Технологическая карта урока 41 Заглавная буква Б
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения писать заглавную букву Б, развития моторики, фонематического слуха, воспитания аккуратности |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [б]; обводят элементы буквы Б безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок с печатного шрифта; дополняют предложения, данные в прописи; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: организовывают свое рабочее место под руководством учителя, умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение |
Основное содержание темы, понятия и термины | Заглавная буква Б, звук [б],печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных |
Образовательные ресурсы | 1. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 2. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/ |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный.Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи. 1. Игра со словами | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы. – Предлагаю поиграть со словами. 1) Рассыпалось слово, восстановите его: ББААРН. 2) Прочтите слово с конца: АКШУБАБ. 3) Найдите слово в слове: БРАК, БУСЫ | Внимательно слушают. – БАРАБАН. – БАБУШКА. – РАК, УСЫ | Принимают учебную задачу. Воспроизводят по памяти информацию | |
2. Беседа. Составление слов по схеме | Фронтальная. Словесный | – Впишите в квадраты 4 слова, которые начинаются с буквы Б, устно определите ударение. – Как вы напишите первое слово? Почему? | – С заглавной буквы. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. |
Продолжение табл.
– Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать? | – Буратино. – Бабочка. – Бревно. – Букет. Указывают ударный слог. – Заглавную букву Б | ||||
III. Усво-ение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Коза». Тили-тили, тили-тили, Три козы траву косили По лугам-лужочкам, По зеленым кочкам. Козушки молоденькие, Хвостики коротенькие | Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим. | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверим посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
Продолжение табл.
3. Работа в «Прописи 3» (с. 13). Анализ начертания и написание заглавной буквы Б | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ. Беседа, письмо | – Откройте с. 13. Обведите по контуру элементы буквы Б. Письмо буквы Б по элементам. – Напишем букву Б по элементам: в воздухе, на доске, в тетради. – Напишите заглавную букву Б в прописи. – Напишите слоги с заглавной буквой Б: Ба, Би, Бу. – Напишите имякотенка: Барсик | Обводят по кон-туру элементы буквы. Рассматривают прописную букву Б, прописывают элементы буквы, букву Б, слоги и слово | Анализируют образец изучае-мой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву Б в соответствии с образцом | Индивидуальный. Проверка правиль-ной ориентировки в рабочей строке. Правильное называние и написание элементов и заглавной буквы Б |
Физкультминутка | Коллективная, индивидуальная. Практи- ческий | Мы читали, мы писали, Наши пальчики устали. Чтобы пальчики размять, Надо ручками махать. А теперь давайте, братцы, За учебу приниматься! | Одна прямая рука вверх, другая – вниз, рывком руки меняются, на счет «три» разминают пальцы. Садятся на места | Осуществляют профилактику утомления | Фронтальный. Наблюдение учителя |
4. Работа над предложениями (с. 13) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Письмо | – Прочитайте предложения. Запишите по образцу. | Записывают предложения по образцу: У Бориса кот Барсик. На реке бобры. | Выполняют письмо по образцу | Индивидуальный. Запись предло- жений |
Окончание табл.
предло- жений | – Разгадайте ребус и запишите слово | Бобры – строи- тели. Разгадывают ребус: БО ® РИС | |||
IV. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какую букву вы учились писать? – Как на письме используется заглавная буква? – Буква Б довольна вашей работой. А вы? | Отвечают на вопросы учителя | Оценивают свою работу на уроке |
Строчная и заглавная буквы Б, б
Педагогическая цель | Создать условия для отработки написания заглавной и строчной букв Б, б, использования на письме заглавной буквы, развития моторики, фонематического слуха, воспитания аккуратности |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Называют правильно элементы букв Б, б,анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в строчных и прописных буквах; списывают без ошибок печатный шрифт; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [б]; дополняют предложения, данные в прописи; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона; понимают значение слов «один», «много»; грамотно оформляют на письме все виды предложений |
Личностные результаты | Осознают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль действий, понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: проявляютготовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют собственную точку зрения; дают оценку действиям |
Основное содержание темы, понятия и термины | Строчная и заглавная буквы Б, б, звук [б],печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных |
Образовательные ресурсы | Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный.Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Сегодня мы закрепляем написание заглавной и строчной букв Б, б. –Каким звуком является[б]? – Элементы каких ранее изученных букв используются для написания строчной и заглавной Б, б? | Внимательно слушают. – Согласным. Отвечают на вопрос | Принимают учебную задачу. Определяют цель и пути ее достижения | |
III. Обоб-щение знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Зайка и зеркало». Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит | Левая ладонь кверху, делают «козу». Сверху накладывают правую руку, изображая «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляют средние и безымянные пальцы и ими двигают в противоположные стороны | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
Продолжение табл.
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверим посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Работа в «Прописи 3» (с. 14, 15). Написание строчной и за-главной букв Б, б | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный | – Повторим написание строчной и заглавной букв Б, б. – Обведите узоры «Улитка», «Спираль» по контуру. – Напишите буквы Б, б на с. 15. – Вставьте парные согласные в слова балка, палка | Выполняют задания в прописи | Правильно ориентируются в рабочей строке. Анализируют начертание строчной и заглавной букв Б, б,выделяют элементы в прописной букве, верно их называют, вставляют парные согласные | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов заглавной и строчной буквы Б, б |
4. Запись предложений по образцу (с. 14) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | – Прочитайте предложения на с. 14. – Запишите предложения по образцу. – Как на письме оформляются предло- жения? – Чем интонационно отличаются эти предложения? | В библиотеке. В библиотеки много книг. Кто был в библиотеке? Отвечают на вопрос. – В двух предложениях стоит точка, третье предложение является вопросительным | Записывают предложения, находят интона- ционные различия в них | Индивидуальный. Самостоятельное письмо предло- жений |
Окончание табл.