Формирование культурно-гигиенических навыков у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка
В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Методика соответствующей работы воспитателей определяется программными требованиями, возрастными и психофизическими особенностями воспитанников дома ребенка.
К числу основных условий успешного формирования культурно - гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Нельзя забывать, что для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи, поэтому необходимо выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения предметов, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п.
Режим дня, организованный в доме ребенка, способствует не только формированию культурно-гигиенических навыков, но и воспитанию организованности и дисциплинированности. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым, предохраняя нервную систему детей от переутомления.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под постоянным руководством персонала, поэтому необходимо обеспечение полной согласованности в требованиях у всех работников группы. Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.
Подготовкой к формированию навыков по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению.
Главными методами обучения воспитанников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях.
Необходимо отметить, что показ любого действия должен сопровождаться пояснением и даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это поможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Не нужно забывать и о том, что в дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа» - советовал А.С. Макаренко. В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей.
Необходимо помнить и о последовательности в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован.
Особая роль в воспитании культурно - гигиенических навыков, особенно в младшем дошкольном возрасте, принадлежит игровым приемам, таким как дидактические игры, потешки, короткие стихотворения. Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом» и т.п.), т.к. именно игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Посредством игры воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни, а ребенок в свою очередь лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи, получает возможность глубже понять окружающий мир.
Очень важен и прием поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но одновременно не нужно этим и злоупотреблять. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам: начинает следить не только за чистотой своих рук, лица, но и своих вещей, за порядком в группе.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его сознания, а например, в требовании взрослого, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие. Итак, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки-действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность. В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые в последующем должны стать привычками.