Предметом методики математики (ММ) является обучение математике, которая представляет собой научную область, занимающуюся исследованием процесса обучения в математике, где бы он ни происходил (от дошкольников до ВУЗов). Под ММ (методикой математики) будем понимать область, предметом которой является обучение математике в средней общеобразовательной школе.
3. не нашлаПеречислите способы определения размеров предметов или их сравнения в младшем школьном возрасте на уроках математики.
Б. №40.
1.Особенности высшей нервной деятельности (ВНД) детей с умственной отсталостью (психологическая характеристика)
Физиологические механизмы психической жизни человека. Функциональная организация человеческого мозга с позиций современной нейрофизиологии и нейропсихологии (А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.В. Симонов и др.).
Причины патологии нервной деятельности. Особенности ВНД детей с умственной недостаточностью (А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.А. Новикова, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.).
Расстройства высших психических функций при поражении головного мозга (А.Р. Лурия и др.).
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями нейродинамических процессов, с поражением лобных отделов коры головного мозга. Учет патологии ВПД в организации коррекционного обучения и воспитания умственно отсталых детей.
2.Содержание, система и принципы построения курса естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Содержание, система и принципы построения курса естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Учебные программы по естествознанию для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Анализ программ.
Принципы построения курса естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Преемственность программы по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 1-4 классов и программы по природоведению для детей, обучающихся в 5-х классах с программами по естествознанию для учащихся старших классов.
3.Проанализируйте по предложенной схеме Программу специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (биология, любой класс по выбору).
Сборник 1 включает в себя программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по следующим предметам: русский (родной) язык, математика, природоведение, биология, география, история, обществоведение, социально-бытовая ориентировка, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.
Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно-отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Содержание обучения по всем программам носит практическую направленность и способствует социальной адаптации учащихся.