Общефилософские (методологические) принципы

- Принцип детерминизма – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений, в СР это выражается как взаимосвязь социальных проблем друг с другом и т.д.

- принцип отражения – это свойство, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или явления, например забастовки, митинги как реакция на задержку заработной платы;

- принцип развития – это необратимое, направленное, закономерное изменение, в результате чего возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта; и революционную - характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта. Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития и, регрессивную, нисходящую.

- принцип историзма – подход к действительности как изменяющейся во времени и развивающейся. Рассматривает объект как систему, обладающей определенной внутренней структурой, изучение процесса его развития и др;

- принцип единства сознания и деятельности;

- принцип неразрывной связи индивида и его социальной среды;

2. Социально-политические принципывыражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности соци­альной работы от социальной политики государства. К основным принци­пам этой группы можно отнести:

- единство государственного подхо­да в сочетании с региональными особенностями социальной работы – это умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять наиболее эффективные способы решения задач социальной работы, видение перспективы развития СР и т.д.

- гуманизма – признание человека высшей ценностью, защита его достоинства гражданских прав, создание условий для проявления способностей личности. Тесно связан со следующим принципом

- демократизм содержания и методов СР требует умения установления психологического климата с клиентом, требует соблюдения правил и норм общения, уважения и внимания к личности клиента и т.д.

- учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними,

- законность и справедливость деятельности социального работника.

3. Группа организационно-распорядительных принципов выделяет

- социально-технологическая компетентность кадров;

- принцип контроля и проверки исполнения обеспечивает реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения;

- принцип функциональ­ной определенности – четкое выполнение работниками социальных служб своих функциональных обязанностей,

- принцип единства прав и обязанностей, полно­мочий и ответственности кадров социальных служб – четкое функционирование СС достигается на основе ясного представления каждым специалистом своих прав и обязанностей

3. Психолого-педагогические принципы -выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздейст­вия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивид­ных характеристик при осуществлении любых социально-техноло­гических процедур. К основным принципам этой группы следует отнести:

- комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними;

- индивидуальный подход;

- целенаправленность и адресность социальной работы – цель воздействия на клиента определяет способ и характер деятельности СР-ка. Достижение цели является мерой эффективности предпринимаемых СР-ком усилий

Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы самопомощи и взаимопомощи клиентов, сочетает в себе логическую непротиворечивость, верифицируемость и практическую направленность.

Представления о структуре социальной работы как науки были бы неполными без ее функцио­нального аспекта.

Функции СР как науки:

• информационная, т.к. теория социальной работы со­держит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата, в закономерностях и принципах;

• объяснительная, так как наука признана объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития;

§ эвристическая, заключающейся в том, что научная теория не просто описывает действительность, а несет в себе нова­ции, новые знания, которые расширяют наши представле­ния о проблемах социальной работы;

• практическая, состоящей в том, что СР порождается по­требностями практики, развивается на ее основе и находит подтверждение своей истинности в практике.;

• прогностическая, которая выявляет тенденции, предсказывая направленность развития социальных процессов, объектов социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие на развитие социальных явлений и процессов.

Таким образом, системный характер СР обозначил структуру СР как науки через определение ее объекта, предмета, функции, закономерностей и принципов.

Одной из основных задач СР – развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов.

Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Методы научного познания—это обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний, отвечающие критериям эмпирической проверяемости (т.е. проверке на опыте) и опровержимости.

Методы, используемые в социальной работе для целей объективного научного познания и формирования представлений об объекте исследования, аналогичны методам, применяемых в других науках.

В науке не существует знания вне метода: если нет научного метода для изучения явления — значит, нет и научного знания о нем.

Современная система научных методов столь же многообраз­на, как и сама система знаний об окружающем мире. В связи с этим существуют различные классификации методов в зависимости от признаков, положенных в основание классификации: степень общ­ности, сфера применения, содержание и характер деятельности и т. п.

Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характе­ром теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить (В. И. Курбатов и др., 2003).

1. Всеобщий (или философский) метод понимается как един­ство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности. Всеобщих методов в истории позна­ния известно два: диалектический и метафизический. Это общефи­лософские методы. Метафизический метод с середины XIX в. на­чал все больше вытесняться диалектическим. Метод материалис­тической диалектики, сущность которого в том, что процесс выяв­ления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики са­мой социальной действительности, в настоящее время единствен­ный всеобщий метод. При этом любое явление или событие рас­сматривается и исследуется в состоянии своего становления и раз­вития, что исключает субъективность в подборе и толковании фак­тов, предвзятость и односторонность.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Они имеют весьма широкий междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровня научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания характери­зуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществ­ляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях природы путем проведения наблюдений, выполнения раз­нообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь произво­дится также первичная систематизация получаемых фактических Данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. В науке принято выделять два основных общенаучных эмпирических метода: наблю­дение и эксперимент.

Наблюдение. Научное познание как способ отражения реаль­ности предусматривает восприятие особенностей явле­ний природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфи­ки и изменений. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого, относительно самостоятельного от всех других метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интрос­пекцию). В социальной работе под наблюдением понимают метод изучения особенностей индивидов или социальных систем на осно­ве фиксации проявлений их поведения.

Эксперимент. Ведущий метод научного познания, в том числе социальных и психологических исследований, направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, характеризует­ся созданием оптимальных условий для изучения определенных яв­лений, а также целенаправленным и контролируемым измерением этих условий. В отличие от наблюдения эксперимент — активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмеша­тельство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет ответить на вопросы "Как? Ка­ким образом это происходит?", то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода: "Почему это происходит?"

Теоретический уровень научного исследования осуществляет­ся на рациональной (логической) ступени познания. На данном уров­не происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сто­рон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям.

Среди общенаучных теоретических методов можно выделить:

- метод научной абстракции, который состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (выч­ленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания:

— исследование начинается с конкретного анализа и обобще­ния эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие по­нятия и определения науки;

— на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;

- метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуе­мое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;

- метод индукции и дедукции. С помощью индукции обеспе­чивается переход от изучения единичных фактов к общим положе­ниям и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;

- единство общего и особенного в теории и практике социаль­ной работы. Технология социальной работы в широком смысле вклю­чает социальные теории процесса социального развития, представ­ляет собой единство метода и многообразие методик;

- исторический метод. Историческое исследование не толь­ко выявляет социальные закономерности возникновения, станов­ления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;

- метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных со­циальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, катего­риях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;

- единство качественного и количественного анализа как ме­тод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социаль­ного развития.

К общенаучным методам можно отнести и стоящие несколько особняком статистические методы, позволяющие с помощью математических процедур статистического анализа проверять эмпирические гипотезы и устанавливать достоверность полученных данных.

3. Частные специальные научные методы — это специфичес­кие способы познания и преобразования отдельных областей реаль­ного мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии — метод социометрии, в математике — корреляционный анализ и т. д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.

Таким образом, теория социальной работы — это наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регули­рования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях, защите ее прав и свобод посред­ством целенаправленного воздействия на личность и окружающую ее социальную среду.

Наши рекомендации