Методика ознакомления дошкольников с поэзией
Цель.Выявить особенности работы с поэтическими произведениями на занятиях и вне занятий.
Вопросы к занятию
1. Внутрижанровая классификация поэтических произведений для детей.
2. Особенности восприятия детьми поэтических произведений в разных возрастных группах.
3. Требования к отбору поэтических произведений для ознакомления и заучивания младшими и старшими дошкольниками.
4. Система ознакомления детей с поэзией в разных возрастных группах (на основе анализа программы).
5. Методика работы над стихотворными произведениями в детском саду.
Задания к занятию
1. Законспектируйте статью Л.Я. Панкратовой о выразительном чтении стихотворений (см. Хрестоматию по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - С.510 - 516).
2. Составьте конспект занятия по ознакомлению детей с эпическим стихотворением или по заучиванию наизусть лирических стихотворений (по выбору) с использованием метода моделирования.
Методические рекомендации. В начале занятия необходимо рассмотреть специфику поэтического текста и выявить особенности восприятия текста дошкольниками разных возрастных групп.
Также важно представить внутрижанровую классификацию поэтических произведений для дошкольников.
При выявлении задач ознакомления детей дошкольного возраста с поэтическими произведениями необходимо представить структуру занятия по ознакомлению с поэтическими произведениями.
Литература
1. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 72 с.
2. Гриценко, З.А. Положи твое сердце у чтения: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам / З.А. Гриценко. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
3. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
4. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова; Под ред. В.И. Логиновой. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. – 64 с.
5. Иванова, О.А. Учимся читать художественную литературу: программа, тематическое планирование, конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста / О.А. Иванова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 80 с.
6. Иванова, О.А. Учимся читать художественную литературу: программа, тематическое планирование, конспекты занятий. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста / О.А. Иванова. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с.
7. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: Сфера, 2004. – 224 с.
Лабораторное занятие № 2
Роль иллюстрации в приобщении дошкольников к книге
Цель.Выявить особенности иллюстрации в книгах для детей. Выявить специфику организации рассматривания детьми книжных иллюстраций. Научиться разрабатывать фрагмент занятия по рассматриванию книжных иллюстраций.
Вопросы к занятию
1. Определение понятия «иллюстрация». Значение иллюстрации в детской книге.
2. История и современное состояние иллюстрирования детской книги. Книга как дизайнерский проект.
3. Особенности художественной иллюстрации в книгах для детей.
4. Особенности восприятия книжной иллюстрации в разных возрастных группах.
5. Требования к иллюстрациям в книгах для детей.
6. Требования к отбору книг для детского чтения.
7. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией в разных возрастных группах.
Методические рекомендации. В процессе подготовки к занятию необходимо:
1. Законспектировать статью Т.А. Репиной по ознакомлению детей с книжной иллюстрацией (см. Хрестоматию по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - С.531 - 538).
2. Прочесть статью Конашевич В.М. «О рисунке для детской книги» и выписать те её положения, которые касаются требований к иллюстрациям в детской книге. (Конашевич В.М. О рисунке для детской книги.// Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания. Статьи. Письма. С приложением воспоминаний о художнике. – М.: Детская литература. – 1968.- С. 193-197).
3. Дать оценку любой имеющейся в домашней библиотеке студента детской книги с точки зрения требований к её иллюстрированию.
4. Проанализировать иллюстрации разных художников к одному произведению с целью определения их своеобразия по плану:
· индивидуальность творческой интерпретации замысла книги художником;
· особенности решения художественной и педагогической задачи иллюстратором;
· предпочтительность выбора иллюстраций для показа детям. Обоснование выбора.
Также целесообразно разделиться на подгруппы и разработать план рассматривания иллюстрации в книге для детей разных возрастных групп детского сада.
Литература
1. Ганкина Э.З. Художественная иллюстрация в детской книге. – Детская литература: Учебное пос. для уч-ся пед. училищ. – Изд. 3-е. – М.: Просвещение. – 1989. – С. 370-387.
2. Кудрявцева Л. Художники детской книги. – М.: Академия. – 1998.
3. Кудрявцева Л. Собеседники поэзии и сказки: Об искусстве художников детской книги. – М.: ОАО «Московские учебники». – 2008.
4. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста. – Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М.: 1960. – С. 77 – 85.
Лабораторное занятие № 3